9 Сентябрь 2018

Современная языковая ситуация и сохранение основ грамотного письма

oboznik.ru - Значение синонимов в русском языке

Данная статья затрагивает один из актуальных вопросов современной лингвистики – вопрос о сохранении основ грамотного письма, культуры устной и письменной речи.

В центре внимания – соотношение понятий «русский язык», «грамотность», «пунктуация», «коммуникативная компетентность», «агрессивность диалога» и «современная языковая ситуация». Автор убедительно доказывает, что язык – это величайшее достояние народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

Ключевые слова: русский язык, грамотность, пунктуация, коммуникативная компетентность, современная языковая ситуация.

Русский язык в эпоху постграмотности: вперед в прошлое

Ложь о «неграмотной России»

Федор Михайлович Достоевский утверждал: «Как мы говорим сегодня, так мы и будем жить завтра». А как мы пишем сегодня? Интенсивное техническое перевооружение быта россиян, высококачественная современная связь – мобильные телефоны, компьютерная связь, факсы, пейджеры и др. – приводит к сокращению традиционной письменной формы общения (особенно в межличностной сфере). Сокращается по этой же причине объем чтения художественной литературы.

В российском обществе произошла смена коммуникативной парадигмы, то есть доминирующего в общественной практике типа общения. На смену монологической коммуникативной парадигмы тоталитарного общества (один говорит – все слушают и выполняют) пришла диалогическая парадигма плюралистического общества. Проведенные лингвистами исследования показали, что ситуация с культурой речи и, что особенно важно, отношение к этой проблеме людей не могут не вызывать серьезной озабоченности. Возникает проблема целенаправленной работы по поддержанию норм культуры речи. Технократическое мышление вытеснило человека и его бытие на абсолютную периферию сознания, ибо его черты: примат средства над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими ценностями, символа над действительностью. В технократическом мышлении сиюминутные потребности вытесняют разум, мудрость, совесть и нравственность, человеческие чувства и человеческое достоинство, культуру и человеческое бытие. Писатели, педагоги, журналисты, общественные деятели, ученые отмечают отрицательное влияние на личность «агрессивности диалога», которая стала проявляться в конце ХХ века в результате смены коммуникативной парадигмы в российском социуме.

Агрессивность диалога может наблюдаться в вульгаризации бытовой сферы общения, с настойчивыми попытками «олицетворения» грязного матерного слова, в явном снижении речевой культуры в СМИ, в бытовом общении, в публичных выступлениях, в языке художественной литературы и журналистики, в безбрежном либерализме: ничего нельзя запрещать, в превращении языка в конгломерат, в некую смесь «французского с нижегородским», в мутной волне искажённой русской речи, которую мы слышим на улице, в семье и др. Результатом данных изменений в социуме, распространения агрессивности диалога среди молодых людей, подростков может стать утрата эрудированной, нравственной личности. Кроме этого, может произойти деактуализация понятия «компетентный носитель языка». По мнению исследователей, немалую, если не основную лепту в снижение, а временами и полное падение общего культурного уровня внесла так называемая коммерциализация с её варварскими и пагубными для культуры рыночными законами. Она стала основным барьером для естественного развития и процветания как высокой, классической, так и родниковой, народной, культуры [5, с. 192]. Все эти пейоративные процессы оказывают существенное влияние на состояние, развитие языковой компетенции носителей русского языка. В федеральном стандарте по русскому языку как о целях обучения говорится о лингвистической, языковой, коммуникативной, а в стандарте по русскому языку как государственному ещё и о культуроведческой компетенциях. Интерпретация этих понятий далеко неоднозначны.

По мнению исследователей, компетенция – это «совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают овладение им» [1, с. 70]. Компетентность – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания прирожденных собственных программ речевого поведения адекватным целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы связей предложений в тексте, умения и навыки анализа текста. Коммуникативная компетентность – это не врождённая способность, а способность, формируемая во взаимодействии человека с социальной средой, в процессе приобретения им социальнокоммуникативного опыта. Этот опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе таких переключений лежит изменение ролевых отношений между участниками общения. Духовно самостоятельная личность должна уметь отстаивать свое мнение, критиковать других, выслушивать критику, давать советы и принимать их, убеждать и разубеждать, быть гибким, понятливым и вместе с тем принципиальным, уметь ясно, свободно выражать свои мысли, быть тактичным и сдержанным. Все это и есть не что иное, как культура речевого поведения. Личность – это, прежде всего, личность говорящая. Язык, как известно, предстаёт как одно из важных условий формирования самосознания.

Подчеркивая одухотворенность русского языка, К.Д. Ушинский отмечал: «В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка. Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства». Речевая культура личности – это и составляющая образа жизни, способ поведения и коммуникация с себе подобными, это умение человека жить в социуме. Слово материализует мыслительную и психическую способности личности; духовное начало человеческой жизни предстает в искусстве словесного взаимодействия во всей полноте и целостности.

Совершенствование речи происходит через практический опыт. Родной язык для личности человека – это словно воздух для нашего организма. Если несвободное дыхание – угроза жизни человека, то несвободное владение языком – угроза личности. Главное – открыть для себя мир языка, полный тайн и загадок. Одной из самых сложных задач современности является изучение и постижение пунктуации, раздела науки о языке, изучающего правила постановки знаков препинания в предложениях. Поэтому постижение основ грамотного письма (орфографии и пунктуации) является залогом успеха в нашей жизни. Зачем нам нужна пунктуация? Почему нам недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было совершенно понятно? В 2017 года было проведено анкетирование, в котором приняли участие 100 студентов Южного федерального университета г. Ростова-на-Дону. Как показали результаты анкетирования, чаще всего трудности в области основ грамотного письма возникают при определении пунктуационного знака (тире, точки с запятой). По моему мнению, без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно.

Пунктуация, в первую очередь, служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенные оттенки и значения, вкладываемые им в свое письменное высказывание, а читающий этот текст человек, видя пунктуационные знаки, на основании их правильно воспринимает выражаемые ими оттенки и значения. Слова в речи объединяются в группы, между группами слов, а иногда между отдельными словами делаются интервалы различной длины, на словесных группах или над отдельными словами делаются то повышения, то понижения тона. И всё это не случайно, а подчинено определённым правилам: и интервалы, и повышения, и понижения тона (так называемая интонация) выражают определённые оттенки смысла речевых отрезков.

Пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям, и каким приёмам он должен для этого воспользоваться. До XV века в русской письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Пунктуация, как и орфография, со-

ставляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания. А чтобы это содержание одинаково воспринималось всеми читающими, необходимо, чтобы значение знаков препинания было установлено твёрдо в пределах одного национального языка. Не имеет никакого значения то, что внешний вид знаков препинания в разных языках может быть одинаков, а значение и, следовательно, употребление их различны.

Важно то, чтобы все пишущие и читающие на том или ином языке совершенно одинаково понимали, что выражает тот или иной знак препинания. Благодаря знакам препинания, мы может точно выражать свои мысли, эмоционально окрашивать предложения. Даже сегодня, в мире компьютерных технологий, знаки препинания не утратили своей актуальности. Из них состоят смайлики, изображающие эмоции. К. Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться” Все мы бываем и в роли пишущих, и в роли читающих, поэтому знаки препинания должны быть едиными для всех людей, пользующим языком. Знание пунктуации – залог осуществления главной функции языка – успешного общения людей.

А наилучшим ответом на вопрос “Зачем нужна пунктуация?” послужит эпизод из мультфильма, где нужно было поставить запятую в мультяшной фразе: “Казнить нельзя помиловать.” От места, где будет стоять запятая в предложении, может зависеть чья-то судьба. Язык – основа культуры речи, он является величайшим достоянием народа. Великие мыслители разных времен отмечали следующее: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью (А. Куприн) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашим предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса (И. Тургенев)» [4, с. 8]. Таким образом, очень важно осознавать свою причастность к формированию культуры речи, ведь культура речи – умение жить в социуме, составляющая образа жизни.

Необходимо каждый день усовершенствовать свою речь, осознавать, что надо быть компетентным не только в определенной сфере знаний, но и в сфере лингвистической. Это тоже очень важно, ведь каждый человек реализует себя в обществе посредством коммуникации.

Список литературы

1. Быстрова Е. Компетентный носитель языка // Великий и могучий русский язык». М., 2007. С. 70.

2. Изюмская С.С. Основы грамотного письма: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: изд-во ДЮИ, 2007. 91 с. 3. Изюмская С.С. Пунктуация современного русского литературного языка: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: изд-во ДЮИ, 2010. 97 с.

4. Изюмская С.С. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / С.С. Изюмская; под общ. ред. Д.фил.н., проф. Н.В. Малычевой – 2-е изд.М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр, 2017. 384 с. 5. Ирзабеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. – М.: Даниловский благовестник, 2010. 200 с.

Изюмская С.С, Шайхалиева А.М.

Другие новости и статьи

« Княгиня Ольга – правительница Киевской Руси

Управленческая деятельность П.А. Столыпина »

Запись создана: Воскресенье, 9 Сентябрь 2018 в 5:05 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика