Идея сверхчеловека в творчестве Ф.М. Достоевского



Идея сверхчеловека в творчестве Ф.М. Достоевского

oboznik.ru - Идея сверхчеловека в творчестве Ф.М. Достоевского

oboznik.ru - Идея сверхчеловека в творчестве Ф.М. Достоевского

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Достоевский Ф. М.

Идея сверхчеловека прошла через долгую историю человечества и плотно засела в сознании людей. Эта тема всегда являлась противоречивой, сложной для понимания. В связи с этим никогда не было и, по мнению многих исследователей, не будет единого представления и понятия о «сверхчеловеке». Начальное изображение сверхчеловека представлялось в виде полубогов и мифологических героев, в религиозных течениях – в виде Божьих посланников, например Иисус в христианстве, а также в виде святых, которые своими духовными действиями, подвигами, реализовывали себя [1]. Совершенно иное звучание идеи сверхчеловека придал Фридрих Ницше.

Главным образом эта идея выражена в его сочинении «Так говорил Заратустра» [2]. Именно в речах Заратустры была воплощена сущность учения о сверхчеловеке, а в лице самого героя автор хочет воплотить человека некого сверхчеловеческого типа [3]. В сочинениях Ницше мы можем встретить две концепции сверхчеловека. Первая из них – биологическая, то есть теория Дарвина, согласно которой всё в мире развивается постепенно, с течением некоторого времени, и существование многих организмов на данный момент вырабатывалось длительным путём эволюции. Считается, что человек является высшей ступенью эволюционного процесса на данный момент, но должно произойти появление ещё более высшего вида, название которому будет homo supersapiens [4]. Именно эта теория нашла своё воплощение в учении о сверхчеловеке Ницше.

Предполагается, что «сверхчеловек» будет находиться в таком отношении к человеку, как человек относится к обезьяне на данный момент. То есть будет превосходить его по всем параметрам, по психофизической организации. Однако, согласно теории Дарвина, требуется очень большой промежуток времени для развития видов. Следовательно, и развитие «сверхчеловека» будет происходить чрезвычайно медленным темпом. Именно это положение заставило Ницше видоизменить свою теорию [5].

Вторая концепция сверхчеловека нашла своё отражение в других сочинениях Ницше. Согласно ей, человек является биологическим концом развития. Следовательно «сверхчеловек» –это лишь наиболее совершенный тип человека [6]. Данную теорию можно назвать культурно - исторической. Независимо от того, какую теорию Ницше рассматривать, «сверхчеловек» является продолжением человека в отношении более высокого уровня психики и физиологии и внутреннее содержание, которое вложено в его учение о сверхчеловеке, не меняет своего смысла. 1. Состояние верблюда: Согласно этой стадии человек находится под давлением «добрых нравов» современного общества, которые ложатся на его спину как тяжёлая ноша.

2. Состояние льва: Человек сбрасывается с себя тяжести в виде нравов и обретает свободу для создания совершенно новых ценностей. Данная стадия исчерпывается одним отрицанием. 3. Состояние ребёнка: Данная стадия является символом начала новой жизни. Это положительный момент, начало творчества. Им и заканчивается весь процесс реализации сверхчеловека [7]. Следует отметить, что учение Ницше о сверхчеловеке всецело раскрывалось под влиянием чувства антагонизма – непримиримого противоречия – к окружающей среде, а теория его основывается на практической этике [8]. Идея сверхчеловека находит своё отражение и в произведениях русских писателей. Одним из таких писателей является Ф. М. Достоевский.

Его творчество занимает особое место в культуре России. Он один из первых, кто выразил сущность нового подхода к человеку, в котором нашло отражение своеобразие культуры ХХ века [10]. Его знаменитые произведения «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» являются отражением идеи о сверхчеловеке. Автор предупреждает нас об опасности крайнего индивидуализма, когда человек ставит себя превыше остальных людей и норм морали, укоренившихся в данном обществе [11]. Писатель показывает, до какой аморальности может дойти человек, намеренно отделившийся от целого общества. Раскольников является представителем западного «открытого общества», перемещённый в русское «традиционное общество», которое характеризуется существенной сплочённостью его индивидов. Подавление слабых, не способных к постоянно изменяющемуся миру людей является гарантией того, что выживут только сильные личности. Именно этот тезис отстаивает Раскольников.

Сильным натурам можно всё в отношении слабых. Следует заметить, что Раскольников называет старуху - процентщицу «жалкой вошью», так как убить то, что потеряло человеческий облик, убить намного легче. Раскольников со своей теорией был чужд русскому обществу, так как она не могла быть позитивно воспринята там, где помощь ближнему рассматривалась как должное [12]. Происходит разрыв со старой христианской моралью, согласно которой всякая человеческая личность – главная ценность независимо от того, какое социальное положение в обществе она занимает. Однако по теории Раскольникова люди низшего сорта не достойны никакого сострадания.

Сверхчеловек волен поступать с ними так, как ему захочется, он не подчинён никаким моральным принципам, то есть становится «по ту сторону добра и зла». Но в конечном итоге Раскольников не оказывается на уровне этой идеи, Родиону так и не удалось изжить в себе остатки христианской этики сострадания. Явка с повинной доказывает, с его точки зрения, не то, что его теория не верна, а то, что он сам не принадлежит к числу великих людей, которые могут встать «по ту сторону добра и зла». Достоевский позиционировал христианство как религию «любви к ближнему».

Он проповедовал любовь взамен ненависти. Так в произведении «Братья Карамазовы» Иван Карамазов отталкивает от себя и Бога, он отказывается от христианского идеала сострадания, он желает видеть «нового» человека, своеобразную вершину эволюционного процесса. Таким образом, он не принимает одну из главных заповедей православной религии – сострадание к своему ближнему [13].

Делая вывод, необходимо отметить, что Ф. М. Достоевский в двух своих романах сформировал специфический образ сверхчеловека - человека будущего. Идеи сверхчеловека он противопоставляет идеал православной личности. Именно осознание кризиса модели христианского человека и образование личности, пришедшей на смену, так напугали писателя. В образе сверхчеловека явно проступают черты личности, ставшей «по ту сторону добра и зла».

Список использованной литературы

1. Беляев Д.А. Универсальность и национальная самобытность идеи сверхчеловека в творчестве Ф.М. Достоевского // Аналитика культурологии. Тамбов. 2012. № 24. С. 11 - 15. 2. Кренжолек О. С. Теория человекобога у Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, №3, т. 1, 2009. 3. Евлампиев И. И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека // Вопросы философии, №2, 2002 4. Дудкин В. В. О влиянии Достоевского на Ницше // Достоевский и современность: тез. выст. на «Старорусских чтениях» Ч. 2, Новгород, 1991. 5. Беляев Д.А. Философско - поэтическая экспликация Üntermensch Ф. Ницше: к вопросу о реконструкции понимания // Философская антропология. М.: 2015. Т. 1. № 2. С. 69 - 84. 6. Беляев Д.А. В. Иванов о неорелигиозном прочтении ницшеанской идеи сверхчеловека // Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации: Материалы II Всероссийской научно - практической конференции. 26 - 27 апреля 2013 г. Липецк: ЛГПУ, 2013. С. 52 - 54. 7. Беляев Д.А. «Сверхчеловеческие» типажи в отечественной литературе XIX – начала XX века (на примере творчества И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского и А.И. Куприна) // Фундаментальные исследования. 2013. № 10 - 7. С. 1626 - 1629. 8. Беляев Д.А. Футуризм и его связь с философско - эстетическими идеями Ф. Ницше // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2008. №. 9 (65). С. 35 - 39. 9. Беляев Д.А. К вопросу о понимании идеи сверхчеловека в философии Ф. Ницше // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4. С. 42 - 44. 10. Беляев Д.А. Имплицитное формирование идеи и образа сверхчеловека в ранней философии Ф. Ницше // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С.403. 11. Беляев Д.А. Сверхчеловеческая философия культуры Ф. Ницше // Общество знаний в XXI веке: Сборник статей молодых ученых / Под ред. Д.А. Аникина. Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. С. 143 - 149. 12. Беляев Д.А. Философское определение сверхчеловека // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 3 - 1. С. 9 - 13. 13. Беляев Д.А., Синицына У.П. Л.Н. Толстой в контексте русской ницшеаны: критика «философии озверения» и «сверхчеловеческого эстетизма» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2015. № 11 - 2 (61). С. 46 - 49.

Белякова С.Р.




Другие новости и статьи

« Реформа Вооружённых Сил (2008-2012 г.г.) и ее некоторые итоги

О подвиге Ивана Сусанина »

Запись создана: Понедельник, 17 Сентябрь 2018 в 17:14 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы