Реклама для господ офицеров 1917 года



Реклама для господ офицеров 1917 года

oboznik.ru - Реклама для господ офицеров 1917 года
#офицер#1917#реклама#общество#история

Что могли купить офицеры в революционный 1917 год? Это были не только армейские вещи, от бинокля до чемодана-раскладушки, но и чудесные средства от всех болезней. Обо всем этом нам сообщают объявления в журнале «Разведчикъ» за 1917 год.

Ключевые слова: реклама, офицеры, военный журнал, чемодан-кровать, артиллерийские приборы, вытяжка, бинокли Цейса, недвижимость.

Специальных работ по рекламе для военных, как для отдельной социальной группы, мной не обнаружено. Эта работа затрагивает не просто объявления о товарах и услугах для военных, а исследует рекламу 1917 года. В данной работе показано, какие были типы рекламных объявлений, какие сферы армейской жизни они продвигали и «Ноу-хау» 1917 года. Было проанализировано 50 номеров военного и литературного журнала «Разведчикъ» за 1917 год с №№ 1365 по 1414. Прежде всего, обращалось внимание на те объявления, которые предлагали только товары и услуги. Они были двух типов – текстовые и с изображением.

Вся реклама охватила такие сферы армейской жизни, как оружейные приборы, средства и снаряжение, учебно-методические инструменты, тыловое имущество, фармацевтик, косметические и моющие средства, сфера услуг, Основную массу объявлений занимает реклама приборов и устройств. 1917 год это четвертый год Первой мировой войны. Совершенно очевидно, офицерам предлагалось приобрести те новинки, которые могли быть полезны на фронте. Разберем, что это были за новшества. Прибор для полевой оптической сигнализации полковника Б.А. Петровского устранял необходимость заучивания наизусть азбуки Морзе и позволял легко и быстро шифровать и расшифровывать донесения» [1, с. 18]. В статье «Новое в оптической сигнализации» особо подчеркивалось, что он откроет новые горизонты в области оптической сигнализации, а также внесет и совершенно новое и оригинальное в составление шифровок [2, с.345-347].

Следующие объявления были интересны артиллеристам. Это были «Прицелоугломеры В.П. Савурского для легкой и тяжелой артиллерии», позволявшие определять в один прием угол поворота на цель в делениях панорамы, прицел и трубку [3, с. 18]. Артиллерийские угломеры можно было найти и на Заводе военно-походного снаряжения А.Лаубе и Ко [4, с. 2]. Дистанционный масштаб капитана Левикова предназначался для разыскания переменных поправок для пушек и гаубиц [5, с. 66]. Пехотным офицерам предлагался «Облегченный прицельный станок» А.Л. Тимофеева, который обладал такими характеристиками, как показатели сваливания винтовки, правильного спускания курка, диоптрием для точной наводки, деревянную подставку [6, с. 98].

Для всех подрывников Первая фабрика Стопина предлагала приобрести зажигательную пороховую нитку (фитиль) [7, с. 328]. Объявления о продаже биноклей Цейса можно было встретить довольно часто [например, 8, с. 114; 9, с. 50; 10, с. 330; 11, с. 520]. Если объявление о биноклях было кратким, то реклама фонарей могла отличаться друг от друга: «окопные электро-фонари английские, аккумуляторные, заряжаются от тока разных устройств. Ресурс зарядки составлял 46 часов [12, с. 2]. В другом объявлении уже говорилось о кожаных больших фонарях с вечным стальным аккумулятором [13, с. 50]. Цена фонаря поднялась в течении года с 55 до 60 рублей [14, с. 2; 15, с. 330]. Вероятно, совсем иного типа фонарь предлагался по цене 12 рублей 50 копеек [16, с. 520]. Типы объявлений в журнале «Разведчикъ» встречаются разные: с рисунком (рис. 1) и без рисунка (рис. 2) [18, с. 330].

Организация тыла – задача важнейшая. Судя по объявлениям, недостаток чего-либо восполнялся за собственный счет. Так, Общество «Братская помощь», находившиеся под Высочайшим покровительством Великой Княжны Марии Николаевны, предлагало войсковым частям армии военно-походные кухни офицерского и солдатского образца. [17, с.49].

Также офицерам предлагалось приобрести необычный раскладной офицерский полевой чемодан-кровать подполковника И.И. Гинтера. Но если вчитываться в объявление, то мы увидим целый походный арсенал, который сегодня можно приобрести в любом туристическом магазине. Иными словами, офицеры за свой счет могли полностью обустроить свой быт (проблема обеспечения?). Чудо-чемоданам Гинтера конкуренцию создавала продукция Завода военно-походного снаряжения А. Лаубе и Ко, торговавшими практически аналогичными товарами, что свидетельствует о развитии альтернативы на рынке [19, с. 2]. Для военного обучения кадров в «Разведчике» можно было найти объявления о ряде учебных инструментов. В основном они касались изучения местности.

Деревянная горка, разрезанная по горизонталям, служила для наглядного обучения топографическому черчению войск [20, с. 2]. Дополнить тактические занятия можно было планом Ходынского поля и окрестностей подполковника Капустина [21, с. 144]. Особое место в подготовке играла стрельба по мишеням. «Оконные уменьшенные мишеньки» печатались на прозрачной бумаге. Фигурные, для пристрелки, круглые и групповые для расклейки на стекла рам, казарменных помещений. Второй тип мишень – это ручные мишеньки для поверки прицеливания с руки с помощью зеркала и других приборов. Наклеены они были на английский картон и покрыты лаком [22, с. 63] К рекламируемым «Ноу-хау», кроме чемодана-кровати, следует отнести вытяжку из семенных желез органотерапевтической лаборатории Д. Калениченко [23, с. 96]. Это необычное средство было на 100% натуральным. Особая сноска разъясняла, что она «изготавливается естественным путем, без огня и химических реакций, оно не имеет ничего общего с химическим изготовлением сперминома». Интересно, что это была настоящая панацея, лечившая от нервных болезней, старческой дряхлости, подагре, ревматизме, малокровии, артерослерозе, туберкулезе, диабете, головных болях, бессонице, половом бессилии, хроническом расстройстве питания и сердечной деятельности, общей слабости, после сифилиса, родов.

Особым знаком качества можно считать ее признание на мировых выставках Парижа, Лондона, Брюсселя. Вероятно на это средство был спрос и покупали его по любому недомоганию. Иное дело, насколько оно было эффективно? В конце 1917 года, на мой взгляд, это средство было уже менее популярно, поскольку изменился формат объявления. Чтобы привлечь нового покупателя – во главу угла ставилось, что оно помогало от ревматизма (а все остальные перечислялись гораздо ниже) [24, с. 552]. Ради рекламного хода появились рекомендации от значимых организаций и ученых врачей (от Медицинского совета, профессора В. Штанге из Петрограда). Как видим, маркетинг 1917 года активно искал способы продвижения своего продукта, привлекая авторитетные имена и рекомендации. Борно-тимоловое мыло провизора Г.Ф. Юргенса, было «благовонным мылом высшего достоинства». Он даже предостерегал от подделок.

Это было средство от пота, загара, веснушек, угрей, прыщей и желтых пятен [25, с. 18]. Другим чудо-средством была альтернатива мылу стирочное средство «Лессивъ-Фениксъ», которое рекомендовали как для стирки белья, так и мытья посуды [26, с. 144]. Малую долю объявлений составляла сфера услуг. Офицерам предлагалось посетить вечерние курсы иностранных языков в Петрограде. Подготовка шла по трем языкам – английскому, французскому, немецкому [27, с. 17]. Знание языков помогало как при общении с союзниками, Англией и Францией, так и противником – Германией. Вторая услуга – это ремонт важных медицинских термометров. Заказы направлялись в Красное село на имя старшего врача [28, с. 490]. Продажа недвижимости в начале 1917 года уже была нормой. Так, офицеры могли приобрести дачный участок где-то между Туапсе и Сочи [29, с. 17].

Итак, реклама для офицеров 1917 года – это срез времени, позволяющий увидеть за революцией насущные проблемы и потребности людей. Реклама в данном контексте выступила как исторический источник не только о спросе и предложении, но и о достижениях науки, техники, фармацевтики, косметологии. Соответственно, её изучение – тема перспективная. Касаемо данного периода, для полной картины целесообразно изучить весь спектр предлагаемой в данном издании печатной продукции.

Ковальчук С.М.



Другие новости и статьи

« Порядок предоставления жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, и членам их семей

Российский революционный Конфуций »

Запись создана: Четверг, 20 Декабрь 2018 в 1:02 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы