2 Ноябрь 2020

Новые духовно-политические основания в исторической политике России в XVII в

oboznik.ru - Венчание на царство Михаила Романова
#история#Русь#Россия

В XVII веке в России после потрясений Смутного времени сменилась правящая династия – вместо угасшей московской линии Рюриковичей в 1613 году на престол по итогам Земского собора взошёл Михаил Фёдорович Романов. Новой династии требовались оправдание и доказательство того, что она имеет право на царствование. Право Романовых на престол стало ключевым моментом исторической политики Русского царства.

Было очевидно, что те постулаты, которые выработала историческая политика в России в XVI веке, должны были быть переосмыслены и адаптированы с учётом социальных и политических сдвигов. Существует множество текстов, в которых можно обнаружить новые, по сравнению с предыдущим столетием, духовнополитические смыслы, однако наиболее ярко они проявляются в трёх – Утвержденной грамоте об избрании на царство Михаила Фёдоровича 1613 года, «Временнике по седмой тысящи от Сотворения света во осмой в первые лета» дьяка Ивана Тимофеевича Семёнова (кон. XVI – 1617, незначительные правки до 1631) и Новом летописце, продолжении Никоновской летописи (1630)1 .

Утвержденная грамота «была написана и прочтена на соборе»2 1613 года, на котором был избран Михаил Фёдорович, и распадается на три части. Короткое богословское введение и беглый обзор истории династии Рюриковичей до ухода в монастырь вдовы царя Фёдора Ивановича являются прямым цитированием аналогичной грамоты Бориса Годунова.

Они содержат те духовно-политические смыслы, которые были найдены в XVI в. – богоизбранность русских царей («От Него же приимша земля наша Руская своими государи обладаема быти»3 ), происхождение династии от римского императора Августа («царей Росийских корень изыде от превысочайшего цесарского престола и прекрасноцветущего и пресвтлаго корени Августа кесаря, обладающего всею вселенною» ) и постепенное накопление благочестия в России.

Третья же часть, наиболее обширная, посвящена событиям Смутного времени и избранию на царство Михаила Фёдоровича. Основной вопрос новой исторической политики – доказательство права новой династии занять престол – в Утвержденной грамоте был решён через родство последнего царя из Рюриковичей с отцом первого царя из Романовых, патриархом Филаретом: «Нашъ царь i великиi князь Федор Iванович, всеа Русиi самодержец,… душу свою праведную приказал отцу своему и богомолцу, святйшему Иеву, патриарху Московскому i всеа Русиi, да брату своему царскому Федору Микитичю Романову» ; «блаженные памяти царя i великого князя Федора Iвановiча всеа Русиi, племянника Михайла Федоровича Романова-Юрьева»6 ; «Он, великиi государь, блаженные памяти хвалам достойнаго великаго государя царя i великого князя Федора Iвановича, всеа Русиi самодержца, двоюродного брата Федора Никитича Романова-Юрьева сын]»7 и проч. Кроме того, несмотря на достаточно подробное описание избрания нового царя народом, составитель Утвержденной грамоты подчёркивает именно богоизбранность новой династии: «Христолюбиваго и Богом iзбраннаго, великого государя царя i великого князя Михайла Федоровiча всеа Русиi…» .

Подобные смыслы находятся и во втором предложенном тексте. В научной литературе сложилась краткая форма его названия – Временник Ивана Тимофеева. Собственно Романовым в тексте «Временника» уделено не так много места. Это главы «О царице Анастасии Романовне и её детях» (в описываемые времена Романовы ещё не носили эту фамилию) и «О вдовстве московского государства».

При их сопоставлении можно заметить ряд особенностей. Во-первых, Тимофеев не указывает прямо на родство первых Романовых с Иваном Грозным. Единственной связью можно условно считать лишь следующее высказывание: «До избрания и нововоцарения воздвигнутого богом от рода в род наследника царского, государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси…».

Во-вторых, исходя из этого же отрывка, можно предположить, что, несмотря на факт избрания царя, Тимофеев в первую очередь считает, что Михаил Фёдорович поставлен и дан России Богом после покаяния и усердных молитв.

Этому в тексте находятся ещё подтверждения: «Но через некоторое время вместо утерянной нашли иную, новую, подобную той, – говорю о боголичном Михаиле, которого бог воздвиг после благонравного царя Федора. Он призван не от людей и не людьми, – как говорит Павел»10. Тимофеев превозносит царя Михаила Фёдоровича и его отца патриарха Филарета, считая их воцарение спасением Божиим: «Так и нашему государю Михаилу царю великое русское царство, предуготовав, отдал в полную власть… он возвысил любителя благочестия и красоты церковной – трижды святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всей великой Руси, избранного по смотрению божию на превысочайший святительский престол».

Аналогичные смыслы прослеживаются и в Новом летописце. Во-первых, автор подчёркивает, что избрание Михаила – всего лишь исполнение воли Божией: «Бывшу же волненiю велiю, и никто же смяше проглаголати, еже кто и хотяше здлати, коли Богу чему не повелвшу и не угодно Ему бысть». Однако смутное и широко трактуемое упоминание родства «наследника царского» Михаила с Рюриковичами здесь заменено полноценным указанием на степень связи: «Тако благослови Богъ и прослави племя и сродство царское, достославного и святого и блаженныя памяти государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русiи самодержца, сына велика боярского роду боярина Фёдорова сына Никитича Юрьева».

Это призвано подчеркнуть прямую преемственность Романовых от Рюриковичей, которые уже «наработали» благочестие и стали настоящими предстателями Русской земли перед Богом. Таким образом, одними из важнейших смыслов новой исторической политики России в XVII в. стали родство Романовых с Рюриковичами (при этом подробность описания степени этого родства разнится) и богоизбранность новой династии даже с учётом и признанием того, что Михаил Фёдорович был избран на Земском соборе.

Страхов Александр Борисович (МГУ имени М.В. Ломоносова)

Другие новости и статьи

« «Историк не Летописец»

Биография князя Владимира Святославича в современной российской культурной памяти »

Запись создана: Понедельник, 2 Ноябрь 2020 в 0:24 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика