Творчество Карамзина Н.М. – энциклопедия русской жизни

Говоря о прозе, невозможно обойти вниманием великого русского историка, писателя, публициста, критика, основоположника русского сен иментализма Николая Михайловича Карамзина (1766-1826 г.г.). Первоначальное образование Карамзин получил дома, затем четыре года провел в пансионе университетского профессора Шадена (1779-1783 г.г.). Военная служба длилась недолго, с 1783 г. по 1784 г. он служил подпрапорщиком в Преображенском полку в Петербурге. В этот период Николай Михайлович вступает в масонское «Дружеское общество» Новикова, где состоял 4 года.
Чтение, переводы с немецкого и французского Шекспира, Лессинга, Д. Томсона, издательская деятельность в журнале «Детское чтение для сердца и разума» – это малая часть того, чем занимается Карамзин в этот период. В 1789 г. выходит в свет приложение, в котором он опубликовал свою первую оригинальную повесть «Евгений и Юлия», где раскрыл свои взгляды на проблемы формирования личности [1]. В 1789-1790 г.г. Карамзин путешествует по Европе. 17 мая 1789 г. из Твери через Петербург, Нарву, Дерпт, Ригу он выехал в дальнее путешествие. Посетив Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию и Англию, Карамзин вернулся на родину только в сентябре 1790 г.
После краткого пребывания в столице писатель перебрался в Москву, где и принялся готовить издание собственного журнала, который начал выходить со следующего, 1791 г. под названием «Московский журнал». С первого же номера Карамзин стал публиковать, писавшиеся под свежим впечатлением только что проделанного путешествия по Европе, «Письма русского путешественника» – свое первое крупное произведение. Два года печатались «Письма» в «Московском журнале», вызвав широкий читательский интерес, принеся автору известность и уважение.
В этом же журнале опубликованы его повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», а также многочисленные очерки, рассказы, критические статьи и переводы. В последнем, сдвоенном октябрьско-ноябрьском номере «Московского журнала» за 1792 г. было завершено печатание написанной второй части «Писем русского путешественника». Издать «Письма» удалось только в 1797 г., да к тому же лишь первую часть – без описания впечатлений о Париже и Англии, вторую – запретила цензура. Первое полное издание «Писем русского путешественника» появилось только в 1801 г. после смерти Павла I. В дальнейшем при жизни писателя «Письма русского путешественника» печатались трижды в составе собрания его сочинений.
С петровского времени перед обществом остро и на каждом историческом этапе злободневно стоял вопрос о взаимоотношении России и Запада. Вопрос этот решался и на государственном, и на экономическом, и на идеологическом уровнях. Из года в год росло число переводов научных и художественных, социологических, философских и специальных прикладных по разным отраслям знаний книг и статей с различных европейских языков. Опыт Запада – политический, общественный, культурный все время осваивался и учитывался, при этом осваивался и учитывался и примитивно, подражательно и критически, самостоятельно. И все же о Западе русские люди знали недопустимо мало. Запад о России знал и того меньше. Приезжавшие иностранцы увозили тощую и чаще всего искаженную информацию.
Ездившие за границу русские люди не делились своими впечатлениями. Карамзин хорошо знал сложившееся положение, и осознавал свой долг писателя преодолеть это взаимное незнание. Он писал: «Наши соотечественники давно путешествуют по чужим странам, но до сих пор никто из них не делал этого с пером в руке». Карамзин принял на себя ответственность путешествовать с пером в руке. Оттого его «Письма русского путешественника» открывали Запад широкому русскому читателю, и знакомили Запад с Россией. Этой задачей объясняется важнейшая сторона «Писем» – их информативность. Они написаны в просветительской традиции – в беллетризованной форме Карамзин сообщал множество точных, объективных сведений и фактов, информировал, просвещал, воспитывал.
«Письма русского путешественника» явились своеобразной энциклопедией, запечатлевшей жизнь Запада накануне и во время величайшего события конца XVIII века – в эпоху французской революции. Кризисное состояние мировоззрения Карамзина в 1794 г. и определило в конечном счете идейную позицию Путешественника, позволило ему сформулировать свое отношение к революции вообще. «Переписка» Мелодора и Филалета, возникшая в 1794 г. как непосредственная реакция на якобинскую диктатуру с ее террором, является важным комментарием к «Письмам русского путешественника». Путешественник как бы принимает веру Филалета в своем отрицании революционного пути к счастью человека. Путешественник, несомненно, выражал и точку зрения автора, что любые насильственные потрясения губельны для нации и народа.
В данном случае Путешественник и Автор находят общий язык, поскольку исповедуют идеалы просветителей, утверждавших, что путь к справедливому общественному устройству лежит через просвещение, а не через революцию, через воспитание добродетельных граждан. Но, несомненно, за этим просветительским щитом стоит и убеждение дворянина. Автор – принципиальный противник революции, он не приемлет насильственного изменения существенного социального строя. И все же позиция Карамзина и сложнее и, главное, историчнее взгляда Путешественника.
Оттого писатель испытывал необходимость высказаться, печатно изложить свое мнение не о якобинском этапе французской революции, но о революции вообще, о месте революции в движении народов по пути прогресса. Свое намерение он осуществил в 1797 г., когда его понимание революции более или менее определилось, но не в русской печати, а за рубежом – в гамбургском журнале «Северный зритель». Карамзин опубликовал в «Зрителе» статью «Несколько слов о русской литературе». Центральное место в ней занял своеобразный (скорректированный) пересказ «Писем русского путешественника», в который и было включено мнение писателя, отсутствующее в их русском издании. Статья «Несколько слов о русской литературе» и запечатлела попытку Карамзина дать историческое объяснение революции. Оттого он в 1790-е годы и начинает с особым вниманием относиться к истории – европейской и русской. Интерес к истории Карамзина означал, что начался активный процесс преодоления противоречий просветительской идеологии. Он убедился, что истину не изобретает разум, но она извлекается из опыта многовековой жизни народа.
Только история и исторический опыт каждой страны позволят обнаружить «малоизвестную стезю», которая и приведет ее к «храму истинной мудрости». От всеобщих, поистине глобальных этических проблем судеб человечества и трагизма жизни человека в 1790-е годы естественным оказался переход к громадным проблемам исторического бытия нации, переход от «Писем русского путешественника» и повестей к «Истории государства Российского». При поддержке министра народного просвещения графа М.Н. Му- равьева Карамзин получает титул историографа при царском дворе, и в 1816 г.вышли первые 8 томов его огромного, капитального груда «История Государства Российского», в 1821 г. – 9-й, в 1824-м – 10-й и 11-й, 12-й том был опубликован уже после кончины Карамзина Д.Н. Блудовым. В материалах РГВИА хранятся два письма на имя цесаревича Константина Павловича о написании 2-го тома «История Государства Российского» и дарении одного из томов [2]. А.С. Пушкин в 1827 году писал: «Появление «Истории государства Российского» (как и надлежало быть) наделало много шуму, и произвело сильное впечатление. 3000 экземпляров разошлись в один месяц, чего не ожидал и сам Карамзин. Светские люди бросились читать историю своего отечества. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Карамзин призывал больше обращать внимание на юное поколение, уделял большое внимание вопросам патриотического воспитания, много сделал для формирования национального русского самосознания своего народа, выявления и приумножения талантов.
В своей статье «Отчего в России мало авторских талантов» (1802 г.) он писал: «Хотя талант есть вдохновение природы, однако ж ему должно раскрыться ученьем и созреть в постоянных упражнениях… Без редкого терпения гений не может воссиять во всей своей лучезарности! Работа есть условие искусства; охота и возможность преодолеть трудности есть характер таланта» [3]. Писатель ратовал за качественную подготовку отечественного учительства, и не одобрял передачи воспитания детей иностранцам. Развитие и пропаганда русской словесности занимала у Карамзина не менее важное место, чем история. Писатель неустанно пропагандировал величайшую роль образования в деле укрепления в личности гражданственности, выявления в ней талантов и применения всего этого на благо Отечества.
В политических статьях, написанных в первые два десятилетия XIX века, Карамзин обращался с рекомендациями правительству, пропагандировал идею всесословного, хотя и не одинакового для разных сословий, просвещения. Подтверждая это, он опирался на исторические факты. По Карамзину, книги появились еще до Владимира; во времена Ярослава Мудрого состоялось открытие училища в Новгороде, где 300 отроков приобретали «сведения, нужные для священного сана и гражданских чиновников». Карамзин уделяет внимание и государственным деятелям, способствовавшим развитию просвещения в России. Отмечал Бориса Годунова, пригласившего в страну зарубежных ученых и отправившего 18 человек за границу (в Швецию и Германию) для обучения.
О положительных и негативных последствиях реформ Петра I Карамзин писал так: «Петр Великий, соединив нас с Европою и показав нам выгоды просвещения, ненадолго унизил народную гордость русских. Мы взглянули, так скатать, на Европу и одним взором присвоили себе плоды долговременных трудов ее» [4]. О роли Московского университета пишет в статье «Историческое похвальное слово Екатерине II» Александру I.
Опираясь на книгу Монтескье «Дух законов», он настаивал на осуществлении политики просвещенного абсолютизма. Стараясь подействовать на царя, Карамзин передал ему свою «Записку о древней и новой России» (1811 г.), которая при жизни писателя не печаталась. Он не поддерживал либеральных преобразований и в направленной Александру I «Записке», пренеб- режительно отозвался о Сперанском «об ученом школьнике, который, требуя по новым правилам самых разнообразных познаний от поступав- ших на государственную службу, сам делал грамматические ошибки» [5].
Объективно политическая позиция Карамзина в условиях начатой декабристами борьбы с самодержавием носила реакционный характер. Но достижения Карамзина–художника, его преданность литературе, личная честность и гражданская смелость привлекали в дом писателя передовых деятелей эпохи – его посещали декабристы Н.И. Тургенев, Н.М. Муравьев, молодой Пушкин. С 1804 г. Карамзин целиком отдался громадному труду – созданию многотомной «Истории государства Российского». В 1818 г. из печати вышли первые восемь томов «Истории». Против монархической концепции Карамзина выступили декабристы. В 1821 г. вышел 9-й том, посвященный царствованию Ивана Грозного, в 1824-м – десятый и одиннадцатый тома, рассказывавшие о Федоре Ивановиче и Борисе Годунове. Смерть Карамзина в 1826 г. оборвала работу над двенадцатым томом «Истории».
Сохраняя свои идейные позиции, историк не остался глух к общественным событиям, предшествовавшим восстанию декабристов, и изменил акценты в последних томах «Истории» – в центре внимания оказались самодержцы, ставшие на путь деспотизма. Девятый том, где резко осуждалась тирания Грозного, имел особенно большой успех. К. Рылеев использовал его материал в своих «Думах». Большое значение для создания трагедии «Борис Годунов» Пушкина имел десятый том «Истории» [6]. Несмотря на необычность жанра, «История государства Российского» есть крупное произведение русской литературы, высшее художественное достижение Карамзина, его главная книга. Она на историческом материале учила понимать, видеть, и глубоко ценить поэзию действительной жизни. Героями Карамзина стали родина, нация, ее гордая, исполненная славы и великих испытаний судьба, нравственный мир русского человека. Карамзин с воодушевлением прославлял русское, «приучал россиян к уважению собственного». Политические убеждения писателя обусловили его сосредоточенность на изображении жизни князей, царей, государства. Вобрав опыт летописей, «История» вооружала новую русскую литературу важными знаниями прошлого, помогала ей опираться на национальные традиции.
На первом этапе Пушкин и Гоголь в своем обращении к истории отечества показали, как громаден и важен был вклад Карамзина. Карамзин-писатель был открывателем нового. В своих повестях он открыл жизнь сердца своего современника, богатый мир его нравственной жизни. Создав «Письма русского путешественника», он открыл русским людям огромный мир напряженной социальной, политической и духовной жизни народов Западной Европы в пору, когда устои феодального общества потрясла французская революция. Карамзин просвещал, и воспитывал своих читателей, учил ценить достижения человеческого ума, культуру людей разных наций, понимать жизнь и обычаи других народов и любить свою родину; заставлял вслед за Русским Путешественником задумываться над важнейшими проблемами жизни человека, народов и любимой России. Являясь уникальной личностью, Н.М. Карамзин вошел в российскую культуру как исторический гений, талантливый публицист, незаурядный писатель, утверждающий в русской литературе новое направление – сентиментализм; выдающийся педагог, справедливый критик и, самое главное, как гражданин своего Отечества в самом высоком понимании этого значения.
Список использованных источников:
1. Паначин Ф.Г. Н. М. Карамзин: историк и педагог //Преподавание истории в школе –М.– 1989 – №6. С.27 2. РГВИА, ф.25, оп. 2/161а, д. 334, л.23; д.434, л. 19 3. Карамзин Н.М. Соч.: В 2 т.– Л.– 1984.– Т.2. С. 123–124. 4. Там же. – С. 227. 5. Тургенев Н.М. Россия и русские. –М.–1915– С.340. 6. Н.М. Карамзин “Письма русского путешественника” .– М.–1982.– С.4.
Панченко А.В. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Другие новости и статьи
« Аварийно-ремонтные бригады округа будут нести дежурство в военных городках в новогодние праздники
Средства массовой информации и национальная безопасность »
Запись создана: Воскресенье, 23 Декабрь 2018 в 2:13 и находится в рубриках Современность.
метки: Карамзин
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика