Державность как фактор идентичности российской нации



Державность как фактор идентичности российской нации

oboznik.ru - Патриотизм в современном российском обществе

Одним из значительных препятствий на пути консолидации современного российского общества является законодательно закрепленная «деидеологизация общества». Российские младореформаторы всерьез полагали, что место общегосударственной идеологии должны занять так называемые «общеевропейские ценности».

Современная агрессивная антироссийская политика североатлантического альянса отчетливо показала призрачность либеральных грез о «единой Европе от Лиссабона до Владивостока». Сильная, обладающая суверенитетом Россия, противоречит как планам США по колонизации европейского пространства, так и гегемонистским устремлениям ФРГ в Евросоюзе. Для того, чтобы войти в число мировых лидеров России необходимы не только эффективные вооруженные силы и мощная экономика, но и национальная идея.

Лишь на основе обретения национальной идеи многонациональный российский народ способен обрести исторический смысл своего существования и превратиться в нацию. Всемирная история свидетельствует о том, что особенностью всех известных национальных идей является их обращенность в будущее и мессианский характер. Миф об историческом или божественном предопределении национального пути на протяжении столетий культивировали элиты всех государств, претендовавших на статус империи. В современных условиях обращает на себя внимание агрессивная пропаганда исключительности «американского образа жизни», американской нации и государственности. Руководство США позиционирует свою страну как некий эталон, образец движения по пути социального прогресса.

Эта идеологическая концепция входит в очевидное столкновение с отстаиваемой руководством России идеей «многополярного мира» и китайской культурной традицией, представляющей Китай «центром мироздания».

В условиях современных «сетевых» и «гибридных войн», объектом которых становятся ценностные установки населения, России особенно необходима национальная идея. Она призвана обеспечить основу согласия в обществе и обозначить перспективу устойчивого и долгосрочного развития.

По широко распространенному в отечественной науке мнению, в качестве таковой может выступать лишь такой мировоззренческий проект, который основывается на фундаментальных ценностях российской цивилизации и государственности, является выражением национальных интересов и служит основой внешнеполитической стратегии и системы безопасности страны. Очевидно, что национальной идеей может выступать лишь такое понятие, которое имеет тождественный смысл для большинства граждан России, независимо от их языка, религии, образа жизни, социального положения, образовательного и культурного уровня. Национальная идея должна заключать в себе не только систему символов и ценностей, объединяющих граждан страны, но и артикуляцию принципов, лежащих в основе национальных интересов. По мнению А.М. Новикова, национальная идея как система базисных идеалов национальной культуры представляет собой социокультурную целостность, в структуре которой выделяются несколько оснований, обеспечивающих ее жизнеспособность.

В качестве идеологической основы выступает – патриотизм, политической основы – идея гражданской нации; ментальной основы – так называемый «культурный код нации», геополитической основы – понимание места собственной страны в мире и ее исторической миссии.1 Исследователи российского менталитета особо выделяют такие его качества, как патриотизм и признание необходимости сильной державной власти. На протяжении веков в качестве одной из базисных ценностей отечественной культуры выступает идея государственного суверенитета России. По справедливому замечанию О.В. Гаман-Голутвина, «отечественный правящий слой на протяжении последних пяти веков складывался как геократия – слой, призванный собирать земли и управлять ими (и защищать их).

Собирание земель и их защита стали фактором легитимности российской власти». Вопреки широко пропагандируемым либеральным утверждениям, сильная государственная власть нисколько не противоречит демократии, а напротив, укрепляет ее жизнеспособность, способна защитить общество от социальных потрясений и обеспечить его эволюционное развитие. Сложный двадцатилетний путь отечественного демократического транзита показывает, что сильная державная власть современной России крайне необходима для того, чтобы осуществить ускоренную всестороннюю модернизацию российского общества, войти в число ведущих мировых государств, эффективно противостоять глобальным угрозам современности. Патриотизм является важнейшим звеном механизма обеспечения преемственности поколений и идейной консолидации формирующейся в России гражданской нации.

Патриотизм и признание необходимости сильной государственной власти могут быть объединены таким обобщающим понятием как »державность». Обратимся к анализу содержанию этого понятия. В Толковом словарь С.И. Ожегова понятие «державность» определяется как «утверждение роли своей страны в качестве великой и единой державы».

Синонимами слова «державность» выступают «величественность, государственничество, державство, могущественность, царственность».3 Само слово «держава» своими корнями восходит к славянскому «държа» (владычество, могущество), выражающему возвышенные представления о стране и ее государственной мощи. Таким образом, содержание понятия «державность» составляют характеристики политического, экономического, военного и духовного потенциала страны, а также ее статус в международных отношениях. Выступая на открытии III Рождественских Парламентских встреч Святейший Патриарх Кирилл, в числе фундаментальных российских ценностей назвал «державность»: «Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана. … Слово, которым покрывается эта реальность, – державность» … «Россия оставалась Россией во все века, при всех формах правления и всех политических режимах».

Используя терминологию Э. Дюркгейма, идею державности можно отнести к «коллективным представлениям» – таким духовным конструктам, которые выражают коллективные чувства и идеи, обеспечивающие социальную солидарность.5 Исторически Россия была сильна и неодолима своей цельностью, благодаря тому, что ее многонациональный народ сплотился в единое тело. Разрушение территориальной целостности России, разделение ее на мелкие государственные образования, о котором мечтают ее геополитические соперники и представители либеральной оппозиции, может стать повторением горького исторического урока периода монгольского нашествия.

Идея державности стала неотъемлемой частью культурного кода многонационального народа России, заложила основы этики долга и служения своему Отечеству. Именно в державности коренится секрет непобедимости и стойкости духа защитников нашего Отечества. Идея державности значима тем, что она формирует в сознании российский людей позитивный образ своей страны, позволяет им осознать международный статус и военное могущество российского государства, ощутить свою сопричастность ко всему значительному происходящему в мире и, тем самым, закрепить свою национальную идентичность.

Отечественная национальная идея имплицитно выражает цивилизационный потенциал многонационального российского народа, и приобретает особую актуальность в периоды войн, кризисов и внутренних потрясений. В условиях современных глобальных угроз и вызовов патриотически настроенное большинство российского общества связывает лучшее будущее своей страны с идеей великой державы и сильного социального государства, опирающегося на традиционные нравственные ценности.

О.Н. Жирнов



Другие новости и статьи

« Николай Николаевич ПОЛИКАРПОВ (1892—1944)

История развития международного гуманитарного права »

Запись создана: Среда, 10 Октябрь 2018 в 11:32 и находится в рубриках О патриотизме в России.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы