Приговор командному составу 1-й (Приморской) армии по итогам боев у оз. Хасан
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР С ОБЪЯВЛЕНИЕМ ПРИГОВОРА ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР ПО ДЕЛУ КОМАНДНОГО СОСТАВА 1-й (ПРИМОРСКОЙ) АРМИИ № 049
22 апреля 1939 г.
Объявляю приговор Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР от 29—31 марта 1939 г. по делу бывш. командующего 1-й (Приморской) армией комдива Подласа К.П., бывш. члена Военного совета той же армии бригадного комиссара Шуликова М.В. и бывш. начальника штаба той же армии полковника Помощникова А.И.
Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза К. Ворошилов
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
В составе: председательствующего армвоенюриста В.В. Ульриха, членов: диввоенюриста А.М. Орлова и бригвоенюриста Д.Я. Кандыбина, при секретаре военном юристе 1 ранга А.А. Батнере.
В закрытом судебном заседании в г. Москве 29—31 марта 1939 г. с участием государственного обвинителя — помощника главного военного прокурора РККА диввоенюриста т. А.X. Кузнецова рассмотрела дело по обвинению:
1) бывш. командующего 1-й (Приморской) армией комдива Подласа Кузьмы Петровича, 1893 года рождения, члена ВКП(б), в РККА с 1918 г., окончившего курсы усовершенствования высшего командного состава при Академии им. М.В. Фрунзе, награжденного орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и медалью «XX лет РККА»,
2) бывш. члена Военного совета той же армии бригадного комиссара Шуликова Михаила Васильевича, 1897 года рождения, члена ВКП(б), в РККА с 1918 г., окончившего два курса заочной Военно-политической академии, награжденного медалью «XX лет РККА» и
3) бывш. начальника штаба той же армии полковника Помощникова Александра Ивановича, 1895 года рождения, члена ВКП(б), в РККА с 1918 г., окончившего Академию им. М.В. Фрунзе, награжденного орденом Ленина, орденом Красного Знамени и медалью «XX лет РККА» —
всех троих в преступлениях, предусмотренных ст. 193-17, п. «а» Уголовного кодекса РСФСР.
Предварительным и судебным следствием установлено:
В период боевых операций у озера Хасан командование 1-й (Приморской) армии в лице командующего комдива Подласа, члена Военного совета бригадного комиссара Шуликова и начальника штаба армии полковника Помощникова проявило преступное бездействие, которое выражалось как в непринятии необходимых мер к воспрепятствованию вторжению японских интервентов на советскую территорию, так и в плохом обеспечении боевых операций отдельных частей и подразделений армии.
Комдив Подлас, бригадный комиссар Шуликов и полковник Помощников, располагая данными как от наших разведывательных органов и сообщений пограничников, так и из официальных сообщений о наглых угрозах японского посла Сигемицу о подготовке вторжения японских войск на советскую землю с целью захвата высот западнее озера Хасан, в частности высоты Заозерной, и зная о крупном стратегическом значении высоты Заозерной, господствовавшей на всем угрожаемом районе, не приняли должных мер к немедленному укреплению высоты Заозерной и занятию ее достаточными по своей численности частями Красной Армии.
В связи с усилением передвижения войск на территории противника, прилегающей к высоте Заозерной, и укреплением японцами границы во всем Посьетском районе, Военному совету армии было предложено привести в полную боевую готовность 39 ск.
Комдив Подлас и бригадный комиссар Шуликов проявили преступную бездеятельность и нераспорядительность в деле приведения в полную боевую готовность частей этого корпуса. Отдав приказ о приведении в боевую готовность 40 сд и других частей, входящих в состав 39 ск, Военный совет армии в лице командующего Подласа и члена Военного совета Шуликова и начальник штаба армии Помощников не только не дали никаких приказов и указаний начальникам отделов армии, но даже не приняли никаких мер к оповещению начальников отделов армии о приведении в боевую готовность частей корпуса. Начальник отдела связи армии Новицкий узнал о том, что 39 ск приводится в боевую готовность не от командования армии, а от начальника связи корпуса, и то с большим опозданием, когда корпус уже двинулся в поход. В результате всего этого командование армии не знало местонахождения воинских частей и не имело бесперебойной связи с отдельными частями, которые направлялись в район боевых действий.
Военный совет армии в лице Подласа и Шуликова и начальник штаба армии Помощников проявили полную бездеятельность в подборе кадров для укомплектования штаба и отделов армии и в результате в штабе и отделах армии как в период подготовки боевой операции, так и в период ее проведения работа была дезорганизована.
Действиями полковника пограничных войск Федотова, командовавшего приданными ему усиленными батальонами 118 и 119 сп, фактически никто не руководил. Штаб армии не знал о принятых Федотовым решениях и ими не интересовался, в связи с чем Федотов действовал самостоятельно, не координируя свои действия с командиром 40 сд, что привело на некоторое время к безначалию в районе боевых действий.
Все это было использовано противником, и в ночь с 30 на 31 июля японские войска, проникнув в глубь советской территории на 4—5 километров, захватили высоту Заозерную.
Таким образом, Военный совет армии в лице комдива Подласа и бригадного комиссара Шуликова и начальник штаба армии полковник Помощников в разгар решающих боев за высоту Заозерную этими боями не руководили, и японским интервентам удалось закрепиться на захваченной ими высоте Заозерной.
Во время разговора по прямому проводу 1 августа 1938 г. с Народным комиссаром обороны и руководителями Правительства Подлас сознательно обманывал, заявляя, что он принимает все необходимые меры для уничтожения японских интервентов, захвативших часть советской территории. При этом разговоре Подлас дал ложные сведения о расположении японских войск на советской земле. Все это происходило в присутствии члена Военного совета Шуликова, который ничего не предпринял, чтобы помешать ложной информации Подласа.
Такое же преступное бездействие, а также полную нераспорядительность Подлас, Шуликов и Помощников проявили и в деле обеспечения боевых операций в районе озера Хасан. Ограничившись отдачей общих распоряжений, они не произвели подлинной проверки боевой готовности частей, в результате чего направляемые в район боевых действий части и подразделения не были укомплектованы до их штатной численности и стрелковые роты шли в бой с большим некомплектом бойцов, в то время как значительное число красноармейцев находилось на разного рода хозяйственных маловажных работах. Направляемые в район боевых действий части не были обеспечены всеми необходимыми средствами вооружения, и в ряде случаев артиллерийские батареи оказались на фронте без снарядов, запасные стволы к пулеметам заранее не были подогнаны, винтовки выдавались непристрелянными, а некоторые бойцы прибыли в район боевых действий вовсе без винтовок и противогазов.
Располагая достаточным временем, средствами и силами, Подлас и Помощников не приняли всех необходимых мер к приведению в проезжее состояние основной дороги и не обеспечили организации нормального движения войск по дорогам. Соответствующее указание Воендору было дано лишь спустя шесть дней после того, как войска двинулись в район боевых действий. В результате этого на дорогах создавались огромные заторы, люди и материальная часть застревали в болоте, части выбывали из графика марша, что резко снижало боевую подвижность и маневренность частей армии.
Развертывание тыловых учреждений происходило беспланово и неорганизованно, а управление полевого снабжения приступило к работе только 10 августа, т.е. к концу операции. Несмотря на громадные запасы вещевого имущества, многие бойцы были посланы в бой в совершенно изношенной обуви и без шинелей. В ряде частей не оказалось ранцевых запасов консервов, а часть консервов не могла быть использована, так как не была подвергнута бактериологическому исследованию. Санитарные тылы не были также своевременно подготовлены, и сотни раненых эвакуировались в Посьет, где до 7 августа не было ни армейского госпиталя, ни достаточного количества врачей. Несмотря на своевременное предложение санитарного отдела о необходимости организации в Посьете госпиталя и направлении туда же госпитального судна, Помощников неукоснительно отвечал «рано».
Помощниковым не были приняты должные меры к своевременному обеспечению частей годными картами, в частности картами территории противника, прилегающей к высоте Заозерной, в результате чего командирам и штабам не хватало карт района боевых действий.
Преступное бездействие Подласа, Шуликова и Помощникова привело к тому, что японским интервентам удалось захватить и временно закрепиться на высоте Заозерной и для изгнания их с советской территории понадобилось сосредоточение и введение в бой крупных сил и боевых средств.
Бездеятельность Подласа, Шуликова и Помощникова не парализовала волю к победе и героизма наших командиров, комиссаров, политработников и красноармейцев. Части 39 ск разгромили японских интервентов и с позором изгнали их с советской земли, водрузив красный флаг на сопке Заозерная. Тысячи бойцов, командиров и политработников проявили величайший героизм и шли в бой с лозунгами «за Сталина», «за Родину», «за социализм» и многие отдали свою жизнь за дело партии Ленина — Сталина, за советскую власть, за социализм. Обнаглевшие японские интервенты получили от Рабоче-Крестьянской Красной Армии жестокий урок.
Признавая Подласа, Шуликова и Помощникова виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 193-17, п. «а» Уголовного кодекса РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Союза ССР
ПРИГОВОРИЛА:
1. Подласа Кузьму Петровича лишить военного звания «комдив» и подвергнуть лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на пять лет с поражением в политических правах на три года .
Принимая во внимание тяжесть преступлений, совершенных Подласом, на основании ст. 33 Уголовного кодекса РСФСР войти с ходатайством в Президиум Верховного Совета Союза ССР о лишении Подласа ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени и медали «XX лет РККА».
2. Шуликова Михаила Васильевича — к лишению свободы сроком на два года без поражения в политических правах.
3. Помощникова Александра Ивановича — к лишению свободы сроком на три года без поражения в политических правах.
Принимая во внимание, что: 1) Шуликов в должности члена Военного совета армии состоял непродолжительное время, 3 августа 1938 г. заболел и находился на излечении до окончания боевых действий, а также что он чистосердечно признал свою вину на суде и 2) Помощников имел боевые заслуги по выполнению специальных заданий Правительства, а также его недостаточный опыт по работе в штабах крупных войсковых соединений — определенную им меру наказания считать условной с испытательным сроком: Шуликову в один год и Помощникову в два года.
Срок лишения свободы Подласу исчислять с 29 марта 1939 г.
Приговор окончательный и кассационному обжалованию не подлежит.
Председательствующий председатель
Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР
армвоенюрист В. Ульрих
Члены суда:
члены Военной коллегии Верховного Суда СССР
диввоенюрист А. Орлов
бригвоенюрист Д. Кандыбин
Судьба осужденных в годы Великой Отечественной войны:
Подлас Кузьма Петрович
В Великой Отечественной войне участвовал в должностях командующего 40 и 57 армиями. Награжден орденом Ленина. Генерал-лейтенант. Погиб 25.05.1942 г. Харьковская обл., Изюмский р-н, Малокомышевахский с/с, с. Малая Комышеваха, центр села, Украинская ССР.
Шуликов Михаил Васильевич.
В Великой Отечественной войне участвовал в должности военного комиссара 6 стрелкового корпуса, бригадный комиссар. Пропал без вести (остался раненый на территории захваченной противником) не позднее 25.06.1942 г. По заявлению инструктора политотдела корпуса раненый оставлен с красноармейцем на излечение в с. Визовок. Погиб(?).
Помощников Александр Иванович. В РККА с 1918 г.
Участвовал в Великой Отечественной войне. 1 октября 1942 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор».
Воевал на 1-м Прибалтийском фронте, был заместителем начальника штаба фронта. Погиб 30 октября 1944 года. Похоронен у костела в центре города Шауляй (Литва).
Награжден: орденами Ленина (21.6.1937), Красной Звезды (22.1.1942).
Другие новости и статьи
« Учебные сборы военнообязанных запаса некоторых округов в 1939 г.
День финансово-экономической службы - 22 октября »
Запись создана: Вторник, 22 Октябрь 2019 в 0:40 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Вещевое обеспечение, Медицинское обеспечение, Межвоенный период, Продовольственное, Служба горючего.
метки: медицина, обмундирование, Хасан, обувь, приказ, приговор, продовольствие, архив
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика