12 Апрель 2019

Отражение событий Великой Отечественной войны в документальном кино

#война#кино#фильмы

Кино, в частности документальное, оказывает большое влияние на формирование взглядов и убеждений сознания миллионов людей. В нем, в рамках документального повествования, отражаются актуальные темы личностного, общественного, политического и экономического характера.

На страже памяти: советская военная кинодокументалистика накануне Великой Отечественной войны

С появлением документального кино человек приобрел возможность увидеть в ре альном времени события нашей страны и всего человечества. Каждый кадр документальной ленты – это подтверждение событий, это настоящая живая история.

Сейчас, как никогда ранее, роль документального кино возросла. Несмотря на относительно небольшую историю документального кино, существует мно жество научных и популярных трудов, посвященных его истории, в том числе в годы Великой Отечественной войны, кинооператорам военного времени. Среди наиболее крупных можно вы делить работы Б. С. Буркова, Г. Герлингхауза, Р Л. Кармена, А. А. Лебедева, В. В. Микоши, К. Симонова [1; 2; 4; 6; 7; 8; 10]. Сегодня в свободном доступе можно увидеть многие докумен тальные фильмы, которые до 90-ых годов XX века были недоступны. Вся информация счита лась секретной или запрещенной. За последние два года появились новые документальные фильмы, посвященные кинодокументалистам Великой Отечественной войны.

Телеканал «Россия К» с 2012 года запустил проект «Запечатленное время, история на кинопленке» из ряда до кументальных фильмов с комментариями о наиболее важных событиях истории нашей страны. Сегодня эти фильмы доступны для просмотра на сайте канала. Обращением к дневникам режиссеров-участников Великой Отечественной войны, к лите ратуре по истории документального кино, фильмам тех лет сделана попытка проанализировать условия, в которых осуществлялись киносъемки событий советскими и немецкими кинохрони керами; особенности аппаратуры, которая использовалась в процессе киносъемок; политиче ские, экономические и личностные темы в рамках кинематографического повествования; влия ние аудиовизуальных документов военного времени. Историческая ценность кинодокументов неизмеримо велика.

Произведения советского документального кино – своего рода «снаряд времени» [4]. Подлинное рождение нашей кино хроники произошло после революции, в годы Советской власти. Довоенные операторы отече ственной кинохроники были полностью подчинены политическим интересам того времени. Кинорежиссеры с успехом снимали военные парады, глобальные стройки века, труд людей в колхозах и в шахтах. Советская кинохроника в 1930-х годах уже привыкла работать в опреде ленных условиях, как правило, в парадных жанрах. Советские кинодокументалисты лишь в по следние предвоенные месяцы стали готовиться к войне, и времени оказалось слишком мало.

Для отечественного кино не было времени в истории, которое можно было бы назвать легким. Но испытания, выпавшие фронтовым кинооператорам во время Великой Отечественной войны, оказались самыми трудными и самыми трагическими. Известие о начале войны было встречено на киностудиях как призыв к мобилизации, и с первых дней кинохроникеры оперативно приступили к работе. Никого из операторов хроники не надо было уговаривать отправиться на фронт.

Снимать войну рвались и совсем молодые операторы, и те, кто уже имел опыт съемки на войне. Заявление с просьбой отправиться на фронт прислал старейший русский хроникер Петр Ермолов. За его плечами был опыт съемок еще на фронтах Первой Мировой войны. Тем не менее кинооператоров, имеющих опыт съемок в реальной боевой обстановке, на тот момент было не более десяти. Всего в годы войны рабо тало 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну. Первые фронтовые съемки появились уже 8 июля 1941 г. в «Союзкиножурнале» № 63. С этого момента репортажи с фронта стали основным содержанием киножурнала, а всего за годы войны было создано свыше 400 номеров. Также отснятые материалы отправлялись со всех фронтов в Москву, и каждые три дня на экранах страны появлялись «Кинорепортажи с фронтов Отечественной войны». Всего за военные годы советской документальной кинемато графией было создано 65 номеров журнала «Новости дня», 24 номера различных фронтовых выпусков и около 100 короткометражных и полнометражных фильмов.

До начала войны наши кинооператоры работали с громоздкой стационарной камерой на штативе, но в разворачивающемся боевом сражении так снимать было невозможно. Поэтому им пришлось переучиваться, переходить на работу с легкими ручными кинокамерами «Аймо», на которых до войны работали в основном ассистенты операторов, и именно они быстро вы двинулись на первый план во фронтовой киножурналистике. Движение кинопленки во время съемки производилось ручным способом, их заводили каждые тридцать секунд, этого хватало всего на пятнадцать метров пленки, при вместимости в кассете 30 метров, что соответствует ровно одной минуте экранного времени, а у камер с пружинным приводом и вовсе равнялось половине минуты экранного времени. При этом кинооператорам все время приходилось рас считывать, когда включить камеру, чтобы успеть снять событие, а карманы у них все были за биты запасными коробками с пленкой.

С собой был только пистолет, не для серьезного боя, а скорее для психологической защиты. Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами, один снимал более крупные планы, а другой – общие. И если один погибал или был ранен, вто рой продолжал работать.

От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, по скольку снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, в партизан ских отрядах. Помимо большого риска, им пришлось переступать через самих себя, чтобы сни мать кровь, трупы и все ужасы войны. «Плачьте, но снимайте», – говорил выдающийся кино режиссер А. Довженко фронтовым операторам. Советский фронтовой кинодокументалист Р. Кармен: «Когда вы смотрите фронтовую ки нохронику, вы видите не только стрельбу пушек, “катюш”, пулеметов.

Прежде всего мы видим людей, следим за ними. И все эти люди – солдат, офицер, партизан, раненый, с искаженным от боли лицом, – они незабываемы. Они навсегда (…) для этого и шел в бой человек с киноаппара том. Когда меня спрашивают, какие военные кадры ты снял, я отвечаю, что все, что мы сняли, вошло в общий котел фронтовой кинохроники. Но как не сказать о тех наших товарищах, кому один кадр, вот как у Сущинского, стоил жизни!» [11]. В таких тяжелых и противоречивых условиях рождалась хроника войны. Кадры военной кинохроники всегда будут напоминать нам о тех, кто ценой своей жизни снял историю для сле дующих поколений, для нас с вами, чтобы подвиг советских солдат никогда не был забыт. Довоенные операторы Германии, так же как и советские, были подчинены политическим интересам власти. Тоталитарному режиму свойственна пышность парадов, и в Германии тоже с успехом снимали парады «великого фюрера», уже мечтавшего о переустройстве мира.

В начале войны немецким операторам было проще: они были лучше подготовлены, лучше оснащены, и, самое главное, для них война началась именно так, как обещал Гитлер. Поэтому они снимали первые дни, месяцы с удовольствием, радуясь каждому нашему поражению. В интервью для документального фильма Б. А. Соколов, фронтовой кинооператор: «Наши операторы снимали тяжелый ратный труд, а немцы старались показать превосходство своей немецкой расы» [12]. Рассматривая немецкую хронику, задаешься вопросом: где же кадры прямых боевых столкновений, атак немецкого воинства? Таких кадров нет.

Основную тематику хроники со ставляют дороги, прогулки по захваченным территориям и пленные. Немецкие операторы не рвались на передовую, не бросались в атаку вместе с солдатами и никогда не рисковали жизня ми, не снимали под пулями. К. Кригар, фронтовой кинооператор Германии, в интервью для документального фильма рассказывал: «Нам разрешалось снимать все. Впрочем, не очень приветствовалось, если мы для этого специально выстраивали солдат. Но перед нашими глазами было много такого, что сни мать было невозможно. Помню танк подмял под себя весь дом, и люди, дети – все исчезло под развалинами. Снятое нами на фронте далеко от того, что происходило на самом деле. Настоя щая война была совершенно другой» [12]. Уникальные кинокадры Великой Отечественной войны оставили нам и немецкие кино хроникеры – «внедренные» в боевое подразделение журналисты, сообщавшие с передовой о

делах на фронте и результатах похода, их было примерно 300 человек, которые вели съемки на всех участках фронта и создавали репортажи для «Немецкого киножурнала» по поручению Имперского министерства народного просвещения и пропаганды. Так как многие сюжеты сни мались при драматических обстоятельствах и в непосредственной зоне боевых действий, боль ше чем одна треть всех операторов фильмов оплачивала добытый материал своей жизнью. Кадры немецкой кинохроники внесли свой большой вклад в документальное кино, благо даря им многие спорные события Великой Отечественной войны стали очевидными.

После победы над Германией Советскому Союзу достались большие запасы цветной ки нопленки Agfa на складах компании. Кроме того, вывезенные по репарациям оборудование и технологии стали основой для запуска производства собственных многослойных кинопленок. «Советские документалисты встретили мир закаленными опытом боевого репортажа. В годы войны отчеканилось и профессиональное мастерство, война воспитала и обострила та кие необходимые репортеру качества, как зоркость и оперативность» [4].

Сегодня невозможно исказить информацию, переписать историю, так как имеются кинодо кументальные подтверждения – свидетельства фронтовых кинооператоров – тех, чьими глазами видели войну несколько поколений. Кадры, которые во время войны смотрели по разные сторо ны фронта. Кадры, которые часто не отваживались показывать, потому что были уверены: никто не поверит в их правдивость.

Хроника советская, хроника немецкая, хроника «союзников» созда валась разными людьми, имеющими разные идеологические взгляды. В сумме получился коллек тивный взгляд, давший людям шанс, оставив в прошлом боль потерь. Разобраться во многом, что происходило в те страшные для всех воевавших стран дни, – шанс самопознания. Главная задача документального кино: рассказать нам о мире, в котором мы живем.

Список литературы

1. Бурков, Б. С., Летописцы Победы [Текст] / Б. С. Бурков, В. А. Мякушков. – Москва : Политиздат, 1990. – 247 с. 2. Герлингхауз, Г. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени [Текст] / Г. Герлингхауз. – Мо сква : Радуга, 1986. – 360 с. 3. Дробашенко, С. В. Экран и жизнь: О художественном образе в документальном фильме [Текст] / С. В. Дробашенко. – Москва: Искусство, 1962. – 240 с. 4. Кармен, Р. Л. Искусство кинорепортажа [Текст] / Р. Л. Кармен. – Москва, 1974. – 36 с. 5. Кармен, Р. Л. О времени и о себе: рассказ о творческом пути [Текст] / Р. Л. Кармен. – Москва: Бюро проп. сов. киноискусства, 1969. – 63 с. 6. Лебедев, А. А. Кинокамера пишет историю [Текст] / А. А. Лебедев. – Москва : Искусство, 1971. – 287 с. 7. Микоша, В. В. Рядом с солдатом: Записки фронтового кинооператора [Текст] / В. В. Микоша. – Мо сква : Воениздат, 1983. – 224 с. 8. Микоша, В. В. С киноаппаратом в бою [Текст] / В. В. Микоша. – Москва, 1964. – 20 с. 9. Небылицкий, Б. Репортаж о кинорепортаже [Текст] / Б. Небылицкий. – Москва, 1962. – 201 с. 10. Симонов, К. Солдатские мемуары. Документальные сценарии [Текст] / К. Симонов. – Москва, 1985. – 317 с. 11. Славин, К. Л. Роман Кармен: «Играю с огнем!» Кино-литературный репортаж [Текст] / К. Л. Сла вин. – Москва : Киноцентр, 1989. – 159 с. 12. Цена кадра: каждый второй – ранен, каждый четвертый – убит. Реж. Кукин И. А. [Электронный ре сурс] // ДФ. Россия, 2008. – Ч. 1. – Режим доступа: http://documentalnye.ru/5VT98hPW66w/tsena_ kadra_kazhdyj_vtoroj_-_ranen_kazhdyj_chetvyortyj_-_ubit_chast_1.html (проверено 01.04.2017).

А. С. Морозова, студентка направления подготовки «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» Челябинского государственного института культуры, г. Челябинск. Научный руководитель – Е. В. Тищенко, кандидат исторических наук, доцент

Другие новости и статьи

« Русский язык в эпоху постграмотности: вперед в прошлое

Инновации в образовании как симбиоз традиционных и нетрадиционных методов обучения »

Запись создана: Пятница, 12 Апрель 2019 в 16:11 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика