Культура и поведение человека как индикаторы социализации



История показывает, что истинным критерием ценности человека является ни его национальность, ни религия, ни место рождения, ни место проживания, ни профессия, а только высокая духовная (интеллектуальная и нравственная) культура. Невежество – это зло и бедность, а культура – знание, развитие и благосостояние.

В силу этого, патриотизм интеллигенции немыслим без служения развитию духовной культуры народа при помощи науки, образования и просвещения. Познание развивает человеческий разум – ключ ко всем дверям мироздания. Добро формирует позитивную среду для достойной жизни. Гармония этих двух устоев духовной культуры помогает достичь счастья.

Человек, желающий достижения счастья, должен все время развивать свои знания и способности, помогающие понимать законы развития природы и общества, создавать новые блага культуры, совершенствовать культуру труда и коммуникаций, стремиться вырабатывать объективное отношение к происходящим вокруг событиям, удовлетворять свои потребности, не забывая об этике и гармонии с окружающим миром. Культура – это «вторая, искусственная природа», все позитивное, созданное умом, чувствами и физическим трудом человека.

Вместе с тем, это исторический созидательный процесс, путь от хаоса и невежества - к знанию, порядку, развитию и благосостоянию. В своей сущности - это процесс и результат преобразования биологической энергии человека – в, основанную на разуме, созидательную, социальную энергию познания, духовного и материального производства в интересах человеческого развития. Основным мотивом, лежащим в основе развития культуры, является забота о сохранении, поддержании и улучшении человеческой жизни.

Понять роль культуры, как энергетического и технологического фактора роста благосостояния и устойчивого развития, как преобразовательной деятельности, направленной на создание эффективных технологий жизнедеятельности и производства продукции, необходимой для удовлетворения духовных и материальных потребностей людей, помогает ее правильное научное осмысление. Культура в научном понимании – это триада: процесс познания и преобразования природы, самого человека и общества, образуемые в результате духовные и материальные ценности и нормы, а также технологии их производства, хранения, использования и трансляции. Важнейшее методологическое значение для социализации имеет фундаментальная культурологическая формула Лесли Алвина Уайта, согласно которой «поведение человека изменяется с изменением его культуры».

Эта формула показывает, что формирование высокой культуры и доброй воли зависит не только от врожденных качеств. Оно требует постоянных усилий разума, приобщения к знаниям, выработанным человечеством, воспитания твердой воли, человечности и красивых чувств. В процессе культурного развития человек меняется и совершенствуется, становится мудрее, открывая все новые и новые возможности для своей жизнедеятельности.

От качества этого процесса зависит и восприятие человеком трудностей, его отношение к своему внутреннему миру, богатству и бедности, успехам и неудачам. Три вещи нельзя купить ни за какие деньги: истинную любовь, истинную дружбу и высокую духовную культуру – культуру разума и культуру чувств. Любовь и дружбу невозможно навязать, их можно только завоевать своей высокой духовной культурой. Аналогичным образом, дело обстоит и с системой культурных ценностей, которую невозможно навязать, но можно, через культуру, как «мягкую силу», через любовь и уважение к ее носителям, «заставить» полюбить и, таким образом, сделать желанным достоянием других. Сложность этой задачи обусловлена множеством культур, этносов, национальностей, религий и моделей поведения людей, которые на разном уровне представлены в большинстве современных стран Запада и Востока.

Культуры человечества достаточно устойчивы, и каждая из них по-своему относится к религии, к правде, к человеческим отношениям. Вместе с тем в каждой культуре имеет место нехарактерное для этноса мышление и поведение части индивидов. Разным людям свойственны не только различный уровень личной культуры, но и восприимчивости культуры в целом.

Ричард Льюис обращает внимание на наблюдения психологов, утверждающих, что если приобщение к определенной культуре начинается с раннего возраста, то в течение 12 лет полностью формируется культурный характер, сохраняющийся всю жизнь. Определенное влияние на формирование культуры, образ мышления и поведение человека оказывают такие факторы как: воспитание, образование, социальное происхождение, этнические традиции, место рождения, место проживания, профессия, работа, пол, возраст, религия, а также индивидуальная психология личности. Не менее важны природно-географические условия, генетический код культуры, социальная среда, историческая обстановка и культурный обмен.

Именно сочетанием этих постоянных и переменных величин во многом определяется и разное видение мира. Поэтому совместимость культур требует большого внимания, осуществления специальных программ языковой и культурологической подготовки, предполагает разумные компромиссы. Используя возможности образования и воспитания, следует настойчиво вырабатывать идентичность в мышлении и поведении людей разных национальностей, культивированием ценностей общечеловеческого характера, при условии поддержания благоприятных социально-экономических условий жизни общества и сохранения ценностей национальных культур. Принимая это во внимание, особо хотелось бы подчеркнуть важность распространения в обществе универсальных культурологических знаний о национальной и мировой культуре.

Интеллектуальное и нравственное обогащение людей способствует системному видению мира. Оно дает немаловажное превосходство, обусловленное гибкостью, широкой мультипанорамой видения, повышает шанс на выбор правильных решений в сложных ситуациях, открывает видение «окон» новых возможностей для гармоничного развития. В процессе жизни и деятельности в разных странах мира человек непременно общается с другими людьми, представляющими разные нации и религии, разное мировоззрение, характер и модели поведения. При коммуникации каждый должен делать коррекцию своей речи и поведения, с учетом системы этических ценностей, принятых в других культурах. В общении с людьми разных национальностей и этносов, следует учитывать

также различия в культуре речи. Важно знать особенности речи представителей разных народов, разбираться в смысле их слов и интонации, в особенности, если имеет место кодированная речь. В силу этого, целесообразно в каждой стране, на основе единых международных программ, осуществлять обучение людей сущности и особенностям мировой культуры и цивилизации, представляющих собой богатое культурное разнообразие.

В процессе такого обучения особенно важно формирование вежливости и толерантности, ибо в сложных, или критических ситуациях, а нередко и при непонимании «запускается программа» поведения, соответствующая психическим особенностям национальной культуры, что может спровоцировать конфликты. Решению этой задачи могут помочь специальные международные программы аккультурации и инкультурации, способствующие выработке культурной идентичности людей, основанной на общепринятых человеческих ценностях и культурных стандартах, культуре мышления и поведения, с учетом национальных особенностей различных культур. Без этого невозможно преодоление конфликтов, взаимопонимание и мирное сосуществование, уважение к достоинству личности, культура мира и продуктивное сотрудничество в целях сохранения человечества.

Такой подход требует солидарности и объединения усилий ученых и специалистов, преподавателей и политиков всего мира для разработки и реализации специальных культурологических просветительских программ по переформатированию сознания и выработке универсальной идентичности в целях спасения человечества от разрушительных процессов. Необходимо также формировать профессиональную компетентность кадров, занимающихся вопросами межкультурных коммуникаций и мультикультурализма, хорошо знающих культуру народов мира и способных вырабатывать компромиссные коммуникативные модели. Актуальной задачей является осуществление подготовки международных специалистов по «синтезу» культуры типа «Homo culturalis» на основе селекции лучших культурных принципов, стандартов и норм жизнедеятельности, и обучению этому людей в различных странах мира.

Глубоко убежден, что это нелегкий, но единственный путь, ведущий к «свету в конце тоннеля» может стать эффективной инновационной моделью социализации в России, Азербайджане и других странах СНГ. Антропологическая модель «Homo culturalis» предполагает формирование людей высокой культуры, обладающих соответствующим уровнем знаний, умений, организованности, нравственности и созидательной деятельности. Она предусматривает тиражирование в обществе таких качеств, как культура ответственности, уважение к личности, честность, гуманизм, ненасилие, уважение к страшим, любовь к детям, гостеприимство, терпимость, преданность идеалам высокой культуры.

Эти качества способствуют установлению приоритета ценности человеческой жизни, сохранению культурного многообразия, гармонии культур и интересов в обществе, национальному согласию и солидарности граждан. Формирование в разных странах мира людей на основе единых культурных стандартов, гармонично сочетающих в себе общенациональные и общечеловеческие ценности культуры, позволит вырабатывать культурную идентичность, основанную на универсальной системе культурных ценностей, способствующей взаимопониманию, толерантности и сотрудничеству в целях устойчивого и безопасного развития.

Ф. Мамедов 


Другие новости и статьи

« Некоторые экзотические индивидуальные рационы питания

Катастрофические последствия утраты нравственных ценностей современным подрастающим поколением »


Метки:



Kaspersky DDoS Prevention
prog16.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU