Идеи и личность В.И. Ленина в свете истории создания конституции СССР 1977 г.

В 2017 году исполняется 100 лет Октябрьской революции – событию, значение и масштабы которого трудно переоценить как для России, так и для всего мира. Первым лицом этого исторического события считается лидер большевиков, создатель Советского государства Владимир Ильич Ленин. Его идеи, высказывания, действия как партийного и государственного деятеля стали эталоном для преемников, стремившихся во всём следовать «заветам Ильича».
Не обошли стороной идеи Ленина и процесс создания последней Советской Конституции 1977 года, которой в год 100-летия революции исполняется 40 лет. В годы после принятия Конституции значение ленинского наследия не подвергалось сомнению: о новом Основном законе говорилось, что в нём «сохранены и развиты намеченные еще В.И. Лениным характерные черты конституции социалистического типа» . Современные исследователи вскользь упоминают о том, что разработчики Конституции восприняли идеи вождя пролетариата при подготовке материалов и проектов: А.Н. Медушевский говорит о том, что труды В.И. Ленина рассматривались как «сакральные тексты» для идеологических «ритуалов». С.А. Байбаков считает, что возвращение к ленинским идеям в противовес обозначенному культу личности И.В. Сталина позволяло критически подойти к анализу действующей Конституции 1936 г., но, с другой стороны, сужало «диапазон поиска, канонизируя теоретическое наследие Ленина, принадлежавшее к другой исторической эпохе».
Думается, следует говорить о том, что ленинские идеи понимались создателями Конституции и формально (как лозунг, призыв, декларация), и содержательно (причём и в негативном, и в позитивном ключе). Изученные нами архивные документы ГА РФ и РГАНИ подтверждают это – записки, справки, проекты и материалы сотрудников аппарата Президиума Верховного Совета СССР; предложения граждан, поступавшие в Конституционную комиссию (по факту – в Президиум ВС СССР); записки рабочей группы ЦК КПСС по подготовке Конституции, а также записи заседаний Политбюро ЦК КПСС. Идея возврата к постулатам вождя Октябрьской революции пришла к Н.С. Хрущёву после критики культа личности И.В. Сталина на XX съезде КПСС в 1956 г. Стенограмма заседания Политбюро ЦК КПСС от 14 декабря 1959 г., посвящённого разработке новой Программы партии, показывает это. Н.С. Хрущёв отметил, упомянув действующую Конституцию и говоря о сменяемости руководства всех звеньев государственной власти: «Этим мы переходим к реализации положения Ленина, что каждая кухарка должна уметь управлять своим государством. Здесь получится очерёдность в выполнении общественных функций» .
В этом его поддержал, в частности, А.И. Микоян5 , а также другие выступавшие. Так, был поставлен вопрос о демократизации общества в свете новой концепции развёрнутого строительства коммунизма, подспудно было сказано о необходимости изменить Конституцию. 25 апреля 1962 г. при Верховном Совете СССР была создана Конституционная комиссия, председателем которой стал Никита Сергеевич. К работе над проектом были привлечены сотрудники аппарата Президиума ВС СССР. В одном из архивных дел имеется справка «Материалы по конституционным вопросам»6 , датируемая предположительно 1962 г. Она содержит раздел о роли В.И. Ленина в создании Конституций 1918 и 1924 гг., об основных положениях этих Конституций – некоторые подчёркнуты в тексте карандашом, например: «вся власть в центре и на местах принадлежит… Советам»7 , о выступлении Ленина против плана Сталина об автономизации республик8 , о праве союзных республик принимать свои уголовные и гражданские кодексы по Конституции 1924 г.9 , о связи Советов с производством – «выборы по заводам, по местным крестьянским и кустарным округам»10. Подчёркнуты и два разных, но вместе стоящих в тексте высказывания Ленина о роли партии в государстве: о том, что каждый важный политический или организационный вопрос решается с руководящим указанием партии, но, с другой стороны, и о том, что надо «за партией оставить общее руководство работой всех госорганов вместе, без …мелкого вмешательства».
По большинству из этих вопросов (усиление роли Советов, децентрализация управления, производственный принцип выборов, руководящая роль партии) в аппарате Президиума ВС СССР и среди представителей научного сообщества проходили дискуссии. В том же архивном деле сохранилась копия справки «В.И. Ленин о Конституции».
Она содержит цитаты – высказывания В.И. Ленина по политическим, идеологическим, конституционным вопросам. Конкретные предложения разработчиков Конституции, отражённые в архивных документах, часто восходят к позициям В.И. Ленина. Например, в записке «Об итогах деятельности Верховного Совета СССР…» марта 1962 г. говорилось о снижении активности органов народного представительства, поскольку в Конституции 1936 г. было указано, что Верховный Совет осуществляет все права Союза ССР, если они не принадлежат подотчётным ему органам – Президиуму, Правительству и министерствам.
В условиях, как пишут авторы, культа личности И.В. Сталина такое положение давало возможность нарушить важный ленинский принцип полновластия Советов. Это сказалось и на круге рассматриваемых Верховным Советом СССР вопросов: отмечалось, что по практике, сложившейся при жизни В.И. Ленина, «на обсуждение съездов Советов и сессий ВЦИК и ЦИК регулярно выносились вопросы, касающиеся промышленного и сельскохозяйственного развития страны, финансовой и торговой политики Советского государства»13, а за всё время своего существования с 1937 г. Верховный Совет СССР «ни разу не обсуждал вопросы, связанные с деятельностью Советов депутатов трудящихся». Поэтому в проекте Конституции СССР осени 1964 г. говорилось о том, что Верховный Совет может принимать к рассмотрению любой вопрос союзного значения, закреплена его исключительная компетенция.
Были и другие предложения, связанные с идеями вождя Октябрьской революции 1917 года. Заведующий Отделом по вопросам работы Советов Президиума ВС СССР П.В. Туманов направил записку от 4 ноября 1962 г. на имя Председателя Президиума ВС СССР Л.И. Брежнева об организации власти на местах по ленинским принципам в свете проходившего в стране укрупнения сельсоветов. «В отдельных населенных пунктах… низовыми органами власти (местного самоуправления) должны являться общие собрания граждан. …общие собрания граждан будут проводиться по кварталам, улицам, микрорайонам. (Согласно Конституции РСФСР 1918 года в отдельных населенных пунктах вопросы управления разрешались общими собраниями избирателей)»16. Далее П.В. Туманов предложил компетенцию таких собраний – от вопросов благоустройства территории до здравоохранения17. Данный институт был обозначен термином «народные собрания» и закреплён в главе XIII проекта Конституции СССР осени 1964 г.18, хотя в Конституции, принятой в 1977 г., этого не было закреплено.
После октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964 г. в руководстве страны произошли перестановки, а радикальная идея развёрнутого строительства коммунизма вскоре сменилась умеренной концепцией развитого социализма. Председателем Конституционной комиссии стал Л.И. Брежнев. Процесс разработки Конституции замедлился, хотя и продолжался. В записке рабочей группы ЦК КПСС по подготовке проекта Конституции во главе с А.Н. Яковлевым, датируемой не ранее 31 августа 1968 г., говорится о предложении изменить наименование правительства – Совета Министров СССР. «…Правительство – Совет Народных Комиссаров, а член Правительства – народный комиссар. …Наименование Правительства Советом Народных Комиссаров подчёркивало бы его историческую преемственность с первым Советским правительством во главе с В.И. Лениным».
Как известно, в итоге к старому обозначению Правительства возвращаться не стали. Интересно замечание сотрудников аппарата Президиума ВС СССР, которое было направлено на критическое осмысление идей В.И. Ленина. Сохранилась записка (без подписи) июля 1975 года, в которой ставится под вопрос существование статьи 6 проекта Конституции о руководящей роли партии в государстве и обществе: «…забываются ленинские принципиальные указания о том, что авторитет партии опирается не на принуждение, а на убеждение». Однако, как известно, статья 6 была сохранена.
Интересным образом отразилась личность Владимира Ленина как человека, символизирующего Советский Союз, его непростую историю, в письмах граждан, поступавших в Конституционную комиссию, то есть в Президиум ВС СССР. В изображение действующего союзного герба они вклеивали вырезанное из газеты или журнала изображение лица В.И. Ленина.
Например, Носредин Кулиев в письме от 24 февраля 1965 г. указывал, присылая изображение нового герба СССР: «Поэт В.В. Маяковский писал: «Мы говорим – Ленин, подразумеваем – партия, Мы говорим – партия, подразумеваем – Ленин». Теперь можно сказать: Будем говорить – Ленин, подразумеваем – СССР, Мы будем говорить – СССР, подразумевать будем – Ленин»21. Владимир Павловский в письме от 4 апреля 1970 г. в связи со 100-летием со дня рождения вождя просит: «в верхней части герба, где находилась звезда, поместить бюст В.И. Ленина как создателя первого в мире многонационального государства рабочих и крестьян»22. Анатолий Будков в письме июля 1973 г. так обосновал своё предложение поместить в центр герба портрет В.И. Ленина: «Я думаю он этого достоин и в этом я думаю согласится весь Советский народ»23. Однако создателям Конституции, по всей видимости, существующее изображение Государственного герба СССР показалось настолько гармоничным во всех пропорциях, что его не стали изменять.
7 октября 1977 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев в заключительном слове на внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР IX созыва после того, как Конституция была официально принята, сказал следующее. «Пройдут годы, десятилетия, но этот октябрьский день навсегда останется в памяти народной как яркое свидетельство подлинного торжества ленинских принципов народовластия»24. Увы, построенная на ленинских идеях Конституция не просуществовала и полутора десятка лет.
Конечно, архивные документы свидетельствуют о том, что были попытки критически осмыслить идейное наследие вождя пролетариата, а не слепо повторять красивые и заученные цитаты классика, но эти попытки ничем не кончились. Безусловно и то, что в отказе от ряда новаций сыграли свою роль консервативные настроения в высшем партийном руководстве страны. В то же время нельзя счесть Конституцию 1977 года реакционным документом, поскольку ленинские принципы народовластия, о которых сказал генсек, действительно были закреплены в положениях Конституции о Верховном Совете СССР (например, возможность вынесения закона на референдум при разногласиях его палат в процессе принятия закона), отчасти – в положениях о местных Советах и народных депутатах. Как знать, возможно, «перестройка» второй половины 1980-х гг. с её серьёзными и неоднозначными изменениями Конституции разрушила план постепенного демократического развития, намечавшийся в последней Советской Конституции в свете мыслей вождя Октябрьской революции Владимира Ленина.
Стрекалов Илья Николаевич (МГУ имени М.В. Ломоносова)
Другие новости и статьи
Запись создана: Среда, 12 Декабрь 2018 в 1:14 и находится в рубриках Развитие в 60 - 80-е годы XX века.
метки: Ленин, конституция
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика