Реформистский курс Министерства народного просвещения и российская революция 1917 г.


9 декабря - день героев О

Реформистский курс Министерства народного просвещения и российская революция 1917 г.

oboznik.ru - Развитие революции в июле ― октябре 1917 г.

oboznik.ru - Страсти по революции

К началу 1917 г. система народного образования России находилась в ожидании кардинальной модернизации, были определены фундаментальные принципы поступательного эволюционного развития в сторону дальнейшей либерализации национальной образовательной системы (с опорой на тра диции русской педагогики и передовой зарубежный опыт). Министр народ ного просвещения граф П.Н. Игнатьев в 1915–1916 гг. заложил фундамент полноценной реформы и заявил о готовности открытого сотрудничества с педагогической общественностью.

Система народного образования, руково димая министром-реформатором, была полностью подготовлена к последо вательной модернизации без форсированных и насильственных изменений, были созданы условия для планомерного демократического преобразования отечественной школы. Для реализации реформационной образовательной программы требо валась политическая стабильность и демократизация основ общественной жизни.

Государственная политика имперского периода в сфере образования по сравнению с западными странами существенно запаздывала с понимани ем судьбоносного значения образования как важнейшего социокультурного института, что, в значительной мере и способствовало возникновению обще национального кризиса, породившего революционную смуту. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что процесс создания многоуровневой структу ры отечественного образования так и не был завершен вплоть до краха рос сийской государственности в 1917 г.

Однако передовые образовательные про екты начала ХХ в. были использованы уже в ранний советский период, что доказывает определенную преемственность дореволюционной и советской систем образования1 . В период нахождения у власти различных составов Временного прави тельства Российской республики министерство народного просвещения по следовательно возглавляли профессор А.А. Мануйлов (март–июль 1917 г.), академик С.Ф. Ольденбург (июль–август 1917 г.), профессор С.С. Салазкин (сентябрь–октябрь 1917 г.). С самого начала министр народного просвещения А.А. Мануйлов фактически утратил контроль над аппаратом министерства и территориальными структурами – учебными округами, тем самым, парализо вав систему управления народным образованием в центре и на местах. Нахождение на посту главы образовательного ведомства С.Ф. Ольденбур га довершило развал вертикали управления народным образованием, так как министр вообще не проявлял интереса ни к школьной реформе, ни к самой школе.

Лишь третий министр народного просвещения Временного прави тельства С.С. Салазкин тщетно пытался в условиях революционной смуты следовать реформистской «игнатьевской» линии. Находясь на прогрессивной образовательной платформе кадетской партии, он активно поддерживал ра боту министерского Государственного комитета по народному образованию. С.С. Салазкин отстаивал базовые демократические принципы в области об разования – бесплатное начальное и среднее образование, децентрализацию системы управления народным образованием, «автономизацию» высшей школы и др. Весной 1917 г. Государственный комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства начал под готовку реформы системы общего среднего образования в духе министер ского проекта П.Н. Игнатьева. Одним из организаторов и лидеров Государ ственного комитета стал В.И. Чарнолуский. Помимо него в Комитет вошли десятки прославленных ученых, педагогов и общественных деятелей, а в их числе В.П. Вахтеров, В.А. Герд, Я.Я. Гуревич, А.У. Зеленко, Н.Н. Иорданский, А.П. Пинкевич, Н.В. Чехов. В структуре Комитета В.И. Чарнолуский играл ключевую роль, став ведущим координатором реформаторской деятельности и фактическим руководителем аппарата – глава Бюро, а также двух основных комиссий (общих вопросов и комиссии по объединению ведомственных школ под общим управлением). В условиях «напряженной работы (7 сессий, около 70 сессионных заседа ний, а число заседаний подготовительных и исполнительных органов выра жается в сотнях) за пять месяцев Комитетом было разработано около сорока вполне законченных законопроектов»2 . Знаменательным итогом плодотвор ной работы стали стратегические документы: «О единой общественной обще образовательной школе» и «Временное положение о единой общественной общеобразовательной школе» (октябрь 1917 г.), вызвавшие бы в случае их реализации демократические изменения в системе народного образования. В данных законодательных проектах содержались: гарантии фундамен тальных прав на образование народов Российской республики; принципы преемственности ступеней школы и децентрализации системы управления народным образованием; поддержка на официальном уровне государственно общественного управления. Но в связи с известными событиями в октябре 1917 г. данные документы не вступили в силу после их опубликования, а уже в ноябре Совет народных комиссаров упразднил Государственный комитет по народному образованию. Изменения в области народного образования последовали почти сразу же после взятия власти большевиками.

Партия активно включилась в деятель ность по решению насущных проблем образования, видя в них решающее значение для судеб революции и социалистического государства. 26 октября 1917 г. решением Второго съезда Советов был создан Народный комиссари ат просвещения (Наркомпрос). 29 октября 1917 г. народный комиссар про свещения А.В. Луначарский в обращении «К гражданам России» сформу лировал ведущие направления государственной образовательной политики. Сущность большевистской политики в области образования заключалась в реализации партийной программы в части народного образования, а именно планировалось введение всеобщего начального обучения (обязательного и бесплатного); отстаивался принцип светскости; учитывалась национальная и региональная специфика в деле организации учебного процесса; обеспечива лась общедоступность школы всех ступеней; увеличивался бюджет народного образования.

9 ноября 1917 г. был опубликован совместный декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров о создании Государственной комиссии по просвещению, которой поруча лась общая организация школьного дела в Советской республике. Во главе правительственной Комиссии встал А.В. Луначарский, а в ее состав вошли профессиональные революционеры Н.К. Крупская, П.Н. Лепешинский, М.Н. Покровский. Комиссия должна была не руководить образовательны ми учреждениями, а оказывать финансовую, хозяйственную и методическую помощь школе. В связи с этим центральный аппарат бывшего Министерства народного просвещения становился своеобразной структурой по админи стративному сопровождению и материально-техническому обеспечению об разовательных учреждений. В декабре того же года Совнарком принимает постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ве домства в ведение Народного Комиссариата по просвещению».

Таким образом, насильственная замена февралистской демократической линии внутриполитического развития на леворадикальную в октябре 1917 г. привела к демонтажу сложившейся традиционной системы образования. Она способствовала формированию новой концепции модернизации народного образования на иной законодательной основе, иными методами и средствами, с вновь созданной структурой управления образованием в центре и на местах.

Отвергнув «государственную педагогию» имперской эпохи и демократиче скую педагогику Временного правительства Российской республики, боль шевики создавали свою «новую педагогику» и «новую школу», напрямую увязывая успех данного дела с достижениями всего масштабного стратегиче ского проекта государственного социалистического строительства в молодой рабоче-крестьянской стране.

Милованов Константин Юрьевич, к.и.н. (Институт стратегии развития образования РАО)



Другие новости и статьи

« Набор курсантов для подготовки специалистов в области информационных технологий

Ранозаживляющий гель тестируют в условиях Арктики »

Запись создана: Суббота, 6 Май 2017 в 14:32 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы