5 Октябрь 2018

Н.М. Карамзин о государственно-правовом развитии России

oboznik.ru - Эстетические взгляды Н.М. Карамзина

Карамзин Николай Михайлович (1.12.1766 – 22.05.1826) – историк, писатель, журналист, поэт, один из основоположников русского консерватизма. Является родоначальником нового направления в литературе – сентиментализме, создателем «Истории государства Российского» в двенадцати томах. Политическую концепцию Карамзин высказывал в издаваемом им журнале «Вестник Европы», в котором выступал в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя.

В «Вестнике Европы» Н.М. Карамзин четко сформулировал свою государственную позицию. Но последовательную и подробную разработку его политическая концепция получила в «Истории государства Российского», а конкретизацию – в «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», составленной на имя Александра I в 1811 году, и ставшей первым программным документом русской консервативной мысли. Главной темой «Записки» было исследование историкополитического развития России, выделение наиболее пригодных путей эволюции и совершенствования ее формы правления, а также законодательства. Рассуждая о форме правления, Н.М. Карамзин отдавал предпочтение самодержавной монархии. По мнению автора, самодержавие в России имело исторические предпосылки: «Россия пред святым алтарем вручила самодержавие твоему предку и требовала, да управляет ею верховно, нераздельно»1 . Идеалом Н.М. Карамзина был сильный монарх, власть которого неограниченна и самодержавна, «в монархе российском соединяются все власти: наше правление есть отеческое, патриархальное». Выше его может быть только закон.

Ни один орган не имеет право блюсти эти законы, а соответственно указывать на нарушения закона государю. Но при этом государь не должен злоупотреблять своей властью, должен властвовать мудро, добродетельно, во благо своих подданных. Тогда народ привыкнет к всеобщему благу, и возникнут спасительные обычаи, правила, народные мысли, которые создадут основы правления будущих правителей в пределах законности. Государь имеет всю власть. Только он, подписывая законы, придает им силу. Государь российский основывает свое правление только на мудрости, которую находит в собственном уме, книгах, в мнениях своих лучших подданных. Карамзин Н.М. являлся противником разделения властей.

Основание российской монархии он представлял формулой: «дворянство, духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми – государь, единственный законодатель, единовластный источник властей…»2 . Только абсолютная власть монарха единственно правильная форма правления для России, обеспечивающая ее развитие и процветание Органы государства могут иметь любое название и форму, придавая им различную степень важности в делах государственных, но при этом, государственные органы – это только проводники власти государя, их обязанность исполнять законы. Карамзин Н.М. писал, что Совет, Сенат, комитеты, министры суть только способы ее действий, или поверенные государя; их не спрашивают, где он сам действует.

Политика в государстве должна быть мудрой, удовлетворяющей интересы общества. Государь мудр, но и чиновники должны обладать мудростью, проводя его политику и реализуя утверждаемые им законы, т.к. «общая мудрость рождается только от частной». Карамзин Н. М. полагал, что важны не формы государственной деятельности, а люди ее реализующие. Органы государственной власти только тогда будут полезны и эффективны, когда избранные чиновники будут отличаться умом, честью и способностями к государственной службе. Николай Михайлович отмечал, что тот, кто имеет ум министра, не должен поседеть в столоначальниках или секретарях3. Развивая идею формирования мудрого чиновничьего аппарата, в «Записке» Н. М. Карамзин коснулся вопроса административно-территориального устройства России, представив каждую губернию как «Россию в малом виде».

По мнению автора, установив порядок в местном управлении, будет порядок и в центральных органах власти, т.к. единство проводимой политики сверху вниз и совпадение государственных интересов чиновников всех уровней приведет к процветанию государства в целом. Для этого на местах надо найти 50 мужей умных, добросовестных, которые ревностно станут охранять вверенное им благополучие россиян, остановят произвол нижних чиновников и жестокость господ, восстановят правосудие, поддержат торговлю и промышленность, обеспечат сбор налогов в казну и будут соблюдать интересы народа. Кандидаты в губернаторы должны быть образованы, чтобы найти способ это сделать, а также уметь и хотеть выполнять вверенные им функции.

Избрать людей, по мнению Н.М. Карамзина, было главным правилом, но не менее существенным, полагал он, было умение обходиться с людьми. Мудрое правление находит способ усиливать в чиновниках побуждение добра или останавливает стремление ко злу. Для первого есть награды, отличия, для второго – боязнь наказания. Именно страх наказания – то действенное чувство, которое заставляет людей бояться государя и закона. Карамзин предлагал установить иерархичную ответственность чиновников друг за друга, когда за проступки низших чинов будут отвечать лица, назначившие их на должности. Наличие взаимной ответственности и страх наказания будут побуждать в чиновниках стремление к добру и удержание от зла. Чиновников добросовестных необходимо поощрять наградами и знаками отличия. Но, как полагал Н.М. Карамзин, делать это надо умеренно, так как в противном случае они делаются бесполезными. Главной наградой чиновника должна быть честь, а не стремление к получению материальных ценностей от государя. Карамзин выводит две аксиомы: «1) за деньги не делается ничего великого, 2) изобилие располагает человека к праздной неге, противной всему великому»4 . Природа людей такова, что соединив знак отличия с понятием превосходной добродетели, и наградив им людей лучших, все остальные будут стремиться к этому, несмотря на его ничтожную денежную стоимость. Искусство избирать людей и обходиться с ними – первое для государя российского. Без умения владеть этим искусством, невозможно достичь народного блага. Особое внимание Карамзин Н.М. уделяет отношениям светской и религиозной власти. Он считал необходимым отделить религиозную власть от светской. По его мнению, власть духовная должна иметь особый круг действия, не затрагивая интересы власти гражданской, но находясь в тесном союзе с нею. Когда церковь подчиняется светской власти, она теряет свой священный характер, слабеет ее значение и вера народа. С ослаблением веры народа государь лишается способа «владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных, где нужно все забыть, все оставить для отечества». Умный монарх для государственной пользы найдет способ соединить волю церкви с волею монаршей. В своем правопонимании Н.М. Карамзин придерживался естественно-правовой теории, утверждая, что в нравственном государстве законы гражданские должны соответствовать законам естественным.

По его мнению законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств5 . Историк подчеркивал ответственность работы законодателя, которому при подготовке законопроектов следует тщательно рассматривать «все вещи с разных сторон, а не с одной, иначе, пресекая зло, он может сделать еще более зла». Особое внимание Н.М. Карамзин уделял вопросу единства законов на всей территории России.

Государство российское состоит из разных народов, имеющих свои особенные Гражданские уставы, необходимо исследовать каждый отдельный закон и если он согласуется с основным законом государства и изменения не будут «бедствием» для данных народов, то должно ввести единство законов. В противном случае, единства законов быть не может. Концепция Н.М. Карамзина о государственно-правовом развитии России изложенная еще в первой половине XIX века в работе «Записка о древней и новой России в их политическом и гражданском отношениях» не утратила своей актуальности в настоящее время.

Е.С. Лебедева

Другие новости и статьи

« Техническое обслуживание и ремонт технических средств службы горючего Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане

Медицинская служба ВМФ (начальник Медико-санитарного управления генерал Ф.Ф. Андреев) в годы войны решала свои задачи в тесном взаимодействии с медицинской службой Советской Армии »

Запись создана: Пятница, 5 Октябрь 2018 в 15:02 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Стоимость строительства сэндвич панелей stroitelstvo63.ru
stroitelstvo63.ru

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика