21 Декабрь 2018

Визуальный поворот в политике

oboznik.ru - Визуальный поворот в политике
#политика#феномен#визуализация#информация#консалтинг

В статье рассматривается феномен визуализации политического пространства. Обсуждается роль ключевых визуальных инструментов, которые применяются современными специалистами в области PR, GR и политическом консалтинге.

Ключевые слова: визуальный поворот, политические технологии, визуализация.

Современный мир насыщен информацией, существование общества невозможно без коммуникации, обеспечения информационных потребностей. Важно подчеркнуть, что сегодня наблюдается тенденция усиления роли визуальной информации в социально- политическом пространстве по сравнению с вербальной. Провозглашенный в науке еще в конце ХХ века «визуальный поворот» в науке и культуре – реальность сегодняшнего дня.

Он заключается не в том, что научный мир неожиданно открыл для себя и других всю силу изображений и готов «закрыть» языковой мир, а в отказе признавать естественным языковое доминирование в обороте языковых образов: исследователи начинают настаивать на способности самих изобразительных медиа, минуя язык, активно вмешиваться в опыт.

Инфографика, фотографии, рисунки, карикатуры – наиболее популярные формы визуализации. Так, рисунки и граффити детализируют, акцентируют внимание на авторском видении той или иной проблемы. Инфографика же иллюстрирует данные, сложные для понимания. Видео и фотографии дают возможность стать участником события, сделать собственные выводы из происходящего. Доминирование визуального можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, сама природа современной коммуникации, в том числе и политической, претерпевает значительные изменения. В разделении контента на вербальный и визуальный ведущую роль традиционно отводят тексту как основному носителю информации.

Однако, потребителям информации все сложнее воспринимать лавину событий, происходящих ежесекундно –респонденты пытаются оценить происходящее без углубленного чтения текстов, чаще всего рассматривая изображения. Во-вторых, в рамках процессов глобализации язык визуальных образов более отвечает насущным задачам межнационального общения, а его экономичность, моментальная интуитивная ясность обеспечивает быстроту коммуникативных процессов.

Так, например, в политическом контексте господство вербальной информации символизировало тоталитарные режимы в силу нормативного характера текста. Визуализация же означает либерализацию коммуникативных отношений. Восприятие визуального образа требует совершенно иных логических операций по сравнению с письменным текстом или устным словом, что снижает критичность мышления, так как картинка дается в целостности одномоментно, ярко и броско, не требуя долгого вычитывания и размышления. В итоге, через господство визуализации происходит эстетизация политики. Визуальность становится существенным фактором конструирования политических практик: политическое взаимодействие государства, общества и индивидов, процесс политической социализации, PR-кампании партий и движений и т. п.

Наша политическая идентичность формируется в окружающем нас визуальном поле посредством ТВ, Интернета, рекламы, глянцевых журналов и даже концептуальным искусством. Термин визуализация означает способ графического представления смысла, изложение события невербальным способом. Визуальный контент быстрее попадает в сознание реципиента, запоминается, вызывает определённые ассоциации, стойкие стереотипы, чем с успехом пользуются PR-специалисты, пресс-службы правительственных ведомств и политические технологи. Поэтому цель данной статьи - выявить тенденции функционирования разных видов визуальных инструментов в политическом пространстве, научно обосновать их преимущества в зависимости от особенностей.

Визуализация расширила возможности политологии, сделал ее более гибкой в возможностях обработки и представления значительных объемов данных и событий. Учитывая, что цифровые технологии влияют на все сферы общественной жизни, непрерывный поток информации, получаемый человеком из разных источников, с одной стороны необходим, а с другой – сознание не способно воспринять, отсортировать, проанализировать и сформировать собственный политический контент. Результатом защиты от перегрузки информацией стало возникновение нового типа мышления – так называемого клипового восприятия сообщений. Реципиент из всего разнообразия сообщений схватывает фрагменты, фиксирует их в памяти и останавливается на некоторых из них. Схема «изображение-заголовок-текст» соответствует принципам клипового мышления, поскольку визуализация вызывает интерес человека своей фактичностью, детализацией, акцентированием и интригой.

Визуализация оперирует зрительно воспринимаемыми образами, способствующими пониманию «сложных» тем, и придает эмоциональность политическому сообщению. Визуальные формы также, как и вербальные имеют свои законы применения, разновидности, особенности реализации. При этом эстетичность приобретает функциональное значение, но не является самоцелью. Словами визуализации являются графические образы, которые объединяются логическим и композиционным принципами. Визуализировать можно определённого человека и портрет личности, например, кандидата на выборах, министерства, ведомства и политические партии (так называемый брендинг), отдельные политические ситуации, международные конфликты – абсолютно все данные.

По сути, визуализация – технология. И, как любая другая технология, визуализация имеет определённую цель, применяет концепции, методы и средства, заимствованные из других областей, а именно: принципы дизайна карты (картография), принципы обозначения данных в графиках (статистика), правила композиции, макетирования, колористики (графический дизайн), стиль написания (журналистика), программные средства (информатика, программирование), ориентация на целевую аудиторию (психология восприятия). Цель и задачи, стоящие перед PR-специалистами и политическими технологами, определяют форму, в которой персона или событие может быть представлено общественности. Содержание и форма визуализации неразрывны, дополняют и более полно раскрывают друг друга. Все разнообразие видов визуализации политического контента можно классифицировать следующим образом: простейшие графические символы (пиктограммы, монограммы, логотипы, эмблемы, орнаменты, виньетки, заставки, декоративные элементы); рисунки (карикатуры, шаржи, комиксы, графические, технические и художественные картинки); инфографика (карты, диаграммы, таблицы, графики, деревья, матрицы, планы, структуры и блок-схемы); фотографии; видео; граффити.

Исторические и культурные традиции делают символы универсальными. Человек каждый день подсознательно воспринимает тысячи символов, а в отдельных случаях они становятся своеобразными путеводителями, указывают на тему, заменяют собою страницы текста. Обозначение общеизвестных символов – человек, животное, стрелка, молния и т. п. – легко для восприятия и используется для безопасной и быстрой навигации. Например, знак черепахи означает медленное движение, гепарда – быстрый. Стилизованное, легко узнаваемое графическое изображение, максимально упрощенное по своим формам, содействует пониманию проблемы. Графические символы-пиктограммы предназначены для быстрой передачи информации в стилизованной, абстрагированной художественной манере, их содержание понятно каждому, поэтому принято учитывать традиции и интеллектуальный уровень аудитории.

Пиктограммы усиливают характерные особенности объекта, поскольку они лишены лишних деталей, воспринимаются однозначно и быстро фиксируются в памяти, узнаются при последующем использовании в любом размере и контексте. Простейшие символы в политическом пространстве реализуются в логотипе, буквицах. Композиция логотипа партии, министерства, правительств максимально проста, целостна, однородна, лаконична, но не примитивна. Простота проявляется в отсутствии несущественных деталей. Как известно среди символики, присущей каждой из форм государственности, выделяются печать и корона, венец и крест, скипетр и держава, используемые в поставлении, венчании на царство или коронации. Поэтому многие правительственные ведомства изображают их на своих логотипах. Одной из основных задач политического брендинга, является решение вопроса партийной интеграции, идентификации и дифференциации в политическом пространстве.

Символы принимают активное участие в политической конкуренции среди партий. Смена власти сопровождается изменением политической символики. Политическая символика находится в сложных и многогранных взаимосвязях с политическими процессами, интересами разных социальных групп и структур. Символы тесно связаны с идеологическими программами политических сил, выступая специфическим носителем содержания разных идеологий.

Рисунки, как форма визуализации, становятся все более популярными на обложках и страницах журналов. Это – карикатуры, графические, технические и художественные изображения. Рисунок демонстрирует образное видение автора, художественно интерпретирует событие, эмоционально настраивает читателя. Функции рисунков не только в представлении содержания в авторском видении ситуации: значительную роль играет эмоциональность изображения. Таким видам рисунков, как шарж, карикатура, присуще искажение реальности посредством преувеличения определенных черт или характеристик, лишения всего несущественного, освещения лишь сущности события. Еще с большей точностью и конкретностью раскрывают содержание, структуру объекта, схему конструкции технические рисунки.

Карикатура рассчитана на читателя, который понимает, о чем идет речь, и, в сущности, не несет новой информации, а лишь ее эмоциональную окраску. С художественной точки зрения карикатура считается удачной, если преувеличивает как форму, так и содержание; с политической и публицистической – карикатура наиболее ценна, когда преувеличение разоблачает сущность проблемы. Инфографику ошибочно отожествляют с визуализацией: их отличия существенны, так как инфографика входит в визуализацию как один из ее видов. Инфографика представляет данные в виде статистических графиков, карт, диаграмм, схем, таблиц, а визуализация данных предлагает визуальные инструменты, которые аудитория может использовать для изучения и анализа наборов данных.

То есть, если инфографика сообщает информацию, предназначенную коммуникаторами, то визуализация помогает читателям создать собственное видение проблемы. Факты и данные могут быть представлены реципиентами как в виде демонстрации (инфографика), так и исследования (визуализация). Некоторые темы достаточно наглядны, хорошо структурированы, что легко превращает их в инфографику: например, продолжительное событие с фиксированными промежуточными эпизодами – выборы президента, курс валюты, миграция и др.

Сложные и многоаспектные события неоднозначное толкование, например, музыкальные аспекты в образе или землетрясение и все, что с ним связано. Инфографика не способна продемонстрировать взаимосвязи, объяснить особенности – визуализация же рассматривает ситуацию комплексно. Основной целью инфографики является улучшение восприятия информации, наглядность сложной объемной информации, анализ тенденций и процессов, поскольку она передает сообщения интереснее и компактнее, чем текст.

Инфографика аккумулирует большие объемы фактов, визуальными образами обозначает события во времени и пространстве, демонстрирует динамку. Ей присущи наглядность, конкретность, самостоятельное содержание, не повторяющее текст, аналитичность, схематичность, практичность. Соответственно, основные виды инфографики сводятся к таким: статистические графики, диаграммы, временные шкалы, карты, планы, таблицы, матрицы, пояснительные, структурные схемы, сети, деревья, блок-схемы; визуальные ассоциативные образы. Фотография – важная, можно сказать обязательная, составляющая современного визуального ряда. Фотография является средством познания и интерпретации реальности, она передает настроение и атмосферу события, привлекает внимание к материалу, дает возможность рассмотреть мельчайшие детали, ощутить себя участником события и составить собственное впечатление о нем. Кроме того со временем любая фотография становится документом, который зафиксировал факт, превратив его в историю. Сущность фотографии характеризуется высоким уровнем документализма и информативности, ее цель – наглядность.

Как визуальная форма, фотография дает предварительное представление о человеке или событии, фотограф «предлагает читателю увидеть новость его глазами». Фотограф оперирует визуальными акцентами: выражение лица, глаза, руки в портрете; непривычные ракурсы, эмоциональность естественных явлений в пейзаже; поступки, чувства, эмоции, особенности характера и поведения человека в жанровых снимках; сосредоточение на фрагментах фотографии, развитие сюжета, детализация или, наоборот, общий вид места события, панорама; композиция нескольких объектов, составляющих суть материала. Например, портрет может быть репортажным, а может быть студийным, и его роль в издании, восприятие читателем отличается, хотя объект съемки может быть одинаковым. Главной особенностью визуализации является то, что она становится полноценным носителем информации, сообщает о событии аналогично тексту. Таким образом, изображения являются не только элементом внешней формы, но и содержания. Благодаря наглядности визуальный образ влияет на реципиента, а при объединении с текстом изображение конкретизирует, усиливает содержание, направляет в нужном направлении, наглядно комментирует или придает определенный оттенок.

Характер отображения влияет на восприятие, привлекает внимание, содержательное наполнение обеспечивает потребность в информации. Символы, как форма визуализации, становятся идентификаторами в политическом пространстве. Рисунки конкретизируют, акцентируют авторское видение проблемы. Инфографика комплексно и наглядно демонстрирует сложные для понимания данные, в основном цифровые. Фотографии дают возможность стать соучастником события, сделать собственные выводы из увиденного. Весь комплекс визуальных форм составляет единое композиционное целое.

Список цитируемой литературы: 1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. в англ. В.Н. Самохина. Общая редакция и вст. ст. В.П. Шестакова. М., 1974 2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994 3. Зенкова А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально- гуманитарного знания // Науч. ежегодник Института философии и права Уральского Рос. акад. наук. Екатеринбург, 2005. Вып. 5. С. 184-193. [Электронный ресурс]. – URL: http:// www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/2004/9.pdf (дата обращения: 15.05.2017) 4. Колодий В.В. Визуальность как феномен и ее влияние на социальное познание и социальные практики: автореф. дис. …канд. философ. наук. Томск, 2011. 152 с. 5. Круткин В.Л. Пьер Бурдье: Фотография как средство и индекс социальной интеграции // Вестник Удмуртского университета, 2006. №3. [Электронный ресурс]. – URL: http://barista.photographer.ru/cult/theory/5270.htm (дата обращения: 15.05.2017) 6. Штомпка П. Введение в визуальную социологию. Теоретические дискурсы и дискуссии. M.: ВШЭ, 2006. — 210 c. 7. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. М.: Логос, 2007. — 168 c. 8. Becker H.S. Photography and Sociology // Studies in the Anthropology of Visual Communication. 1974. № 1. P. 3-26 9. Goffman E. Gender Advertisements. Cambridge: Harvard University Press, 1979.94 p.

Скорик А.В.

Другие новости и статьи

« Российский революционный Конфуций

Культ личности Сталина: история и современность »

Запись создана: Пятница, 21 Декабрь 2018 в 19:02 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика