4 Май 2017

Революционные процессы 1917 года в представлениях студентов МЭИ

oboznik.ru - Н.Ф. Доброхотов о роли большевиков в событиях 1917 года в г. Ярославле и в стране (по воспоминаниям из фондов ЦДНИ ГАЯО)

oboznik.ru - Н.Ф. Доброхотов о роли большевиков в событиях 1917 года в г. Ярославле и в стране (по воспоминаниям из фондов ЦДНИ ГАЯО)

XX век оказался огромным испытанием для нашего народа. Мировые войны, гражданская война, тяжелейший голод, репрессии – все это обруши лось на Россию в течение жизни одного поколения. Неоднократно высказы валось мнение, что эти события отнюдь не случайны, а в значительной мере являются следствием революций 1917 г.

Авторы поставили перед собой цель заняться исследованием не столь ко причин и следствий событий 1917 года, сколько узнать, как эти события, сегодня, отзываются в среде современной молодежи. Еще В.О. Ключевский отмечал, что «ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоя щем и готовит катастрофу в будущем» .

Исследование заключалось в проведении опроса среди студентов Наци онального исследовательского университета«Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ»). Оно состояло из двух частей: личная беседа с ре спондентами и социальный опрос в Интернете, где участникам было пред ложено ответить на ряд вопросов. Данные беседы и опросы проводились с це лью не столько проверить респондентов на знание истории России, сколько понять, как относятся к революциям 1917 года современные студенты. В ка честве главного источника авторы данной статьи решили обратиться не к до кументам и архивам, но к человеческой памяти, передающейся из поколения в поколения, и старающейся сохранять свою объективность и беспристраст ность вне зависимости от идеологии государства и влияния средств массовой информации.

Первая часть данной работы заключалась в проведении интервью с не сколькими добровольцами. Респондентам было задано пять вопросов, в ко торых затрагивались темы их личного отношения к революциям 1917 года, отношения их семей к данным событиям, а также как революции повлияли на их семьи. В личном опросе приняло участие 8 человек из различных на правлений, специальностей, курсов и факультетов НИУ «МЭИ». При этом участники интервью имели право высказываться как анонимно, так и с указа нием сведений о себе. Первый вопрос звучал следующим образом: «Какими словами Вы може те выразить свое отношение к революциям и последующим событиям 1917 года?». Ответы уже на первый вопрос показали, насколько сильно и карди нально могут различаться мнения и оценки людей к революциям даже в пре делах одной социальной группы. Наиболее аргументированно высказалась студентка группы С-10-13 Ана ний Ксения: «Мое отношение к революции 1917 двоякое. С одной стороны имеется недовольство царствующей персоной в то время, потому что только благодаря ряду политических ошибок Николая II удалось уничтожить мо нархию фактически за одну неделю. Абсолютное отсутствие какого-либо ком промисса, неумение политических оппонентов слушать друг друга привели к Февральской и Октябрьской революции, за которыми последовала страшная гражданская война…» Большинство же ответов носило весьма краткую форму.

Бывший студент группы Э-02м-09 Мартынов Михаил сказал, что его отношение к революци ям скорее положительное, нежели отрицательное. А студент группы А-14м-16 Мигаль Иван ответил: «Отношение очень простое: это – исторический факт, только и всего». Второй вопрос был сформулирован следующим образом: «В чем, на ваш взгляд, заключается главное значение революций 1917 года?» Ответы на этот вопрос тоже получились достаточно разноплановыми. Мартынов Михаил ответил на этот вопрос так: «Революция позволила пе рейти к более прогрессивному строю и сделать из аграрной страны промыш ленную державу, массово дать детям образование, а всему народу – электро энергию. Хотя расправу над царской семьей однозначно не поддерживаю». Студент группы Эл-01м-16 Николай Федорцов ответил следующим обра зом: «Я кратко, не вижу смысла более дискутировать об этом вопросе… В со ветское время подобные рассуждения сопровождались неким благоговением, после распада Союза с пеной у рта кричали совсем другое. Да и сейчас хватает сторонников и противников у каждой стороны». В третьем вопросе авторы хотели узнать, как к революции относятся се мьи наших респондентов, и какое отношение к этому историческому событию передавалось из поколения в поколение. Ксения Ананий ответила на этот вопрос также емко: «К сожалению, в моей семье не осталось очевидцев событий революции.

В основном все выросли в советское время. Поколение, рожденное в 1924–1935 годах, разделилось на тех, кто побывал в ссылке с семьей и на тех, кто не помнит этого кошмара или просто еще не родился. Соответственно, и мнения у всех разные. Родители, выросшие в советский период, также имеют разные взгляды. 2–3 человека из всей семьи питают откровенную ненависть к некоторым политическим дея телем того времени (Ленин, Зиновьев, Троцкий Сталин), больше половины считают, что так было нужно, поскольку правительство стало умнее и благо разумнее». Мигаль Иван ответил, что в его семье к Революциям всегда относились плохо, поскольку любые революционные процессы – это огромные шаги на зад, сопровождающиеся смертью людей и «сломом» жизни. Четвертый вопрос звучал так: «Как революции повлияли на вашу се мью?» А пятый: «Есть ли информация, кем были представители вашей семьи до 1917 года? И как изменилось ваше положение после всех его событий?» Эти вопросы, по мнению авторов, являются наиболее интересными и пока зательными в том плане, что они позволяют продемонстрировать, как сильно могут поменяться условия жизни людей, их престиж и положения в обществе. Очень часто эти изменения были кардинальными.

Многие респонденты дали единый ответ на эти два вопроса. К числу от носится и Ананий Ксения, чей ответ был таков: «Мамина линия: мой дедушка был из дворянской семьи. В 1927 году родителей убили. Он с сестрой стал беспризорником, и в итоге попали в детдом. Моя бабушка родилась в мно годетной семье (10 человек). Прадедушка был очень хорошим валенщиком (был достаток в виде коровы, дома и сада). После революции все имущество конфисковали, а его семью отправили в ссылку. Вернулись они с испорчен ным здоровьем и стали строить новый дом. Папина линия: родители как были крестьянами, так ими и остались, а жизнь их никак не изменилась после ре волюции». По результатам интервью нужно отметить, что отношение к революции у ребят скорее негативное, нежели позитивное. Основной причиной такого отношения явились, сохранившиеся в семье тяжелые воспоминания об этом периоде. Вторая часть данной работы заключалось в проведении социального опро са среди студентов, посвященного февральской и октябрьской революциям 1917 г. Студентам было предложено ответить на 7 вопросов, где каждый во прос имел несколько вариантов ответа. В данном опросе приняло участие 130 человек.

Первый вопрос звучал таким образом: «Какое влияние революции 1917 года, на ваш взгляд, оказали на дальнейшие события и исторические процессы ХХ века?»3 Здесь было предложено три варианта ответа, которые в итоге распределились следующим образом: 53,8% проголосовали за вариант «значительное влияние», 38,5% – «максимальное влияние», 5% выбрали «не значительное влияние», а 2,7% затруднились ответить на данный вопрос4 . Во втором вопросе респондентам предлагалось определиться с характе ром революций. Стоит отметить, что большинство опрашиваемых студентов в данном вопросе уверены в том, что эти революции являются закономерным итогом непростых общественных отношений конца XIX – начала ХХ века (за этот вариант проголосовало 83,8% процентов респондентов), в то время как лишь 10,8% посчитали революции чередой случайный событий и совпадений. Остальные 5,4% затруднились ответить на этот вопрос. В третьем вопросе участникам опроса было предложено поразмыслить над объективными причинами революций и выбрать, на их взгляд, основную. На данный вопрос было предложено 9 вариантов ответов. По мнению опрошен ных студентов, именно кризис самодержавия послужил основной объектив ной причиной революций 1917 года – 59,2% респондентов отметили именно этот вариант.

На второе место студенты поставили экономические трудности, которые испытывала Российская империя из-за своего участия в первой ми ровой войне (52,3%), а на третье место студенты поставили тяжелые условия жизни рабочего класса в те годы (43,1%). Меньше всего голосов набрал вари ант «несправедливая национальная политика» (18,5%), а 5,4% опрошенных и вовсе затруднились ответить на данный вопрос. Четвертый вопрос был аналогичен третьему, но за тем исключением, что вместо основной объективной причины участникам было предложено вы брать субъективную. Здесь было предложено четыре варианта ответов, кото рые по итогам опроса распределились следующим образом: 46,2% опрошенных посчитали главным субъективным фактором революций наличие хорошо организованной дисциплинированной группы – партии большевиков; 33,1% посчитали именно идеологические метания интеллигенции в те годы основ ной причиной революций; 19,2% затруднились ответить на данный вопрос; 16,2% уверены, что главной субъективной причиной послужила пассивность населения в 1917 году. Пятый вопрос предлагал респондентам выделить, по их мнению, главный итог революций. Этот вопрос содержал в себе семь различных вариантов ответов. Чаще всего студенты выбирали вариант «отречение царя и ликви дация монархии» – 45,4% ответов.

Далее расположился вариант «Россия в течение нескольких следующих лет превратилась из аграрной в индустриаль ную державу» – 40,8%. Замкнул тройку лидеров вариант «полная смена эли ты» – 35,4%. Меньше всего голосов набрал вариант «образование двоевла стия» (имелся в виду созыв Учредительного собрания и его «противостоя ние» с советской властью) – 4,6%5 . В шестом вопросе студентам было предложено еще раз выразить свое от ношение к революциям 1917 года, где было четыре варианта ответов. 59,2% опрошенных считают революции 1917 года военным и государственным пе реворотом, 22,3% относятся к этим явлениям, как великим и закономерным историческим событиям, 10,8% затруднились ответить, а 7,7% вообще никак не относятся к революциям.

Заключительный седьмой вопрос звучал так: «Как вы считаете, какое ме сто по своей важности занимают Революции в истории России?»6 Здесь оцен ки респондентов получились достаточно интересными и необычными: 82,3% опрошенных считают революции одним из главных событий отечественной истории, в то время, как всего лишь 1,3% считает, что революции являются самым значимым событием в российской истории. 13,8% считают револю ции рядовым событием, поскольку массовые восстания и мятежи были и до 1917 года. Несмотря на то, что опросы и интервью проводились в сравнительно не большой и однородной среде, мнения и отношения к революциям в некото рых случаях различаются кардинальным образом. К тому же, многие оценки не совпадают с теми, которые превалировали, как в советском, так и в нынеш нем российском обществе.

Авторы считают, что данное исследование должно стать первым шагом на большом и трудном пути – подобные опросы нужно проводить среди различных социальных групп, включая студенческие. Авто ры предлагают не забывать про человеческую память. История человечества не раз доказывала, что очень часто именно человеческая память являлась наи более объективным и честным критерием общественно значимых событий прошлого. В заключение можно привести слова выдающегося российского историка Сергея Михайловича Соловьева: «Спросим человека, с кем он знаком, и мы узнаем человека; спросим народ его истории, и мы узнаем народ».

 

Стасенко Никита Андреевич, Ромашкина Татьяна Александровна (НИУ «Московский энергетический институт»)

Другие новости и статьи

« В Финансовом университете прошел Торжественный митинг в честь 72-й годовщины Великой Победы

Набор курсантов для подготовки специалистов в области информационных технологий »

Запись создана: Четверг, 4 Май 2017 в 4:49 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика