Особенности коррупции в России



В статье рассматриваются причины появления коррупции в России и ее исторические корни, а также особенности на современном этапе. Названы причины превращения коррупции в системообразующий институт в России.

Влияние коррупции на экономику России

Ключевые слова: теневая экономика, коррупция, государственный бюджет, бюрократия, борьба с коррупцией, национальная элита.

Прежде, чем говорить о коррупции, следует сказать о теневой экономике, частью которой она является. Любые теневые экономические процессы свидетельствуют о том, что существует неудовлетворенный потребительский спрос на некоторые потребительские товары и услуги. Главный мотив – стремление получить дополнительный доход. Прежде всего речь идет о нелегальном производстве товаров и услуг, что составляет имманентный смысл серой экономики. В этом этой ситуации выгодополучателями являются предприниматели и покупатели: первые получают дополнительный доход за счет использования более дешевых ресурсов и неуплаты налогов, вторые получают возможность приобретать товары и услуги по более низким ценам.

Однако, существует реальная опасность получить некачественные или контрафактные продукты. В целом нелегальное производство способствует росту валового внутреннего продукта, в отдельных странах, в том числе в России, это примерно 30%, которые необходимо прибавить к официальной статистической оценке важнейшего макроэкономического показателя. Главное негативное значение серой экономики – государство недополучает от 15% до 40% запланированных налогов Российские и зарубежные эксперты обращают внимание на то, что нелегальное производство товаров и услуг имеет место имеет место в экономике любого типа, более того, отмечается обратная зависимость: чем выше прирост официальной экономики, тем медленнее развиваются теневые процессы и наоборот. Все зависит от налоговой политики, которую проводит государство. В России наблюдается экономический парадокс: чем большее количество предпринимателей уклоняется от налогов, тем больше нагрузка на добросовестных налогоплательщиков, которые вынуждены либо уходить в тень, либо – сворачивать дело. В России Есть еще одна причина, по которой предприниматели вынуждены снижать издержки в ущерб качеству – низкий платежеспособный спрос.

Другая часть теневой экономики – коррупция, особая сфера, давление которой остро ощущается во всех сферах общественно-хозяйственной жизни. В отличие от нелегального производства товаров и услуг, имеющего и позитивное значение, коррупция – система перераспределения национального дохода, имеет резко выраженный негативный характер. В России коррупция стала характерной чертой власти уже в 1718 веках, когда бюрократия придала взяточничеству столь мощный импульс, что утвердилось неукоснительное правило, согласно которому, чем сильнее и влиятельнее бюрократия, тем более изощрённым и распространенным становится коррупция (мздоимство).

Многие российские монархи пытались пресечь это явление, обусловленное, прежде всего, низкими зарплатами, но ни одному из них не удалось решить эту задачу. 19 век привнес новое в чиновничий мир: новая генерация бюрократов, безликих, начальственнопослушных, Николай I потребовал чиновников исполнительных, неумных, но верноподданных. Как результат – коррупция стала более изощренной, малозаметной. Взятки брали все: губернаторы, председатели гражданских и уголовных палат, брали в министерствах и губернских присутствиях, наконец, в самом Сенате, главной задачей которого была борьба с коррупцией. В СССР коррупция сохранилась, но приобрела меньший размах. Ее генератором стала номенклатура, особая прослойка, рожденная Сталиным. Декларируя общенародные интересы, этот социальный слой формировал особый советский институт – коррупцию как результат политики двойных стандартов. В постперестроечный период резко усилилась криминализация экономики, а коррупция стала нормой. В 1997 году рынок коррупции оценивался в РФ оценивался в 240 млрд. долларов, что вполне сопоставимо с федеральным бюджетом.

Постперестроечной время легализовало все подпольные накопления, закончилась эпоха первоначального накопления. Не создание богатства, а его перераспределение стало механизмом имущественной дифференциации, разделило на «новых» богачей и «новых бедных». Проводимая государством политика с самого начала приобрела антипредпринимательский характер. Ее цель очевидна: удержать частную инициативу в торговле и банковском деле, но не пустить в производство, оптовую торговлю, сферу услуг, словом туда, где частники и кооперативы, которых в тот период было значительное множество, не смогли подорвать позиции приватизированных государством предприятий. Как результат – резкое усиление криминализации всех сторон общественной жизни. Главный объект борьбы в рыночной экономике – цена не стала объектом соперничества, роль центра притяжения выполняла корпоративная власть и контроль за рынком, социальными процессами, степень сращивания с государственным аппаратом. В некоторых случаях коррупция выступала в форме прямого насилия, рейдерства. В отличие от развитых экономик, где присутствует конкуренция, в Росси установлен контроль над ценами государством, корпорациями, а в розничной торговле, прежде всего рыночной, цена – объект, который контролируется мафией. По данным Главного прокурора Ю. Чайки в 1997 году рассмотрено более 4000 дел чиновниковвзяточников.

Наиболее коррумпированной оказалась банковская сфера, где посредством фальшивых авизо в начале 90-х годов сформировались огромные состояния. На втором месте был Минздрав, третье место у Агропромышленного комплекса, в котором через Федеральную продовольственную компанию на зарубежные счета уходили сотни миллиардов рублей, не дошедшие до производителей, которым они предназначались. Высокий уровень коррупции предопределяет гигантский рост трансакционных издержек: подкуп юридических лиц, составление фальшивых контрактов, откаты. В том же году рынок коррупции составлял 240 млрд. рублей, что вполне сопоставимо с тогдашним государственным бюджетом

К сегодняшнему дню коррупция приобрела значение системообразующего института. Государство, которое длительное время находилось на позиции стороннего наблюдателя, стало инструментом криминальной приватизации. Бюрократией и бизнесом приватизировано само государство. В результате несправедливой приватизации вместо появления эффективного собственника появился собственник фиктивный, неспособный действовать в рыночной, конкурентной среде. Современную Россию можно охарактеризовать как режим победившей коррумпированной бюрократии, родилась новая система, главный системообразующий институт которой – коррупция, которая стала нормой жизни не только для бюрократии (деловая коррупция), но и для всех граждан (бытовая коррупция). Последняя составляет более 50 процентов преступлений в этой сфере. По данным Всемирной организации. Transparensy International По мнению опрошенных, 1,5 тыс. опрошенных граждан России чаще всего им приходится сталкиваться с вымогательством в медицине, образовании, полиции. Коррупция генерирует поколение специалистов во всех областях, которые не способны профессионально решать общественные и профессиональные вопросы. А начинается это с системы образования, которая в 21 веке занимает второе место по степени коррумпированности, потеснив других «конкурентов». В первую очередь это относится к высшему образованию. Качество специалистов, которое оно обеспечивает, падает.

По данным Роспотребсоюза ежегодно покупается более 500 тысяч дипломов, 100 тысяч из которых гарантируют рабочие места по специальности. По некоторым оценкам более трети защищенных диссертаций различного уровня выполнено за деньги. В результате из-за коррупции важнейший социальный институт высшее образование не выполняет своей функции – производство качественных специалистов различного профиля. Она деформирует развитие личности: освоив опыт коррупции в вузе, студент переносит его га другие области, общество, структуры государства. Один из местных примеров, СГУПСе Новосибирска в феврале 2017 года раскрыта давно действующая коррупционная схема сдачи студентами сессии за деньги. Участниками преступной группы оказались более 10 человек. Падение качества высшего образования – причина одной из негативных черт российской действительности, которая не позволяет модернизировать экономику, без чего невозможно выйти из кризиса, отсутствие профессионалов во всех отраслях народного хозяйства.

Такое масштабное явление как коррупция в России дискредитирует право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, угрожает общественной и национальной безопасности, разрушает демократические институты государства и общества. Коррупция отрицательно влияет на имидж страны на мировой арене, превратилась на существенный барьер на пути притока инвестиций в российскую экономику. В 2011 году доход от деловой коррупции более чем в два раза превысил доход от экспорта сырой нефти, переработки нефтепродуктов и газа. Анализ показывает, что опасна не сама по себе коррупция, а отсутствие способности у государства влиять на ее масштабы, несмотря на то, что в борьбу с этим явлением вступили институты гражданского общества: антикоррупционные советы, общественные палаты, независимые средства массовой информации. Анализируя состояние рынка коррупции в России в 2016 году, начальник главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ А. Курносенко в интервью «Коммерсанту» отметил, что в 2016 году его службе удалось выявить на 21% больше коррупционных преступлений в крупных и особо крупных размерах с ущербом в 44 млрд. долларов, а средний размер взятки увеличился по сравнению с 2015 годом на 75% и составил 328 тыс. рублей. В России за последние годы сформировались новые «стандарты» коррупции, которые предполагают рост откатов с 2% -5% в 2000е годы до 50% 65% сегодня, дело в системе, которая сложилась в последние десятилетия, в доверенных лицах власти, которым сама власть «доплачивает» за труды, закрывая глаза на их коррумпированность.

В том случае, если человек выпадает из «обоймы», перестает придерживаться сложившихся правил, он получает по полной. В качестве примера можно привести только две фамилии: Улюкаев и Захарченко, которые «внезапно» оказались крупными взяточниками. Но до сих пор, несмотря на возрастающее количество коррупционных дел, не приведено достаточно фактов о том, какое наказание понесли правонарушители в этой сфере. Именно поэтому большая часть российского общества воспринимает все не как системную борьбу с явлением, а как пиар – активность властей или сведение счетов между властными группировками. При всей значимости экономических, политических, правовых факторов в борьбе с коррупцией не следует пренебрегать культурой, социальными нормами и ценностями.

Мировой опыт показывает их способность минимизировать потери общества от коррупции, но это возможно только в обществе, которое по – настоящему демократично. Для России очень важно сформировать антикоррупционную атмосферу, высокий уровень правового сознания в обществе. К сожалению, в Послании Федеральному собранию РФ, 12 декабря 2012 года, глава государства вынужден констатировать «…в начале ХХI века мы столкнулись с настоящей ценностной катастрофой.» Именно поэтому необходимо обновление национальной элиты, погрязшей в коррупции.

А в настоящее время отечественные и зарубежные политологи и экономисты сходятся во мнении о том, что в ближайшее время уровень коррупции если и снизится, то только по причине внутренних разборок отдельных частей элит и силовых ведомств. О глубоких сдвигах в сфере борьбы с коррупцией говорить не приходится хотя бы потому, что большинство чиновников слишком долго удерживают свои посты, благодаря чему обрастают связями. Единовременное их смещение может вызвать катастрофические последствия.

Поэтому, считают эксперты, противодействие коррупции в РФ будет носить больше показательный, чем результативный характер. Вместе с тем, замена президентом РФ большинства губернаторов говорит о том, что в верхних эшелонах приходит осознание необходимости смены элит, что может стать мощным катализатором модернизации всех сторон жизни российского общества, а значит, поможет в борьбе с коррупцией в России.

Список литературы 1, Левин Н. Сатаров Г. Коррупция в России: классификация и динамика// Вопросы экономики. 2012.№ 10.С.4 -5. 2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию // Российская газета.2012. 13 декабря. 3. С. С. Фирсенко, Т. В. Кузьмина Региональный продовольственный рынок Красноярского края: формирование, развитие, межрегиональные связи и отношения: монография / С. С. Фирсенко, Т. В. Кузьмина. – Новосибирск, 2006. – 320 с. 4. Гольман Т. И. Социальное одиночество студенческой молодёжи в транзитивном обще-стве: управленческий аспект: автореф. дис. … канд. социол. наук, Новосибирск, 2008. 30 с. 5. Сорокина Л.А. Инновации в управлении персоналом // Современное коммуникационное пространство: анализ состояния и тенденции развития: Материалы Международной научнопрактической конференции (Новосибирск, 19–21 апреля 2016 г.): в 2 ч. / под ред. И. В. Архиповой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – Часть I. – С. 199-202. 6. Фролова Т.В. Россия В XXI веке – модель устойчивого развития //Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 6-1. С. 86-91. 7. Архипова И.В. Антропологический взгляд на организационную культуру// Материалы Международной научно-практической конференции «Современное коммуникационное пространство: анализ состояния и тенденции развития».Часть 1. – Новосибирск, 2015г.С. 6-10.


Другие новости и статьи

« Организация Управления оборонительного строительства РККА

Социально – экономическая оценка постперестроечных процессов в России »


Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU