Средства массовой информации и национальная безопасность

Национальная безопасность – это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способность распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации [3; с.12]. Национальная безопасность включает в себя три уровня: безопасность человека, общества и государства. Это динамичное состояние.
Роль СМИ в формировании образа будущего России
Состояние абсолютной безопасности, когда отсутствуют события или процессы, угрожающие национальным интересам, является очень привлекательным, но практически недостижимым. На степень защищенность наиболее важных национальных интересов влияют не только состояние социально-экономической системы, социальных институтов, но и возможности и способности государственных органов противостоять угрозам извне и изнутри. Информационная безопасность является составной частью национальной безопасности государства и подразумевает «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в информационной сфере, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое
развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства» [2, ст. 6]. Каким образом СМИ могут повлиять на уровень национальной безопасности Российской Федерации? Во-первых, СМИ являются важнейшим механизмом, с помощью которого государство поддерживает некоторый базовый национальный консенсус по поводу общих ценностей и идеологем, составляющих национальную и культурную идентичность [4], что служит формированию единого информационного пространства, и укрепляет вертикаль власти.
Кроме того, значительные массы населения доверяют СМИ, что делает возможным формирование необходимого государству общественного мнения и манипулирование им. Тем самым в значительной степени обеспечивается стабильность общества, его лояльность по отношению к власти, единое понимание национальных интересов. Во-вторых, для любого демократического государства характерен плюрализм мнений, их свободное выражение в средствах массовой информации. «Всеобщая декларация прав человека» в статье 19 провозглашает право на свободу убеждений и на свободное их выражения, поясняя, что это право включается в себя, в том числе, «свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [1, с. 10].
Однако справедливая критика властей, разумный контроль за их действиями должны быть нацелены на корректировку государственной политики, на решение стоящих перед обществом задач, а не на конфронтацию с властью и формирование в массовом сознании негативных стереотипов. Во-третьих, СМИ могут создавать реальную угрозу национальной безопасности, выражая протестные настроения в обществе, поддерживая различные оппозиционные группы, ставящие своей целью дестабилизацию политической системы, смену власти и т.п. Поскольку СМИ заинтересованы в сенсациях, то оппозиционные группы все чаще, желая привлечь к себе внимание, прибегают к неконвенциональным политическим действиям (массовым демонстрациям, заслонам на дорогах, вандализму и пр.), чтобы попасть в сводки новостей и, таким образом, привлечь к себе внимание населения. Современное российской телевидение зачастую, в погоне за рейтингами, вместо объективной информации и разных мнений предлагает зрителю спектакли, воздействующие на сознание, к сожалению, гораздо сильнее, чем доводы разума. В-четвертых, СМИ могут участвовать в информационной войне, и создавать положительный или отрицательный образ той или иной страны, партии, политического лидера. Сегодня мы наблюдаем, как за рубежом настойчиво формируется негативный образ России и президента В.В.
Путина, необъективно оценивается внутренняя и внешняя политика нашей страны, как растет противодействие российским журналистам, озвучиваются угрозы проведения масштабных и скоординированных компьютерных атак на российские серверы. В условиях нагнетания международной напряженности и существования серьезных внешнеполитических угроз безопасности Российской Федерации возрастает опасность использования информационного пространства для достижения геополитических, военно- политических и иных целей ведущими зарубежными странами. Имеется в виду не только ведение технической разведки (СМИ, вольно или невольно, разглашают государственные тайны о дислокации войск, их вооружении, численности, новейших военных разработках и пр.), но и усиление критики властей, дестабилизация политической ситуации в стране.
В-пятых, в целях деструктивного воздействия на сознание российских граждан, особенно молодежи, активно используется интернет, поэтому необходимо достичь согласия между журналистами, провайдерами, государственными структурами и всеми заинтересованными сторонами относительно его регулирования. Таким образом, российские средства массовой информации должны постоянно помнить, что их главная цель – не просто информирование, а защита интересов граждан, государства, общества. Учитывая то влияние, которое оказывают СМИ на формирование общественного мнения, журналисты должны прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия своих выступлений и публикаций, помнить о своей гражданской и этической ответственности перед обществом.
Список использованных источников:
1. Всеобщая декларация прав человека (официальный текст). – М.: «Права человека», 1996, 16 с.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (проект, 11 декабря 2016 г.) – Электронная публикация – http://www.scrf.gov.ru/documents/6/135.html
3. Косолапов Н.А. Безопасность международная, национальная, глобальная: взаимодополняемость и противоречивость // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 11, с.3–13.
4. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. – М.: Изд–во МГУ. 2000. – Эл. публикация – http:// www.medialaw.ru/publications/books/mp/4.htm
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. – Эл. публикация – http://www.scrf.gov.ru/documents/1/133.html
Дегтярев С.В., Нечаева Т.Ю. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Другие новости и статьи
« Творчество Карамзина Н.М. – энциклопедия русской жизни
Запись создана: Воскресенье, 23 Декабрь 2018 в 2:25 и находится в рубриках Современность.
метки: СМИ
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика