2 Май 2019

К вопросу о совершенствовании сферы образования в России

oboznik.ru - Проблемы и тенденции развития высшего образования в современном российском обществе
#образование#Россия#общество

В статье рассматриваются вопросы совершенствования высшего образования в стране на этапе перехода России в информационную стадию. Дается сравнительный анализ систем образования США, России, СССР. Показана необходимость пересмотра политики в сфере высшего образования. Ключевые слова: рабочая сила, человеческий капитал, информационное общество, доступность образования.

В наши дни правительства многих стран уделяют огромное внимание проблемам повышения эффективности и качества высшего образования. Исследования отечественных и зарубежных специалистов в области изучения динамики обществ показали, что главным ресурсом развития в 21 веке является «человеческий капитал». Преимущества одних государств перед другими, это высокий уровень знаний населения, оснащенность информационными средствами. Американский социолог Мартин Троу выделил три этапа образования: всеобщий, массовый и элитный[1].

Основная идея проведенного исследования заключается в том, что любое общество в своем развитии проходит каждый из названных этапов, стремясь добиться всеобщего доступа к образованию. Социолог считает, что общество постепенно приближается к достижению этой цели, хотя в мире существуют страны, в которых образование доступно только 10 процентам населения. Растущая массовость образования, сопровождается определенными издержками: к снижению качества образования и академических стандартов. Однако есть и позитивные моменты: рост социальной мобильности, интернационализация образовательной сферы и т.д. В СССР накоплен богатейший опыт развития всех форм образования. За короткий срок из малообразованного, полуграмотного населения, преобладающего в постреволюционной России, наряду с высокоинтеллектуальной, но узкой прослойкой интеллигенции, страна за 10-20 лет сократила отставание от передовых стран мира, что позволило в кратчайшие сроки сформировать мощную индустриальную базу, создать передовые образцы военной техники[2]. Особенно интенсивно образование в СССР развивалось после Второй мировой войны, поскольку государство, несмотря на трудности, уделяло развитию высшего образования.

В короткие сроки решена атомная проблема, для чего понадобились сотни тысяч высококвалифицированных специалистов: инженеров, конструкторов, ученых, рабочих. Для создания ракетно-космической отрасли также понадобились сотни квалифицированных кадров во всех областях народного хозяйства, поскольку и ракетно-космический комплекс, и атомные подводные лодки до сих пор не имеют аналогов среди достижений человека. Именно достижения СССР в ракетно-космической отрасли произвели в мире настоящий шок. В США создана комиссия по расследованию отставания этой страны от СССР.

Ответ комиссии оказался однозначным: Советский Союз первым вышел в космос потому, что сумел создать лучшую систему образования, с помощью которой подготовлена армия квалифицированных специалистов во всех отраслях народного хозяйства. Именно это обстоятельство дало толчок быстрому развитию высшего образования США. Еще в 1940 году в американских колледжах и университетах училось лишь около миллиона с четвертью студентов, то есть около 15% молодежи в возрасте от 18 до 21 года. К 1963 году количество студентов, желающих стать дипломированными выпускниками американских колледжей и университетов, возросло до 4,2 млн. человек, что составляло примерно 40% соответствующей возрастной группы[5]. Научно-технический прогресс предъявляет повышенные требования к уровню интеллектуального развития рабочей силы, к уровню ее образования.

Однако и использование новой техники требует от работников, занятых в производстве, более высокой квалификации, которая возможна только при получении специального и высшего образования. Результаты исследования различных научных групп установили, что на одну треть успех экономического развития передовых стран мира своими корнями уходит в совершенствующиеся системы образования. В то время, когда весь цивилизованный мир, осознав вызовы времени, с каждым годом набирал обороты в сфере развития образования, советская, а затем и постсоветская Россия двигалась в противоположном направлении.

В период кризиса 1990-1998-1999 годов уменьшался не только абсолютный объем финансирования, но и его доля в сокращающемся валовом внутреннем продукте. Как результат, постепенно, по международным рейтингам Россия отступала назад и давно выбыла из первой десятки, откатившись на 30 место[2]. Рыночные реформы 90-х годов значительно подорвали престиж образования, который длительное время был высоким. В это время спросом пользуются прикладные навыки, способные принести их обладателю немедленную выгоду. Однако, уже в конце 90-х годов ориентация нашего общества стала изменяться. Лидирующей тенденцией стала роль семьи, ее важность. Семья – воплощение устойчивости и солидарности в этом мире. По данным многих опросов, которые периодически проводятся, почти две трети россиян считали главным в воспитании детей хорошее образование. Менее важным оказалось воспитание таких качеств как стойкость, мужество (36,6%) ,а также доброта, честность (36,5%)[4]. Исследование современного российского общества подтверждает тот факт, что для российских граждан главное не только само стремление к получению образования, но и форма, в которой оно может быть удовлетворено.

Если в начале 90-ых годов главными источниками успеха представлялось везение, стечение обстоятельств, то в 2000-ых это понятие начинает ассоциироваться со стремлением к интеллектуальному развитию. Это подтверждается динамикой конкурса в ведущие вузы страны: резкое снижение в 1992-94гг. и подъем 1995-2000,совпадающий с изменением общественных настроений. Отмечается не просто формальный рост заявлений, поданных абитуриентов, но и перераспределение их по специальности (повышение в сторону математического, физического факультета и др.). Образование предает человеку уверенность в себе и чувство внутренней независимости. Кроме того, в мире, построенном на манипулировании людьми, образование выступает для многих важнейшей составляющей личной свободы.

Поскольку самым простым показателем качества рабочей силы является уровень образования, то самообразование это один из источников экономического роста любого общества. Примечательно, что россиянам, в отличие от граждан других европейских стран в получении сертифицированной переподготовки, мало помогает работодатель и государство. В таких условиях увлечение самообразованием становится исключительно важным ресурсом социальной самоорганизации.

Общество само без существенного участия государства достраивает значимые элементы современной образовательной среды, создавая условия для сохранения и модернизации российского интеллектуального потенциала. Отличительной особенностью американской системы высшего образования является то, что она финансируется частным капиталом: крупнейшие компании страны финансируют лучшие вузы для того, чтобы впоследствии получить востребованных специалистов необходимой квалификации. Между образовательными учреждениями и частным сектором установлено тесное сотрудничество. В университетах России, доля внебюджетных средств, поступающих от платных образовательных услуг, в основном составляет средства родителей учащихся. В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996.№ 7-ФЗ

О некоммерческих организациях» бюджетные и автономные учреждения вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг[6].

Таким образом, стоимость платных услуг должна быть не ниже базовых нормативов затрат с учетом корректирующих коэффициентов. В 2017-2018 учебном году величина составляющих базовых нормативных затрат по направлениям бакалавриата в Новосибирской области составляет минимум 101 000, 00 рублей, при средней заработной плате 27 687,00 рублей[7]. Абитуриенты, поступающие из сельских школ, имеют невысокий бал ЕГЭ, соответственно, вероятность поступления на бюджетные места мала. Будущие студенты и их родители вынуждены брать кредиты в банковской системе для получения высшего образования. В образовании главную роль играют два взаимосвязанных процесса: передача фундаментальных теоретических знаний и применение их на практике.

Для реализации этого необходимо открывать научно-исследовательские университеты образовательные учреждения, обеспечивающие знаниями, умениями, навыками студентов и это некий полигон, где апробируются результаты[1]. Их основная задача-проведение исследований, преимущественно в технологических областях. Для того, чтобы НИУ могли наиболее успешно выполнять научно-исследовательские программы, необходимо, чтобы они были обеспечены оборудованием, лабораториями, позволяющими учащимся на практике воплощать свои технические идеи и разработки.

А в настоящее время в значительном количестве школ практически отсутствует программное обеспечение по огромному ряду школьных предметов, небольшое внимание уделяется переподготовке преподавателей в сфере современных информационных технологий, крайне бедна соответствующая инфраструктура. Еще одна проблема недостаточное развитие рычагов использования возможностей сети Интернет как источника содержания образования[3]. На сегодняшний день один из значимых жизненных приоритетов у среднего слоя российского общества – получение высшего образования. Высшее образование становится главным центром жизнедеятельности, вокруг которого выстраиваются другие ее элементы. Россияне признают важность высшего образования в современном мире и соглашаются с тем, что без соответствующего диплома сложно построить успешную карьеру и достичь многих целей.

К сожалению, в России образование становится все менее доступным. Ситуация сложилась таким образом, что наименее обеспеченными становятся семьи учителей, врачей, научных работников, всех, кто зависит от государственного бюджета и чьи доходы не позволяют сегодня дать лучшее образование детям. Государству следует уделить большее внимание совершенствованию этой сферы с тем, чтобы формы образования стали доступнее, особенно тем молодым людям, которые обладают хорошими способностями и в будущем могут обеспечить высокое качество интеллектуального потенциала страны.

Список литературы 1.Тимоти О,Коннор Российское высшее образование: сопоставление с США [Электронный ресурс] // Полит. ru:[сайт]. URL: http: // www. polit. ru/research/2010/10/27/education. thml (дата обращения 05.01.2017). 2.Аганбегян А. Экономика России на распутье… М.:Астрель;2010. 379с. 3.Карманова Д.А. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации // Лабиринт.№ 1,2012. С.78-84.

4. Григорова Т.В. Особенности формирования механизма управления хозяйством в переходной экономике России. Новосибирск. СибУПК, 1999.320с.

5.Американская социология. Перспективы, проблемы, методы (сокращенный перевод с английского В.В. Воронина и Е. В. Зеньковского) М.: Издательство «Прогресс»,1972. 392с.

6. О некоммерческих организациях: федер. закон Рос. Федерации от 12 января 1996г. №7-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 декабря 1995 г. // Рос. газ.-1996-24 января

7.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области [ Электронный ресурс] URL: http: // Novosibstat ( дата обращения 07. 03. 2017).

8. Березка Н.Н. Диагностика состояния конкурентной среды на рынке образовательных услуг высших учебных заведений г. Новосибирска//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2010. № 4. С. 236-241.

9. Архипова И.В. Антропологический взгляд на организационную культуру //Современное коммуникационное пространство: анализ состояния и тенденции развитияматериалы Международной научно-практической конференции : в 2 частях. ФГБОУ ВПО «НГПУ». 2015. С. 10-13.

Н. В. Лайкова

Другие новости и статьи

« Порядок приема слушателей в военные академии 1941 года

Посмертные обязательства »

Запись создана: Четверг, 2 Май 2019 в 0:12 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика