К вопросу о назначении военнослужащего на вышестоящую должность, присвоении ему воинского звания при условии длительного, безупречного и эффективного исполнения им должностных обязанностей как административно-правовом средстве противодействия коррупции



К вопросу о назначении военнослужащего на вышестоящую должность, присвоении ему воинского звания при условии длительного, безупречного и эффективного исполнения им должностных обязанностей как административно-правовом средстве противодействия коррупции

oboznik.ru - Офицер и знамя
#закон#право#военноеправо

В научной литературе административно-правовым средствам отводится ключевая роль в системе противодействия коррупции, поскольку основная нагрузка правоприменителя в этой сфере связана с задействованием внутриорганизационного потенциала органов исполнительной власти и иных государственных органов. Это обусловлено распространением административно-правового регулирования на порядок осуществления государственно-служебной деятельности.

Если роль уголовно-правовых средств состоит в том, чтобы наказать коррупционера, применить к нему меры уголовноправовой репрессии, то роль административно-правовых – ликвидировать или хотя бы свести к минимуму условия, с которыми связано распространение коррупции [4, с. 15-16]. С точки зрения функционального предназначения всю обширную совокупность административно-правовых средств противодействия коррупции в сфере перемещений военнослужащих по военной службе можно разделить на две большие группы: а) административно-правовые средства общего характера – это такие средства, которые применяются не только в сфере прохождения военной службы, но и в иных областях воинских правоотношений; б) специальные административно-правовые средства – это те, которые применяются только сфере перемещений военнослужащих по военной службе.

Одним из основных административно-правовых средств противодействия коррупции в сфере перемещений военнослужащих по военной службе общего характера является внедрение в практику кадровой работы органов военного управления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение военнослужащим должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского звания (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Практическое применение данного средства позволяет оградить от продвижения по службе и назначения на ответственные воинские должности некомпетентных, не имеющих достаточного жизненного и практического опыта военнослужащих. Внедрение данного правила в военно-кадровую политику станет серьезным сдерживающим фактором для таких проявлений коррупционных проявлений как протекционизм и карьеризм.

Практическая реализация данного принципа применительно к присвоению очередных воинских званий стала возможной с принятием Федерального закона от 15 февраля 2016 г. № 20-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых очередное воинское звание военнослужащему не присваивается. До принятия данного закона при присвоении военнослужащим очередных воинских званий учитывалось только два формальных фактора: истечение срока выслуги в предыдущем воинском звании и соответствие штатной должности, замещаемой военнослужащим, присваиваемому ему воинскому званию.

При этом отношение данного военнослужащего к службе, его заслуги, наличие или отсутствие дисциплинарных взысканий никакого правового значения для присвоения воинского звания не имело. Явная ненормальность такого положения дел с присвоением воинских званий была осознана на самом высоком уровне военного руководства [2, c. 12-13], на это неоднократно указывалось в научных публикациях [1, с. 151-152], однако практические шаги по разрешению данной ситуации сделаны только спустя более 7 лет со времени законодательного закрепления рассматриваемого правила. Принятие и вступление в силу Федерального закона от 15 февраля 2016 г. № 20-ФЗ потребовало внесения соответствующих изменений и в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

Разрешена данная ситуация путем внесения в Положение о порядке прохождения военной службы дополнений, предусматривающих основания, при которых очередное воинское звание военнослужащему не присваивается.

К числу таких оснований можно отнести: 1) возбуждение в отношении военнослужащего уголовного дела; 2) проведение разбирательства в связи с совершенным грубым дисциплинарным проступком; 3) наличие неснятого дисциплинарного взыскания за совершение грубого дисциплинарного проступка; 4) наличия неснятого дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии». При этом предусмотрено, что в случаях, когда уголовное дело в отношении военнослужащего было прекращено по реабилитирующим основаниям, а разбирательство не установило виновность военнослужащего в совершении грубого дисциплинарного проступка, воинское звание данному военнослужащему присваивается со дня истечения срока прохождения им военной службы в предыдущем воинском звании.

Что касается учета длительного, безупречного и эффективного исполнения военнослужащим должностных обязанностей при назначении его на высшую должность, то формально данное требование в военном законодательстве присутствует. Так, согласно п. 13 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности.

Однако указанная норма, носящая общий и неконкретный характер, не является препятствием для проявлений субъективизма и коррупции при назначении военнослужащих на высшие воинские должности, что на практике происходит довольно часто. Одной из действенных мер по преодолению данной негативной ситуации могло бы стать, на наш взгляд, нормативное закрепление контрольных сроков прохождения военнослужащими военной службы в конкретных воинских должностях, ранее истечения которых военнослужащий не может быть назначен на высшую воинскую должность.

В исключительных случаях в качестве поощрения за особые личные заслуги следует предусмотреть возможность назначения военнослужащего на высшую воинскую должность ранее установленного контрольного срока и применяться по аналогии с порядком применения к военнослужащим поощрения «досрочное присвоение очередного воинского звания». Следует заметить, что это предложение не является чем-то принципиально новым для отечественных вооруженных сил.

Данный подход к порядку назначения на воинские должности был предусмотрен в Положении о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-морских Сил, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 25 апреля 1955 г. № 818-490с и объявленном для руководства приказом Министра обороны СССР от 29 апреля 1955 г. № 0100 [3 с. 171-189]. Согласно указанному Положению вопрос продвижения офицеров по службе увязывался со временем прохождения службы на основных строевых должностях. Например, для сухопутных войск были установлены следующие сроки: командир взвода – 3 года; командир роты, – 4 года; командир батальона – 4 года, начальник штаба полка – 3 года; командир полка – 5 лет. Как представляется, рассмотренный исторический опыт вполне может быть применен в современных условиях. Практическая реализация данного предложения может быть осуществлена путем включения требований к продолжительности военной службы в конкретных воинских должностях в квалификационные требования к кандидатам для замещения воинских должностей.

Список литературы: 1. Кудашкин, А.В. Присвоение воинских званий должно носить стимулирующий антикоррупционный характер [Текст] // А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев, С.С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах. – 2009. – № 5. 2. Панков, Н.А. Направления совершенствования правового обеспечения военного строительства на современном этапе [Текст] / Н.А. Панков // Совершенствование военного законодательства: по материалам научнопрактической конференции на тему «Развитие российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы, перспективы)». – М.: Изд. Государственной Думы, 2013. 3. Справочник по законодательству для офицеров Советской Армии и Флота / Под общ. ред. А.Г. Горного и А.М. Мелентьева. [Текст] – М.: Воениздат, 1970. – 624 с. 4. Юсупов А.Л. Дисциплинарная ответственность за нарушения законодательства о противодействии коррупции: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Юсупов Артур Леонидович. Саратов, 2014.

Багдасарян Ирина Артемовна



Другие новости и статьи

« К вопросу о защите женщин в условиях вооруженного конфликта

Порядок прохождение службы личным составом ВВС в 1940 году »

Запись создана: Четверг, 25 Апрель 2019 в 10:15 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы