Танкоград - кузница Победы

Знаменитый Танкоград был создан на Урале в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на базе самого крупного на тот момент машиностроительного предприятия нашей страны — Кировского завода, более чем двухсотлетняя история которого отражает развитие российской промышленности и самого государства. С момента своего основания предприятие являлось активным участником ключевых событий в истории России.

Мастерство, профессионализм и высочайший авторитет коллектива завода определяли тот факт, что в различные исторические периоды Кировский завод всегда был на передовой промышленного развития государства реализуя важнейшие заказы в области сельскохозяйственного и строительного машиностроения, энергомашиностроения и военной промышленности. На современно этапе, в условиях постоянных реформ всех отраслей экономики, немаловажным остается знание исторического пути развития каждого отдельного предприятия. Кировский завод стал символом великой мощи СССР, главным помощником в военные годы. В условиях тяжелейшей войны с фашистами и потери огромных территорий и ресурсов эвакуация мощностей Кировского завода на Урал была единственным шансом возобновить производство тяжелой военной техники и, в частности, танков.

Танки сыграли огромную роль в войнах и военных конфликтах XX века. Они стали не просто оружием, перевернувшим веками сложившееся представление о ведении боевых действий на суше, а важнейшим боевым средством вооруженной борьбы при проведении операций всех масштабов. Именно танки изменили способы ведения вооруженной борьбы, и в значительной степени повлияли на развитие сухопутных войск.

Танк появился как наступательное оружие и в этом именно направлении совершенство-вазся в дальнейшем [4]. Главное внимание в голы Великой Отечественной войны было уделено увеличению выпуска бронетанкового вооружения на танковых заводах, а также организации ремонта и эвакуации поврежденных боевых машин.

Перевод народного хозяйства на военные рельсы осложнялся вынужденным отходом советских войск вглубь страны, вследствие чего в ее восточные районы с июля по ноябрь 1941 г. было эваку ировано 1523 предприятия, в том числе 1360 крупных заводов. Это стало возможным благодаря самоотверженному труду работников тыла. ЦК ВКП(б) принимал неотложные меры не только по перестройке работы тыла, но и по всестороннему укреплению Вооруженных Сил, улучшению технической оснащенности войск, обучению и воспитанию личного состава. Танкостроение на востоке страны стало развиваться быстрее других отраслей промышленности. Выпуск танков и самоходных установок в годы Великой Отечественной войны непрерывно возрастаз. До Великой Отечественной войны производство танков было в основном сосредоточено в городах, расположенных в европейской части страны — в Ленинграде, Харькове, Сталинграде и Москве. На Урале танковое производство было организовано на Челябинском тракторном заводе. В начале войны к производству танков был привлечен ряд неспециализированных заводов, а танковые заводы из западной части страны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.

11 сентября 1941 г. был образован наркомат танковой промышленности (НКТП) во главе с заместителем Председателя СНК СССР В. А. Малышевым, в который входили заводы №№ 37, 38, 75, завод № 112 («Красное Сормово»), завод № 174, завод № 183 (Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева), Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского (Уралвагонзавод), завод № 264, Сталинградский танковый завод. Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе, Челябинский тракторный завод. Ленинградский Кировский завод, Уральский турбомоторный завод. Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ, Уралмаш), Ижорский, Мариупольский и ряд других заводов. Все эти заводы были объединены на Урале в единое целое, получившее народное название — Танкоград.

Также зачастую именовали в народе и город Челябинск, в котором и было организовано производство танков героическими усилиями тружеников тыла [2]. Организация эвакуированных заводов и их объединений проходила в сложных условиях провального для Советского Союза начала Великой Отечественной войны. Едва воссоздав тяжелую промышленность и машиностроение после революции и последовавшей за ней гражданской войной, СССР был вынужден в спешном порядке эвакуировать то, что не было захвачено противником в первые дни войны. Необходимо отметить, что советская тяжелая промышленность и машиностроение были готовы в экстренном случае довольно быстро переформироваться для выпуска продукции военного назначения. Тем не менее, воссоздание эвакуированных производств потребовало поистине героических усилий всего советского народа и в частности тружеников тыла. Трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны был массовым, широко распространенным явлением. В первые же месяцы войны на нашем заводе развернулось патриотическое движение.

Размах его был огромен, формы проявления разнообразны. Так, стахановское движение двухсотннков наполнилось новым содержанием, им были охвачены все цехи предприятия. Теперь тракторостроители трудились за себя, и за ушедшего на фронт товарища. Рабочие и служащие, инженеры и техники на митингах, проходивших в первые дни войны, давали обещания удвоить свои усилия. Скоростными методами в Танкограде были построены и введены в действие 17 новых цехов, общей площадью 100 000 кв. м. В минимально короткие сроки, был проведен монтаж оборудования этих цехов. С ходу, «с колес», нередко на морозе, среди сугробов на пустырях разгружали оборудование и тут же в недостроенных порой помещениях ставили на фундаменты станки, пускали их в дело, а потом уже возводили стены цехов и сооружали кровлю [3].

Параллельно с перевооружением цехов продолжалась работа над производством танков. Начали с единиц в сутки, а в скором времени довели до 12-15. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Если на 1 мая 1941 г. боевые машины имели 23.453 части, то к 1 сентября 1941 г. число частей сократилось до 11.647, а к концу года до 9 тысяч. Уже в четвертом квартале 1941 года, в сравнении с третьим выпуск тяжелых танков «КВ» увеличился в 5,5 раза, а по сравнению с первой половиной 1941 года - в 17 раз [4]. Все основные цехи перешли на казарменное положение.

В холодных, кое-как отапливаемых паром от трех паровозных котлов цехах завода и под открытым небом в коробках новостроек, люди работали по шестнадцать - восемнадцать часов, а бываю по двадцать. Систематически недосыпая и недоедая, они работаю с полной отдачей сил и не покидали своих мест, пока не выполняли две-три нормы в смену. «Все для фронта! Все для Победы!».

Эти слова составили суть и смысл жизни завода военных лет. С ноября 1941 года в Танкограде полностью прекращаюсь производство тракторов и артиллерийских тягачей, снарядов, мин, авиабомб. Завод освобождался от поставки всем внешним потребителям литья, штамповок и поковок.

Отныне все его цехи, тысячи людей, оборудование, должны были переключиться только на выпуск тяжелых танков. Каждый завод, каждое предприятие - как человек. У каждого свое лицо, свой почерк, свой характер. При слиянии заводов сталкивались интересы и судьбы целых коллективов, сталкивались разные взгляды на ход производства и методы работы [4]. В силу сложившихся обстоятельств, Танкоград оказался местом расположения нескольких крупных конструкторских бюро. Объединенный конструкторский коллекгнв, состоял из ленинградского СКБ-2, в которое в начале войны влили специалистов СКБ-1, занимавшихся разработкой газо-

ту рбинных двигателей, и часть конструкторов-артиллеристов. Уже в Челябинске его пополнили работники тракторного и местного танкового конструкторских бюро. КБ Челябинского Кировского завода по ленинградскому образцу стало называться СКБ-2. Решающую роль в успехах Танкограда сыграза высочайшая концентрация научно-технических кадров, а также наличие в структуре завода многочисленных научных конструкторских подразделений.

Вскоре было получено еще одно очень сильное подкрепление: в Челябинск перебазировалось конструкторское бюро Военной академии моторизации и механизации во главе с известным военным инженером А.И. Благонравовым. Здесь ученые в погонах занимались разработкой планетарных механизмов поворота для тяжелых танков. Очевидно, что в Тан-кограде в целом и при основных его подразделениях были сконцентрированы и объединены общей целью лучшие умы страны. Именно этим объясняется то, что в невиданно быстрые сроки на пустом месте появились новые цехи, производства, конвейеры и поточные линии.

В годы Великой Отечественной войны промышленность производила те же типы танков, что и в мирное время. Были приняты на вооружение и серийно выпускались сухопутные малые танки Т-40С и Т-30, легкие танки Т-60, Т-70 и Т-80, средние танки Т-34-76, Т-34-85 и Т-44, тяжелые танки КВ-1C, КВ-85, ИС-1, ИС-2 и ИС-3.

Промышленностью была изготовлена небольшая партия легких танков Т-50, принятых на вооружение еще до начала войны [4]. В ходе войны изменился качественный состав советского танкового парка, его основу с 1942 г. стали составлять средние танки Т-34.Средннй танк Т-34-76, начиная со второго полугодия 1942 г. становится самым многочисленным танком Красной Армии периода Великой Отечественной войны.

В 1941-1944 гг. танк Т-34-76 неоднократно модернизировался с целью повышения надежности, снижения трудоемкости и улучшения технологичности производства, однако конструкция машины в целом не претерпела значительных изменений. В первые два года Великой Отечественной войны средний танк Т-34-76 имел подавляющее превосходство по огневой мощи, защищенности и подвижности над немецкими средними танками Т-111 и T-1V.

В марте 1943 г. конструкторское бюро завода № 183 под руководством А.А. Морозова приступило к испытаниям опытного среднего танка Т-43, созданного с широким применением узлов и агрегатов танка Т-34-76, но с более мощной броневой защитой и торсионной подвеской. Однако ряд характеристик опытного танка оказался хуже, чем у танка Т-34-76, а переход к серийному производству танка Т-43, вместо танка Т-34-76, неизбежно приводил к временному сокращению выпуска средних танков.

Поэтому работа КБ была направлена на улучшение боевых свойств тапка Т-34-76, что в дальнейшем привело к созданию средних танков Т-34-85 и Т-44. В 1943 г. для борьбы с танками Т-34-76 немцы применили тяжелые танки T-V «Пантера», которые по огневой мощи и защищенности значительно превосходили в это время все советские танки. Стремясь ликвидировать возникшее отставание советских танков в огневой мощи, в конце 1943 г. на танках Т-34 была установлена 85-мм нарезная пушка. Средний танк Т-34, получивший наименование Т-34-85, не уступал немецкому тяжелому танку T-V «Пантера» в огневой мощи и подвижности, однако имел ниже уровень броневой защиты.

Что касается однотипных машин, то до конца войны танк Т-34-85 сохранял преимущество над модернизированными немецкими средними танками T-1V. По числу выпущенных танков в годы войны советский танк Т-34 занимал первое место в мире не только среди однотипных, но и среди легких или тяжелых танков [3]. Таким образом, создание знаменитого Танкограда сыграло решающую роль в обеспечении советской армии танками и прочей бронетехникой.

Передовые разработки осуществлялись и внедрялись в еще недостроенных цехах, производство в которых запускалось практически сразу после разгрузки станков и прочих средств производства Налаживание производства танков на эвакуированных заводах оказато большое подспорье для перехода советских войск в тотальное наступление с середины 1943 года.

Благодаря умной и смелой мысли талантливых конструкторов, высокой технической эрудиции технологов, героическому труду рабочих завод успешно справился с одной из главных задач оборонной промышленности, сумев организовать крупносерийный выпуск танков, самоходных артиллерийских установок, танковых двигателей, внося тем самым свой вклад в обеспечение превосходства вооруженных сил СССР над фашистской Германией.

Список литературы

1. Барятинский М.Б. Все танки СССР. Самая полная энциклопедия. - М.: Яра, ЭКСМО, 2012. — 512 с.

2. Костюченко С., Хренов И., Федоров Ю. История Кировского завода, 1917-1945.-М„ 1966.-702 с. 3. Мительман М, Глебов Б., Ульянский А. История Путиловского завода. 1801-1917.-3-е изд.-М„ 1961.-720 с. 4. Отечественные бронированные машины. XX век: научное издание: в 4 т. / Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтое И.Г. / Том 2. Отечественные бронированные машины. 1941-1945 гг. - М, 2005. - 344 с.

Комиссаренко Э.С., студент группы И-42, институт истории и культуры, ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, г. Елец Научный руководитель: КлевцоваО.В. кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, г. Елец

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: ,

Запись создана: Среда, 10 Май 2017 в 19:08 и находится в рубриках Современность. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.