Педагогические и воспитательные взгляды Екатерины II

В первой половине XVIII в. перед образованием была поставлена задача- создать привилегированные учебные заведения для подготовки дворянских детей к военной, морской и к статской службе. В данных учебных заведениях делался упор на физическое и эстетическое воспитание, а преподавание общеобразовательных дисциплин было поверхностным. Российское образование на протяжении века переживаю период ко-лоссатьных реформ, особенно в эпоху Екатерины Великой.

В отличие от своих предшественников Екатерина определила цель своей образовательной политики - взрастить духовно-нравственные качества, добропорядочность в своих подданных. «Правильное воспитание», по ее мнению, дети могли получить только в публичных образовательных учреждениях, желательно, закрытых, нейтрализующих влияние семьи. В соответствии с этой установкой с первых лет царствования Екатерины начался поиск путей создания адекватной государственным потребностям и намерениям императрицы системы образования, а также творцов и исполнителей образовательных проектов [7, с. 77].

Вторая половина XVIII в. характеризуется активными поисками нового подхода к системе воспитания и формирования подрастающего поколения. Тридцатилетняя политика Екатерины II отличалась усилием самодержавия и попыткой замаскировать свои крепостнические действия в начале своего правления.

Ориентация на взгляды западноевропейских просветителей способствовала распространению идей по организации в стране системы народного образования. Первоначально Екатерина считала, что строительство новой системы образования возможно только при условии переноса западноевропейской модели на русскую почву. Именно поэтому первый период реформирования школы Екатерина постоянно советовалась с иностранными педагогами. Западноевропейская система образования оставила свой отпечаток на педагогических воззрениях императрице. В дворянской среде возникла галломания - тенденция к некритическому восприятию всего французского от литературы до светской моды [5, с. 204-208].

Екатерина II еще в 70-80 гг. задумывалась об организации в стране новой системы образования. В своих педагогических интересах и пристрастиях императрица целиком полагалась на авторитет педагогов-мыслителей, составивших в теории новую эпоху. Наибольшими педагогическими авторитетами XVIII в. были английский и французский философы и просветители Джон Локк (1632-1704) и Жан-Жак Руссо (1712-1778). В их творчестве педагогика перестает давать лишь советы, а превращается в научную теорию, содержащую в себе философскую систему и целостное представление о развитии человека [4, с. 84]. Первоочередной заботой Екатерины Великой было дворянское сословие. Она стремилась повысить их интеллектуальный уровень. Таким образом, она хотела искоренить невежество и положить начало «новой породе» дворянства.

Вниманием императрицы не было обделено и «третий чин люден». К нему Екатерина II относила «людей, упражняющихся в ремеслах, промыслах, торговле, в художествах и науках…», живущих «большею частию в городах и местечках … просто граждан или мещан … выходящих из духовных и светских публичных. Государями учрежденных училищ и воспитательных домов, также приказных людей детей» [8, с. 175]. В отличие от педагогов-новаторов того времени Екатерина II могла почти беспрепятственно реализовать все свои взгляды на систему воспитания подрастающего поколения. Еще 2 февраля 1780 г. в своем письме к барону М.Ф. Гримму, одному из немецких публицистов, императрица сообщает, что задумывается о создании в России низкого, среднего и высшего образования. Императрица подчеркивала, характер воспитания должен соответствовать происхождению и жизненной роли воспитанника.

Екатерина II создает специальную Азбуку для обучения. Это собрание нравоучительных текстов, в ходе изучения которых ребенок будет знакомиться с нравственными истинами. В своей переписке с бароном М.Ф. Гриммом императрица определила цель и задачи данной книги: «Нанизывая правила, одно за другим, как бусинки на ниточку, мы узнаем самые разные вещи, я преследую этим две вещи: расширить кругозор впечатлениями от разных предметов и возвысить душу, формируя характер» И, с. 79]. «Бабушкина азбука», которую Екатерина II называла азбукою Александра, стала основой для создания Русской азбуки для всех. Она представляла собой бу кварь и одновременно книгу для чтения. В ее состав входило восемь раздело.

Это азбука с гражданским начатьным учением; китайские мысли; сказка о царевиче Хлоре; разговор и рассказы, записки; выбранные российские пословицы; продолжение начального учения; сказка о царевиче Фивее. В ее состав вошли только те рассказы, которые подошли бы для всех сословий. Книга вышла в свет в 1781 г. и разошлась за две недели в 20.000 экземпляров. Императрица так оценивала значимость «Азбуки»: она «будет акушеркою всех будущих наших умных голов» [4, с. 81 ]. Екатерина сформировала свои педагогические мысли в одной из глав «Наказа» к Уложенной комиссии и ряде аллегорических сказках «О царевиче Хлоре» (1781) и «О царевиче Февее» (1783). Через сказки императрица стремилась выработать у внуков добродетельные качества, послушание и почтение, чувства сострадания. В «Сказке о царевиче Хлоре» императрица повествует о событиях до времен князя Кия. Главного героя царевича Хлора автор наделяет такими качествами, как веселый нрав, бодрость, бесстрашие. Главная мысль - поиск добродетели - актуализирует и основную цель воспитания.

«Сказка о Февее» призывает следить за своим здоровьем, закатяться, прославляет такие качества, как щедрость, доброта, любовь к ближнему [6, с. 34]. Период образования и воспитания, по мнению императрицы, необходимо было разделять на три периода, на протяжении которых ставятся определенные задачи перед воспитанником. Первый период от младенчества до семи лет, второй - переходный от младенчества к отрочеству, а третий - из отрочества в юность. В первой части своего произведения Екатерина размышляет о правильности физического воспитания детей, говорит о правильном распорядке дня, одежде, пище и гигиенических процедурах. Особое внимание уделялось нравственному воспитанию детей. Она придавала большое значение семейному воспитанию, роли родителей в воспитании детей. Екатерина II возлагала большие надежды на действенность и эффективность переделки общества путем воспитания и образования, особенно самообразования людей, так как и сама прошла большую школу самообразования [3, с. 75].

Екатерины особенно часто говорила о необходимости воспитывать детей в уважении к родителям. Ребенок должен подчиняться и следовать их советам. Многие исследователи педагогаческих воззрений императрицы подчеркивают, что своим призывом к покорности Екатерина требовала рабского подчинения в семье. Изучая педагогические труды Екатерины Великой, мы пришли к выводу, что императрица следует вековым нормам взаимоотношений в семье. На Руси издревле принято почитать и уважать мнение родителей. В своей «Сказке о царевиче Февее» она раскрывает суть подчинения родителям - так ребенок формирует крепкий характер. Императрица не мирилась с ложью. Она запрещала не только детям обманывать, но и взрослым даже в шуточной форме. Требовалось «чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился» [ 1, с. 55]. Императрица составила специальный перечень рекомендованных книг, по которым надлежало обучать чтению и письму императора.

Среди них: «Российская азбука с гражданским начальным учением», «Китайские мысли о совести», «Сказка о царевиче Хлоре», «Разговор и рассказы», «Записки», «Выбранные российские пословицы», «Продолжение начального учения», «Сказка о царевиче Февее». Эти произведения были составлены специально для обучения внуков. Императрица призывала изучать языки, особенно русский. Удобным методом обучения она выбрала чтение Евангелия на различных языках. Особенно полезным языком она считала греческий, так как посредством него можно было получить значительное число знаний [1, с. 61]. Единственным способом привлечения воспитанников к обучению должно стать ласковое отношение к ребенку.

На первоначальном этапе необходимо научить азам грамотности: умению читать, писать, арифметическим действиям. Потом научить методики письму под титлами и чтению с ними. Лишь после этого знакомить воспитанника с географией России, астрономией, хронологией и математикой. «Виршам и музыке учить… дабы достигнуть искусства». Екатерина не была сторонницей бессмысленного зазубривания. Учить наизусть необходимо было только «выбранные краткие правила из писателей» с целью «украшения ума». Особое внимание уделять в обучении русскому письму. Детей необходимо было воспитывать и физически. С этой целью вводилось изучение правил верховой езды, плавание, борьба, стрельба из лука. В военной подготовке Екатерина стремилась воспитать внуков умелыми специалистами и в сухопутной, конной и морской службе. С этой целью будущему императору надлежало пройти все чины от низшей до высшей службы. В возрасте с 11 до 15 лет ученик должен был несколько часов в день изучать территорию Российской империи. Учебными пособиями выступали карты, присланные генерал-губернаторами. Необходимо изучать не только географическое положение каждой отдельной территории, но иметь понятие о качестве почв, растительности, животном мире, промысловой деятельности, а также изображение особо важных мест, рек и береговой линии. Воспитанника знакомили с дорожными и судоходными картами, с описанием народов империи их культурой, обычаями. Екатерина II заложила воспитательные функции предмета истории. Благодаря изучению истории воспитанник сможет: выбрать «краткое известие о всяком государстве: 1-е о его начале, 2-е о знатных происшествиях, 3-е о важнейших и похвальных дел государей, 4-е о несчастий последствий порочных дел, 5-е наследственное или нет, 6-е ограничена ли атасть Государя, 7-е как правится, 8-е и какими местами, 9-е о военной силе сухопутной и морской, и в чем примечательна, 10-е о многолюдстве, 11-е о доходах, богатствах, торговле, естественном положении; имеет ли все выгоды природные, либо получает оные из иных стран, 12-е о законе каждой земли, 13-е какие намерения иметь могут в рассуждении своих соседов» [1, с. 69]. В «Наставления о воспитании Великих князей» Екатерина II поместит отдельной частью рекомендации об отношениях наставника и воспитанников. В воспитательной деятельности педагога Екатерина II выделяет два основных способа воздействия: первый состоит в использовании методов, направленных на стимулирование и поощрение у воспитанников положительных качеств; второй - в применении средств, искореняющих отрицательные проявления в их поведении f3, с. 751. После смерти главной надзирательницы великих князей С.И. Бенкендорф в 1873 г. императрица поручила новому наставнику генералу Н.И. Салтыкову. От него требовались: осторожность, воздержание, умеренность, любовь нежная к детям, здравый рассудок, учтивость и добрая воля.

Воспитателю необходимо следить за детьми и выявлять «их нравы и склонности». Ребенок может раскрыться в игре. Поэтому императрица рекомендовала вводить метод игры в процесс обучения. С целью правдоподобности метода надлежало давать детям полную свобод)’ в играх и создавать естественные условия. Таким образом, взгляды Екатерины Великой на процессы воспитания и обучения отвечали идеям Просвещенного абсолютизма.

Она рекомендовала использовать только мягкие методы, быть чуткими к личности детей и воспитывать их в нормах и традициях русского общества. Особое внимание императрица уделяла знакомству детей с историей и традициями родной страны, с нравами и обычаями многочисленных народов. Руководствуясь идеями гуманизма из педагогики изымались насильственные методы и вводился принцип индивидуального подхода. Екатерина II стала новатором в области российской педагогики не только в теоретическом, но и в практическом плане.

Список литературы

1. Екатерина II. Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина // Иску сство и образование. - 2013. - № 5 (85). - С. 45-72.

2. История отечественного образования и педагогики. - Нижний Тагил, 2012.-228 с.

3. Ишбулатова Н.В. Вопросы методики воспитания и обучения в педагогических взглядах Екатерины II // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 2(2). - С. 72-76.

4. Кушаев Н.А. Образование и воспитание русских государей (Романовых) // Искусство и образование. -2013. - № 5 (85). - С. 73-117.

5. Лабутина Т.Л. Екатерина II и женское образование в России в XVIII в. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://ecsocman. hse. ru/data / 2012/12/04/1251389743/12.pdf.

6. Редькина Л.И. Идеи образования юношества в литературном наследии Екатерины II //Гуманитарные науки. -2014. -№2 (28). - С. 32-37.

7. Смирнов В.И. История образования и педагогической мысли. - Ч. II. История отечественного образования и педагогики. - Нижний Тагил, 2012. -421 с.

8. Стародубцев М.П. Основные направления социально - педагогических взглядов Екатерины II // Учебные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107).-С. 172-177.

Васильева А. В., студентка группы И-42, институт истории и культуры, ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, г. Елец Научный руководитель: Клевцова О.В., кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, г. Елец

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки:

Запись создана: Среда, 10 Май 2017 в 18:29 и находится в рубриках Современность. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.