13 Апрель 2019

Влияние современных фильмов-сказок на зрительскую аудиторию

oboznik.ru - К вопросу об использовании средств информационной войны в российской прессе в XXI веке (на примере событий на Украине)
#кино#медиа#общество

Воздействие на массовое сознание в современном мире идет по разным направлениям и разными средствами. С помощью современных технологий оно оказывается намного быстрее, чем в прошлом веке. Этому способствует глубокий мировоззренческий кризис во всем мире, связанный с тем, что утрачиваются устойчиво существовавшие до недавнего времени ценностно-нормативные регуляторы социального поведения.

Беспокойство вызывает то, что под воздействие попадает новое поколение, которое будет создавать основы будущих идей, теорий, взглядов, мировоззрения, образа будущего, традиций, которые потом будут задавать перспективы развития общества. Ситуация в России осложняется тем, что происходит столкновение социальных и культурных ценностей и норм, связанных с ее историко-культурным развитием, с принципиально новыми картинами реальности, иными ценностями, обретающими в массовом сознании статус новых регуляторов социального поведения, определяющих формы и способы жизнедеятельности [2].

Несмотря на то, что в настоящее время большое внимание уделяется проблеме влияния Интернета и виртуальной реальности на массовое сознание, нельзя игнорировать и воздействие уже привычных средств, таких как кинофильмы и мультфильмы. Их влияние не менее масштабно и действенно, и особенно на детей как дошкольного, так и школьного возраста. Продукция современного кинематографа создается согласно коммерческим требованиям и содержит все элементы массовой культуры постмодернизма, которая разрушает старые традиционные нормы массового сознания. В литературе активно насаждается пропаганда зла, тема смерти и понимание человека как неуправляемого животного. Такие же тенденции можно наблюдать и в кинематографе.

Современные режиссеры шокируют зрителя эстетизацией насилия и разврата в разорванном временном контексте, смешиваются различные жанры, господствует алогичность сюжета, не позволяющая зрителю обдумать и осознать увиденное. Мораль героев фильмов и сами они невнятны и противоречивы, традиционный сюжет часто искажается до неузнаваемости, с полной или частично заменой морали. Пропагандируется широкое поле «дискурса», «интерпретаций» и «альтернативных реальностей» вместо традиционного различения высокого и низкого, добра и зла, допустимого и запрещенного, нравственного и аморального [3].

Эти тенденции мы можем наблюдать в современной кинопродукции для детского и юношеского возраста. Многие современные мультфильмы и детские фильмы содержат сцены насилия, модели агрессивного поведения, депрессивные элементы, провоцирующие различные страхи (например, страх смерти), патологичные модели отношений: ребенокродитель, человекчеловек, человекокружающий мир, гендерных отношений. В некоторых фильмах пропагандируется нетрадиционная сексуальная ориентация, нивелируются нравственные и моральные нормы, человеческие отношения (например, любовь), смешиваются понятия добра и зла, демонстрируется оправдание и приукрашивание зла. На наш, взгляд проблема воздействия на детскую психику особенно проявляется в современных фильмах-сказках, многие из которых снимаются с измененным оригинальным сюжетом.

Создатели фильма в одних случаях оправдывают это коммерческими причинами, в других случаях представляют искажения как попытку нового прочтения старого текста. Однако сказка с измененным сюжетом теряет свою роль как носителя древнего сакрального кода, морали, заложенной предками. Наоборот, новый вариант может создать основу для создания ложной морали, пагубно воздействовать на детское неокрепшее сознание.

Нами было проведено ряд исследований, посвященных восприятию сказки представителями разных возрастных групп. В качестве объекта изучения был выбран фильм-сказка «Малифисента» (компания «Уолт Дисней»). Это красочный фильм, в котором участвовали известные артисты, привлек большую зрительскую аудиторию. Главной идеей фильма должно было стать размышление о причинах появления зла, о том, что поведение человека нельзя рассматривать с крайних точек зрения. Однако психологи сразу после появления фильма забили тревогу.

Согласно экспертам в фильме уничтожается положительный образ родителей, происходит трансформация образа мира, девальвируется мир людей, нет четкого различения понятий добра и зла. Кроме того, зло оправдывается и представляется через атрибутику в привлекательном и обаятельном виде. Фильм содержит целый набор манипулятивных технологий, применяющихся в современном кинематографе, что еще больше усиливает это воздействие [1]. Исследование проводилось с участием студентов педагогических и непедагогических специальностей, старшеклассников из благополучных и неблагополучных семей в 20152016 гг., а также анализировались отзывы взрослой аудитории, опубликованные в Интернет. В исследовании были сформулированы следующие исследовательские вопросы: 1. Как воспринимается фильм представителями разных возрастных групп? 2. Каковы отличия в восприятии фильма представителями разных возрастных групп? 3. Представители какой аудитории больше всего подвержены воздействию манипулятивных приемов? В основном применялся качественный дизайн исследования. Использовались такие методы как беседа, фокус-группы, анкетирование, контент-анализ.

Результаты исследования показали, что вся аудитория подвергается воздействию таких манипулятивных технологий как авторитет актрисы А. Джолли, спецэффекты, графика, музыка, современная эстетика глянцевого журнала (макияж, костюмы), сюжетные клише (мужчиныпредатели, жертвенность), нелогичность сюжета. Такие приемы позволяют сформировать глубинное доверие у зрителей и снимают внутреннюю цензуру. Однако следует отметить, что больше подверженными манипуляциям оказались представители взрослой аудитории, которые в меньшей степени, чем подростки и юноши, анализировали сюжет и поведение главных героев фильма. Подростково-юношеская аудитория была больше увлечена сюжетом, поэтому их анализ более разнообразен. Фильм понравился большинству участников исследования. В качестве причин привлекательности были обозначены интересный сюжет, необычные персонажи и костюмы, актуальность проблемы предательства и прощения в современном мире, актерский состав, личные предпочтения такого жанра кинопроизведений, индивидуальность произведения, идеи фильма об изменчивости людей, мотивах их поведения, а также о добре и зле. Анализ основных персонажей взрослыми в основном сводится к восприятию могущества главной героини, на которую сделан акцент создателями фильма. Отношения мужчины и женщины воспринимаются как проблемные обеими аудиториями.

Женская аудитория акцентирует проблему «обиженной» женщины, а мужская – «сильной» женщины, независимой от мужчины. Женская аудитория больше уделяет внимания мужским персонажам, однако в основном оценивает их отрицательно, мужская аудитория, наоборот, обеспокоена такой представленностью мужских персонажей Анализ других персонажей, семейных, детско-родительских отношений практически не представлен. Эти данные вызывают беспокойство, так как возникает вопрос: способны ли родители объяснить ребенку противоречивые места в фильме. Анализ фильма и персонажей подростковой и юношеской аудиторией более детальный, даются боле подробные характеристики персонажей, более углубленный анализ семейных отношений, проблемы любви, соотношения мира людей и волшебного мира. Было выявлено различие в восприятии фильма-сказки подростками с разным социальным опытом. Подростки с негативным социальным опытом более точно отмечали особенности семьи, представленной в фильме, выделяли больше положительных черт в образах главных героев, стремились найти объяснения и оправдания даже негативным поступкам, подчеркивали позитивные стороны основных тематических линий.

Студенческая аудитория больше всех обратила внимание на трансформацию образов добра и зла, на использование разных красок в изображении мира людей и волшебного мира, разную ценностную направленность миров, на нивелирование любви между мужчиной и женщиной. Также участники отметили как положительные (сочувствие, сопереживание), так и отрицательные (страх, ужас, жалость) чувства, вызванные образом Малифисенты.

В студенческой аудитории был дан более глубокий анализ персонажей и не такой однозначный, как у остальной части аудитории. Однако в целом представители разных возрастных групп воспринимали образ ведьмы Малифисенты и ее помощников как положительные, привлекательные, а персонажи из мира людей как отталкивающие и негативные. Образ Малифисенты вызвал жалость и сочувствие у большой части аудитории. Но среди всей аудитории есть те, кому фильм не понравился, примерно 30 % в каждой возрастной группе.

Эти зрители согласны с экспертами в том, что фильм пагубно воздействует на неокрепшую детскую психику, они отмечают влияние манипулятивных технологий, смешение понятий добра и зла, деструктивный показ детско-родительских отношений, отношений между мужчиной и женщиной. Таким образом, результаты исследований показывают, что воздействие манипулятивных технологий современного кинематографа достаточно сильное, даже та часть аудитории, которая осознает двойственность трактовок понятий, задумывается над «странной и непонятной» моралью фильма, остается подверженной технологиям.

В итоге зрители воспринимают идеи и персонажей фильма так, как задумывали авторы фильма, испытывают те чувства и в том месте фильма, как было запланировано авторами. На наш взгляд вызывает беспокойство не столько сам фильм, сколько тенденция в современном искусстве, в частности кинематографе, создания новых ценностей и мировоззрения, которые пропагандируют низменные влечения человека, деструктивность человека, и, которые закладываются исподволь в сознание подрастающего поколения и становятся для него привычными и обыденными.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кумрякова, Е. А. Малефисента: Люцифер в роли приемной мамы / Е. А. Кумрякова, 2014. – URL: http://whatisgood.ru/tv/films/malefisenta-lyucifer-v-roli-priemnoj-mamy/ (дата обращения: 20.05.2016).

2. Машанов С. А. Особенности трансформации массового сознания в эпоху глобализации / С. А. Машанов // Вестник КрасГАУ. – 2014. – № 1. – С. 220225.

3. Хагуров, Т. А. Постмодернизм в поле массовой культуры / Т. А. Хагуров // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – C. 125130.

О. Е. Кузнецова

Другие новости и статьи

« Загадки Ледового побоища

Ф.И. Шаляпин и революция (по материалам крымской периодики) »

Запись создана: Суббота, 13 Апрель 2019 в 13:28 и находится в рубриках Современность.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика