9 Сентябрь 2018

Катастрофические последствия утраты нравственных ценностей современным подрастающим поколением

Аннотация: данная аннотация посвящена анализу проблемы ценностных ориентиров современной молодежи. В работе показано, что духовные проблемы, особенно остро стоящие в наше время, представляют мировоззренческую катастрофу ввиду пропаганды тенденций, связанных с порабощением внутренней жизни, всего сознания человека материальными, плотскими потребностями, потребностями собственной самости. Современная цивилизация не только решительно отрицает созерцание, душу, вечность, но пытается открыто отвергнуть духовную ипостась человека.

Современный мир столкнулся с условиями, которые можно обозначить как «мировоззренческая катастрофа». На наших глазах меняется духовно-психологический климат общества, кардинально меняется само содержание внутренней жизни современного человека. Первая из этих тенденций связана с порабощением внутренней жизни, всего сознания человека материальными, плотскими потребностями, потребностями собственной самости.

Современная цивилизация не только решительно отрицает созерцание, душу, вечность, но пытается открыто отвергнуть духовную ипостась человека. Складывается мощная индустрия по наращиванию экзотических, часто извращенных потребностей, по превращению их в главный мотив поведения. Наше время – это время многообразных психотерапий, форм альтернативной медицины, психосоциальных техник безболезненного освобождения человека от ответственности перед собой, перед людьми, перед Абсолютными смыслами собственной жизни. [4] Ценностные ориентации — важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.). В социологических концепциях ценностные ориентации трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С др. стороны, именно формирование Ц. о. нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения. [3] Утверждает, что ценности личности — это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни, Б.С. Братусь подчеркивает, что подлинная ценность должна быть всегда обеспечена «золотым запасом» соответствующего личностного смысла, аффективного, эмоционально-переживаемого отношения к жизни. В противном случае она девальвируется до уровня простой декларации, более того, может стать бутафорией, маскирующей совсем другие устремления. [1] Анализируя ценностные ориентации, духовные и нравственные основы нашей жизни В.И. Слободчиков подчеркивает, что они являются главной иммунной, защитной системой достоинства и свободы личности и это главный фильтр при выборе необходимых средств нашей гуманитарной деятельности; инстанция, позволяющая отличить не только «свое» от «чужого», но и от агрессивно чуждого [4].

Проблема мировоззренческой катастрофы привлекает внимание не только российских, но и зарубежных исследователей. На социальном уровне, утверждают Дж. Каправа, Д. Севрон, ценности соответствуют принципам, определяющим права и обязанности граждан. Социальные ценности отражают историю общества и каждое общество характеризуется преобладающими в нем уникальными ценностями. На индивидуальном уровне ценности связаны с критериями или стандартами, которые люди используют при оценке собственных действий и действий других людей, и здесь понятие ценностей частично совпадает с понятием стандартов поведения. Обращаясь к проблеме ценностей, А.Н. Леонтьев рассматривал три формы существования ценностей, переходящих одна в другую: • как общественный идеал;

• как предметное воплощение этих идеалов в деяниях и произведениях конкретных людей; • как мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в поведении и деятельности общественных ценностей. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности, они связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей становится источником самоуважения достоинства и социальной активности личности. Ценности личности задают направленное отношение к окружающему миру и являются ориентирами ее деятельности, образуют некую аксиологическую направленность личности, причем, как уточняют А.В. Капцов и Л.В. Карпушина, личностные ценности показывают позитивное или негативное отношение к другим людям, к себе, к миру и образуют нравственную позицию личности, которая может быть: • положительной и отрицательной • гуманистической (ценности развития себя, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты, гармонизация отношений с другими людьми) и прагматической (получение практического результата независимо от других людей, а иногда и в ущерб другим людям). [2] Святитель Николай Сербский писал, что существует четыре основных импульса, движущих людьми: 1) личное благосостояние и собственные удовольствия; 2) семейные и кровные узы; 3) общественные законы; 4) совесть и чувство присутствия Бога живого. Четвертый импульс – это первая линия обороны. Если человек не удерживает бастионы совести, теряет Страх Божий - он отступает на вторую линию – пытается защититься общественными законами. Не удержав вторую линию, отступает на третью (мой дом – моя крепость), и так - до последней линии. Именно в такой последовательности происходит деградация человека, деградация и гибель, ибо и последнюю линию обороны – борьбу за собственное благополучие может проиграть человек, приходя в состояние одиночества, уныния, потери смысла жизни и полного отчаяния.

Катастрофические последствия утраты нравственных ценностей заключаются в том, что при повреждении духовно- культурного генетического кода происходит потеря достижений, как в развитии формы, так и в становлении сознания. Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными.

Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно- нравственным состоянием, может происходить в латентной (скрытой) форме. [4] Результатом проблемы оказывается своеобразная социальная невменяемость, которая обеспечивается переводом ответственного самоопределения личности в пространства приватной жизни – в клубные, бытовые, досуговые пространства. Это ведет к блокаде рефлексии по отношению к целям и способам их достижения, сокрытию замысла и двойному стандарту, подмене ценностей, созданию ситуаций ложного выбора, снятию личной ответственности и т.д. В современном российском обществе практически все перечисленные «линии обороны» имеют уже глубокие разрушения. И именно с этим обстоятельством связана острота, катастрофичность проблемы многообразных форм зависимости современной молодежи. Бездушность, отчуждение, атомизированность делают жизнь невыносимой; отсюда – лишь один шаг к самоубийству и наркотикам [2]. В наши дни в социальных сетях создаются группы смерти, такие как “Синие киты”. Дети и подростки не отдают отчет - где жизнь, а где смерть, не понимаю грани, т.к. данные понятия размыты. Необходимо, чтобы формировались общественные и социологически значимые идеалы. Духовно-мировоззренческая катастрофа в нашей стране породила и другую тенденцию, связанную с соблазном понимания духовной ипостаси человека с помощью восточного мистицизма, оккультизма и магии.

Попытка создать общество с единственно верным мировоззрением на основе «Научного атеизма» завершилась, по мнению зарубежных сектоведов, тем, что Россия на сегодняшний день является одной из самых больших «духовных помоек» в мире, становится источником «духовного заражения» для других стран. [4] Многие совпременные ученые фиксируют и у детей, и у взрослых недостаток ответственности, повышенную тревожность, агрессивность, качественные сдвиги в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни и пр. Д. И. Фельдштейн отмечает, что особое место занимает проблема разреза общества по возрастной вертикали, подразумевая возрастные и поколенческие особенности людей в современном мире. Сложилась исключительно острая поколенческая ситуация, произошел более глубокий разрыв между разными поколениями. Возникают вопросы: какова сегодня расстановка сил, кто в нынешних условиях является главным носителем тенденций развития общества, каков человеческий потенциал разных поколений людей? На что опираться? Мы теряем ценность общения, что влечет разрушительное действие.

Приводимые в СМИ данные о растущей потере общесоциальной заинтересованности подростков, о росте группового эгоизма и пр. не только неполно отражают внутренний мир современного молодого человека, но и неправомерно противопоставляют общественное и индивидуальное, не отчленяя индивидуальное от индивидуалистического, то есть эгоистического. Забывается элементарная истина: растущий человек в той мере индивидуализируется в обществе, в какой он социализируется. Для многих подростков сегодня оказывается важным не столько признание значимости их действий группой, сколько собственное осознание социальной нужности. [5] Молодежь стремится демонстрировать себя на публику, чему способствуют современные цифровые технологии. Ради достижения этой цели дети и подростки идут на убийство и самоубийство. Ценность человеческой жизни утрачивается. Родители, живя в условиях всеобщей занятости, недостаточно рефлексируют чем живут их дети. Экспертиза мультфильмов, компьютерных игр не проводится, вследствие чего дети бесконтрольно варятся в собственном мире.

Каким же образом можно остановить возникшую мировоззренческую катастрофу?

Личные и общественных ценности должны регулироваться следующими критериями: - понимание нравственных обязательств и основной ответственности перед Богом - практическое выражение истинной любви к Богу и стремление к пониманию и послушанию Его воле - следование мудрости - признание значимости других людей - уважение к правам, интересам и безопасности других людей - решение быть полезным - быть благодарным независимо от обстоятельств - активный интерес к поддержанию мирного сосуществования - готовность служить - выносливость, чтобы оставаться любящим, заботливым и усердным - незыблемая надежда Следуя Божьей воли, любой человек или любое общество может приобрести значение и смысл своих жизненных ценностей [6] . Братусь Б.С. отмечает, что человек должен задавать себе вопросы «как», «почему» и «для чего», а важнее всего — “ради чего” совершается то ила иное действие, деятельность человека, в чем подлинный смысл достижения тех или иных целей, мотивов, задач, смысл, стоящий за взятыми самими по себе или в своей совокупности целями, задачами и мотивами [1]. Главная болевая точка современной социокультурной ситуации – это разрушенные межпоколенные связи, отчуждение и противостояние в семье, в школе, в общем месте жительства.

Это отсутствие жинеспособных общностей людей – неоформленность социальных, культурных, национальных, образовательных ценностей и смыслов. Это также культурная неоформленность сверстничества, стихийное образование возрастных когорт, которые в подростково-молодежной среде приобретают деструктивный характер. Решить данные проблемы помогут инновационные образовательные программы, которые призваны решать в первую очередь такие важнейшие задачи, как: 1. Формирование духовно осмысленных и нравственно оправданных укладов жизни и деятельности людей в определенном, приуроченном к данной Земле культурно-историческом пространстве и укоренение в них человека, преодолевая тем самым его сегодняшнюю без-родность и без-домность. 2. Выращивание жизнеспособных, соборных детско-взрослых общностей, не оставляющих человека безпризорным и безнадзорным. 3. Культивировать встречи поколений в их самоценных образах и формах жизни, не допускающих эгоцентричной капризности между людьми и хамского релятивизма внутри отеческой культуры.

Профессионально грамотное и нравственно ответственное решение этих задач составит подлинное содержание всего многообразия программ духовно-нравственного становления наших детей, подростков и молодых людей. Именно духовная близость ребенка и взрослого гармонизирует индивидуализацию ребенка, обеспечивает нормальное развитие его самостоятельности; отчуждение искажает и блокирует ее [4]. Необходимо общение со старшим поколением, которое выступает не только носителем традиций, но и преобразующим моментом, ибо оно не только сохраняет, но и аккумулирует, интегрирует систему социальных отношений и действий общества [5] . Внедрение социальной рекламы, акций, которые привлекают молодёжь в число волонтеров будут способствовать ее положительной социализации. В наше время уже комплексно учитываются и поощряются индивидуальные достижения и занятия добровольческой деятельностью дополнительными баллами при поступлении в ВУЗы [7].

Пропаганда ценностей индивидуализма, потребления, удовольствия, вседозволенности, безответственности приводит к снижению эффективности влияния сложившихся в профессиональном сообществе ценностей. И в этом заключается серьезная проблема и угроза для социума в целом [2]. Следуя предложенным способам решения возникших проблем современности, в наших силах снизить остро возникшую мировоззренческую катастрофу.

Литература:

1. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности // Этика. 1985/3 С.24- 26 2. Краснощеченко И.П. Ценностные основания профессиональной подготовки психологов// Прикладная юридическая психология. № 1 (34) 2016. С.29-37 3. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь 4. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. № 9. С. 33–39. 5. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: Возможности развития. 6. Pitlane Magazine Defining the Difference between Personal Values and Society Values URL: http://www.pitlanemagazine.com/morals-values-andnorms/defining-the-difference-between-personal-values-and-societyvalues.html 7. https://www.utmn.ru/presse/novosti/priyem/105453/

А.А.Прусова Калужский государственный университет имени К.Э.Циолковского

Другие новости и статьи

« «Устав о закупах» Владимира Мономаха как средство укрепления княжеской власти

«Женское лицо» русского просвещения: к вопросу о просветительской деятельности Екатерины II и Е.Р. Дашковой »

Запись создана: Воскресенье, 9 Сентябрь 2018 в 5:40 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика