Социальные механизмы формирования правовых отношений в древней Руси

Проблемами права философы заинтересовались еще в I тысячелетии до нашей эры. В Китае, Индии, Египте, затем в Древней Греции и Риме была создана специальная наука, изучающая право, разработана система понятий о правомерном и противоправном поведении, проанализированы представления о правилах, законах, правовых институтах.
От людей в процессе совместной деятельности требовалось установить правила коллективной жизни в племени. В истории многих государств происходили события, когда несовершенство правовых норм приводило к депрессиям и развалу, и напротив, многие страны становились процветающими в результате совершенствования правовых проектов [1].
Цель данной статьи – выяснить, какие социальные механизмы в истории Древней Руси сформировали правовые отношения в государстве. Необходимо определить какие исторические события сформировали представления о правовых отношениях и правомерном поведении граждан нашей страны, а также выявить историческую динамику формирования правовых отношений. Гипотеза исследования состоит в следующем: нормальные правовые отношения в обществе строятся на основе гармоничного сочетания права и морали.
Мораль и право представляют собой сочетание прав и обязанностей человека перед обществом и общества перед ним. Мораль ориентирует человека на выполнение обязанностей перед другими людьми, а право нацелено на защиту прав человека от бесправия и дискриминации. Для соблюдения прав человека и должного выполнения им своих обязанностей мораль и право в обществе должны быть гармонично представлены, уравновешивать друг друга, не допуская перекоса в одну или другую стороны. Господство в обществе жестких моральных норм, не подкрепленных правовыми институтами, способствует угнетению граждан, формированию у них моральных норм покорности и бесправия. Отсутствие легитимно разработанных и принятых обществом правовых норм, опора только на мораль, приводит к деформации правовых отношений.
В то же время разрушение выработанных в процессе истории общества различными религиозными течениями стройной системы моральных норм, опора на диктатуру закона без учета норм морали и нравственности, тоже способствует деформации правовых отношений, моральному разложению общества. Наша задача состоит в том, чтобы кратко описать, как формировались правовые отношения в Древней Руси, какие социальные механизмы повлияли на их дальнейшее развитие.
Социальные нормы стали зарождаться в первобытном обществе, однако в них не было осознанной дифференциации на нормы нравственности, правовые нормы, нормы этикета и пр. Эти нормы являлись мононормами регуляции всех сторон общественной жизни племени. Дифференциация правовых и моральных норм начинается с возникновения религии. Священные тексты и религиозные писания заложили основу не только моральных, но и правовых норм, постепенно закрепленных в специальных институтах государства. Так, в Библии как своде священных текстов иудаизма и христианства заложены элементы правовых систем европейских государств. Священные тексты содержат множество предписаний и принципов поведения в обществе, и заложены во многие законодательные системы различных государств.
Христианство, как монорелигия, опирающаяся на идею признания человека (Иисуса) богом, постепенно на протяжении двух тысяч лет приводит к идее прав отдельного человека, борьбе за эти права. Библейские заповеди «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай отца своего и мать свою», «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» первоначально созданные как требования морали, постепенно приобретают правовой статус, оформляясь в систему наказаний за нарушение этих норм. В дальнейшем эти моральные императивы были заложены в принципы правовых отношений. Коран также со временем становится источником исламской юриспруденции, Авеста представляет собой набор зороастрийских правил общественной жизни, Дхаммападе – собрание буддийской юриспруденции. Таким образом, можно утверждать, что становление моральных норм, выраженных в религиозных установлениях, идет параллельно с формированием правовых норм государства. В ранние периоды развития человеческого сообщества правовые нормы часто выражались в форме поучений, были тесно связаны с нравственными требованиями религий.
С появлением государства возникает необходимость в формировании нормотворческой системы, способной защитить и человека от государства, гражданином которого он является. Исторические корни формирования социальных механизмов возникновения правового сознания и правовых отношений заложены при создании государственности на Руси. В конце IX в. Киевский князь Олег провозгласил создание нового государства – Киевской Руси. В 906 г. он совершил поход на Византию, захватил Царьград. Тогда же он заключил мирный договор с императором Львом VI. Именно статьи этого договора послужили основой создания правовых основ Древней Руси, причем право складывалось вначале на основе межгосударственных договоров. Первый договор был устным, но сохранился в летописных источниках Византии. Достигнутые устные договоренности утверждали нормы гостеприимства и равноправия русских купцов наравне с византийскими.
Эти договоренности послужили стимулом развития правовых отношений в Киевской Руси. Договорные документы были написаны на двух языках – славянском и греческом. Документы мирного договора говорят нам о многом. Во-первых, они показывают существования на Руси в Х в. обдуманного законодательства. Первая статья договора утверждает мирный характер взаимоотношений между двумя странами. Далее оговариваются конкретные случаи. Вторая статья требует наличия свидетеля преступления, пресекая возможности бездоказательного оговора человека. Третья статья посвящена наказанию за убийство, причем убийство другого человека наказывается смертной казнью. Следует отметить, что уже в Х веке вводится принцип индивидуальной, а не коллективной ответственности за преступление.
Принцип коллективной ответственности практиковался во многих восточных странах, однако Русь сразу же в первом международном договоре заявила о приверженности принципу индивидуальной ответственности. Этот принцип оказал серьезное влияние на развитие правовых отношений в Киевской Руси и на формирование правового сознания граждан. Во-вторых, текст договора свидетельствует, что на Руси уже существовали различные виды права: уголовное право, наследственное право, право в области международной торговли.
Правовые отношения в Древней Руси складывались не на примере правовых отношений Византийского государства, как считаются некоторые правоведы, напротив, они возникали в процессе взаимодействия и внутри своего государств и с представителями иных стран. Однако в Древней Руси сложилось неравенство граждан перед законом. Второй киевский князь Игорь известен тем, что нарушал достигнутые договоренности. В 941 г. он совершил неудачный поход на Царьград. Защитники города с помощью греческого огня (наконечники стрел были пропитаны нефтью) сожгли его корабли в Черном море. В 945 г. князь Игорь нарушил договор с племенем древлян, потребовав с них дополнительный налог, за что древляне пленили его и подвергли смертной казни. Древние рукописи свидетельствуют, что нарушать договоренности безнаказанно могли князья, простолюдины же подвергались суровому наказанию.
Это неравенство можно обозначить как избирательность, партикуляризм правовых отношений, что постепенно привело также и к деформациям правового сознания. Князь Святослав, сын Игоря, старался придерживаться правовых отношений в международных делах. Так, например, наступая на противника, он обычно официально объявлял войну, 24 говоря «Иду на Вы». Таким образом, он придерживался правила справедливой войны, обозначенного еще в Древнем Риме Цицероном. Единый сборник законов под названием «Русская правда» создал киевский князь Ярослав Мудрый (979–1054) и заложил основу правовых норм в государстве. «Русская правда» стала законом для всех граждан в Киевском государстве, вобрав в себя все правовые устные акты той эпохи. Главный предмет законоположений – случаи обид и вреда, наносимых одними людьми другим. Так раньше за убийство или за нанесенное увечье истцам предоставлялось законное право мести. В «Русской правде» вместо мести был узаконен откуп – «вира». В зависимости от того, какому по статусу человека была нанесена обида, варьировался размер «виры».
За убийство простого свободного человека «виру» платили великому князю в размере 40 гривен, за убийство княжеского мужа взималась «вира» в 80 гривен [2]. Это также свидетельствует о правовом партикуляризме, то есть избирательности закона. В «Русской правде» была прописана также «дикая вира» – за совершенное на земле общины убийство расплачивались все члены общины. Таким образом, «дикая вира» являлась шагом назад в законодательстве, то есть от индивидуальной ответственности времен князя Олега к коллективной ответственности в законодательстве Ярослава Мудрого.
В «Русской правде» строго прописывалась процедура судебного разбирательства. Так в случае запирательства ответчика дело решалось судом из 12 выбранных лиц. Так, впервые в русском законодательстве появляется суд присяжных, хотя в то время они так не назывались. Суд присяжных является важнейшим механизмом формирования правовых отношений и правового сознания. Именно в ходе судебного разбирательства присяжные – люди, не имеющие специального юридического образования, реально в процессе деятельности знакомятся с судебными нормами, осознают сущность и принципы права.
В грамотах Ярослава Мудрого впервые был записан «принцип «одиначества», т.е. равенства всех граждан перед законом. Однако многие статьи «Русской правды» предусматривали штраф за правонарушения, послужили основой для развития коррупции. В правовом сознании граждан государства укоренялась идея о том, что за все необходимо платить, от проступков можно откупиться. Законодательство, основанное на «Русской правде» просуществовало многие столетия, послужило основой развития гражданского и уголовного права. Многие правоведы высоко оценивают значение этого правового уложения Ярослава Мудрого, однако с точки зрения психологии следует отметить, что истоки деформации правового сознания, правовых отношений и коррупции заложены еще в статьях «Русской правды».
Подводя итого, можно предложить социальные механизмы формирования правовых отношений в Древней Руси: 1. Социальные механизмы формирования правовых отношений – это различные социальные требования и принципы, сформулированные в процессе исторического развития общества.
2. Исторические события установления международных отношений Древней Руси с другими государствами, заключение международных договоров послужили основой для формирования правовых отношений внутри государства.
3. Основополагающим принципом формирования нормальных правовых отношений в государстве является гармоничное, не противоречивое сочетание моральных и правовых норм.
4. В морали выражены требования выполнения гражданами обязанностей перед обществом и другими людьми.
5. Правовая система устанавливает требования соблюдения прав граждан в государстве.
6. Принцип индивидуальной ответственности, заложенный в законодательство Древней Руси, послужил основой развития правовой культуры в государстве.
7. Принцип равенства всех граждан перед законом, сформулированный в «Русской Правде» как принцип «одиначества», также внес весомый вклад в развитие правовой культуры.
8. Искажения в правовом законодательстве приводят к деформациям правового сознания, что способствует деформациям правовых отношений в обществе, возникновению коррупционных схем и другим правонарушениям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Полищук, Н. И. Эволюция идеи права и правовые отношения / Н. И. Полищук. М., 2005. 2. Шишов, А. Русские князья / А. Шишов. Ростов н/Д : Феникс, 1999. С. 135.
Д. С. Безносов
Другие новости и статьи
« Реорганизация стрелковых подразделений русской армии во второй половине XIX в.
Бытовые условия для участников СВО и Храм под землей в тыловой зоне »
Запись создана: Четверг, 7 Сентябрь 2023 в 1:01 и находится в рубриках Современность.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика