20 Октябрь 2019

Информационная безопасность как объект уголовно-правовой охраны

#безопасность#информация#общество

Ежегодный рост преступлений в информационной сфере способствует развитию уголовного законодательства: появляются новые нормы, закрепляющие новые виды посягательств, изменяются и дополняются уже имеющиеся, однако в правоприменении эти статьи «мертвые» не только ввиду отсутствия обобщения практики, но и сложности конструкций.

Следует учитывать, что право фиксирует уже сложившиеся отношения, а развитие информационных технологий не всегда позволяет законодателю предусмотреть возможность появления новых составов, способов совершения преступлений, объектов уголовно-правовой охраны. Актуальность информационной безопасности продиктована развитием информационного общества, ростом числа преступлений в этой области, характером последствий совершаемых преступлений, размещением охраняемой законом информации, проведении различных операций с денежными средствами с использованием сети Интернет.

Крупные предприятия отдают огромное количество денег, чтобы обеспечить безопасность их деятельности (нанимают специалистов, устанавливают дополнительное оборудование, покупают дорогостоящие программы), но как показывает практика это безрезультатно. К примеру, в 2013 году правоохранительные органы США предъявили обвинение в мошенничестве и взломе компьютерных сетей пяти гражданам России. По словам следственных органов, обвиняемым удалось взломать системы безопасности электронной биржи NASDAQ, крупнейших торговых сетей и ведущих банков Европы и США. Многочисленны примеры, когда лица с использованием компьютера получали незаконно клиентские базы данных и т.п.По данным компании Group-IB в период с апреля 2014 года по апрель 2015 года, через интернет-банки было украдено со счетов россиян 99 млн руб. Следствие совершения таких преступлений утрата доверия компаниям, банкам, это приводит к отказу использования электронных подписей, программ, способствующих упрощению и сохранению временных ресурсов граждан и организаций, потере клиентов. Исключительно организационных, технических средств защиты, применяемых в различных органах и организациях, не достаточно, важную роль играет и нормативное правовое обеспечение информационной безопасности.

Стрельцов А.А. полагает, что правовое обеспечение информационной безопасности основывается на нормах информационного, конституционного, гражданского, административного и уголовного права, регулирующих отношения в области противодействия угрозам безопасности объектов национальных интересов в информационной сфере1 . Основополагающим документом, на мой взгляд, определяющим разработку и приведение в единство правовых актов, регулирующих отношения в области защиты институтов информационного права, информационной безопасности является Доктрина информационной безопасности (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895). Во-первых, это связано с политико-правовой природой документа. Так, по мнению Мадаева Е.О., в доктрине ученые-юристы по мере необходимости разрабатывают теоретические основы новых, ранее не существовавших правовых институтов, например, разработка правового регулирования общественных отношений, возникающих в области компьютерных технологий2 . В процессе законодатель стремится к тому, чтобы разработанные им положения с предельной полнотой соответствовали объективным реалиям и закономерностям. Этому процессу и служит правовая доктрина, т. к. она позволяет видеть не только статику правовых норм, но и динамику развития регулируемых ими общественных отношений. Во-вторых, в преамбуле Доктрины указывается, что она служит основой для «подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации».

Поэтому доктрина информационной безопасности для совершенствования уголовного законодательства имеет значение и должна учитываться при разработке нормативных правовых актов.В содержании документа дано определение «информационной безопасности», обозначены интересы личности, общества и государства в информационной сфере; угрозы информационной безопасности, т.е. данные положения дают общее представление, что должно являться объектом охраны уголовного закона. В Доктрине информационной безопасности под информационной безопасностью «понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства»1 . Информационная безопасность в действующем УК РФ не рассматривается законодателем как объект охраны уголовного закона. Однако представляет собой ценность для личности, общества и государства, т.к. все названные субъекты общественных отношений активно используют информационное пространство для удовлетворения личных и иных потребностей. Кроме того, информационную безопасность с точки зрения объекта уголовного права следовало бы рассматривать как общественные отношения, способствующие реализации интересов и потребностей в информационной сфере личности, общества и государства. На сегодняшний день, статьи обеспечивающие уголовно-правовую охрану информационной безопасности размещены в разных главах :ст.ст. 137, 138, 138. 1,140,144,146,147,185.3,185.6, 276, 283,283.1 УК РФ , глава 28 в целом. Глава 28 УК РФ названа «Преступление в сфере компьютерной информации», в то время как компьютерная информация является лишь предметом преступлений, а наименование главы указывает лишь на часть «сферы», где эти преступления совершаются.

К тому же все преступления в данной главе посягают на информационную безопасность, однако в статьях особенной части есть составы, в которых можно «дополнительным» объектом охраны уголовного закона выделить общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности интересов личности, общества , государства в информационной сфере (ст. 138.1, 183, 127, 283 УК РФ). Это подтверждается и классификацией угроз информационной безопасности, представленной в Доктрине. Так, законодатель по общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации выделил следующие ее виды: • «угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России; • угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации; • угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

• угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России». ФСТЭК РФ разработал банк данных угроз информационной безопасности.1 Довольно часто место совершения преступления определяется системой информационного пространства, понятие которого не закреплено в законодательстве нашего государства. Однако на данный момент определение есть в новом проекте Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: «под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем и сетей связи, информационных технологий, а также субъектов, деятельность которых связана с данными технологиями и обеспечением информационной безопасности, и механизмов регулирования возникающих при этом общественных отношений». УК РФ во многих статьях предусматривает совершение преступлений с использованием сети «Интернет» (ч.1 ст.171.2, ч.1 ст.185.3 УК РФ)2 , рассматривая данную сеть только как средство совершения преступления. В то время как информационное пространство следует рассматривать и как место совершения преступления, т.к. человек фактически проводит операции с использованием компьютера и последствия его действий находятся в базах и банках данных; в технологиях их применения; в информационно-телекоммуникационных сетях. То есть он физически не воздействует на предмет преступления, присутствует посредственное воздействие на потерпевшего. Особенностями информационного пространства является то, что у него нет границ и определенной территории; в нем содержится любого вида информация; оно является сферой деятельности субъектов государственного управления, профессиональных групп или отдельных людей; постоянно развивается и другое.

Ввиду общественной опасности и увеличения числа преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий, в сети Интернет, связанных с изменениями компьютерной информации, считаю необходимым ввести пункт в ст. 63 УК РФ, предусматривающий обстоятельством, отягчающим наказание совершение преступления лицом, использующим специальные информационно-технические знания и средства (программы, технические средства ограниченные в обороте) в целях совершения преступления. Это указание уместно ввиду следующих обстоятельств: 1) большинство преступлений, посягающих на институты информационного права, совершаются с использованием специальных знаний и средств, т.к. обычному пользователю, не разбирающемуся в специальных программах и не владеющим ограниченными в обороте техническими средствами, совершить преступление невозможно; 2) лица, использующие данные «преимущества» путем злоупотребления нарушают права других лиц, предполагающих, что их информация, файлы находятся под защитой; 3) умышленное использование сети Интернет для совершения преступления.

М.Е. ТРИФОНОВА

Другие новости и статьи

« Мобилизационная готовность: «Хранение обоза и продовольствия НЗ находится в явно неудовлетворительном состоянии»

О злоупотреблениях руководством хозотдела ЦУ НКО »

Запись создана: Воскресенье, 20 Октябрь 2019 в 0:20 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика