Ф.И. Шаляпин и революция (по материалам крымской периодики)

Аннотация. В данной научной публикации на основе массива крымской периодики и краеведческой литературы дан анализ одному из переломных периодов в судьбе великого русского оперного певца Фёдора Ивановича Шаляпина на фоне революционных перемен в России.
Ключевые слова: Шаляпин, творчество, сцена, «Замок искусств», благотворительность, репертуар, революция, безвластие.
Фёдор Иванович Шаляпин – великий артист русской оперы конца ХIX – первой половины ХХ в., первый, кому удалось соединить вокальное и драматическое искусство на оперной сцене воедино. Первый из деятелей искусств, удостоенный звания народного артиста в молодой и новой России (1918). С 1896 г. Ф. Шаляпин жил в Москве и работал в Солодовниковском театре [1, c. 137]. Там артист познакомился с С. Рахманиновым. Их творческий союз укрепила первая гастрольная поездка в Крым, которая состоялась в сентябре 1898 г. [2, c. 302]. Следующая поездка певца на полуостров состоялась в начале ХХ в. На сей раз Шаляпин, уже известный по всей России оперный певец, любимец публики, в Крыму побывал с частным визитом у своих друзей. 7 апреля 1902 г. он приехал в гости к А.М. Горькому на дачу «Нюра» в Нижний Мисхор [3]. Очередная поездка Ф.И. Шаляпина в Крым выпала на курортный сезон 1916 г. История, которая имела место в жизни Ф. Шаляпина летом 1916 г., в период, когда он со своей семьёй отдыхал в Гурзуфе в имении «Суук-Су» («Орлиное гнездо»), оставила о себе «живой памятник природы» – скалу Шаляпина.
И сегодня, проезжая мимо этого места, бойкие экскурсоводы рассказывают об этом в разных интерпретациях. Мы же поведаем эту историю из первых уст. «Лето 1916 года, – рассказывает дочь певца, Ирина Шаляпина, – мы всей семьёй проводили в Крыму, на даче<…> «Орлиное гнездо» в имении «Суук-Су» [4]. Имением «Суук-Су» на тот момент владела молодая вдова московского купца Ольга Михайловна Соловьёва, большая поклонница таланта певца и подруга жены. Гостя в имении, Шаляпин восхищался гурзуфской бухтой, особенно ему нравились виды с возвышений над морем. «Шаляпин от этой чудо-природы приходил в неописуемый восторг» [5]. Одна из ночных прогулок Шаляпина, его родных и близких по южному берегу обернулась незабываемым концертом.
После этого импровизированного ночного концерта Шаляпин обратился к хозяйке имения с просьбой о продаже скалы: «Есть в Крыму, в Суук-Су, скала у моря<…> На ней я решил построить замок искусств. Именно замок. Я говорил себе: были замки у королей и рыцарей, отчего не быть замку у артистов?..» [6]. Уже через несколько месяцев началось активное строительство моста с берега на скалу. Приехав в следующий раз в Крым, весной 1917 г., Ф. Шаляпин сам осматривал объект, однако революционные события в России не дали осуществиться мечте певца. Лето 1917 г., несмотря на политические перемены в стране, по традиции семья Шаляпиных провела в Крыму. Несмотря на смутное время, это лето и в судьбе Ф. Шаляпина, и в истории Крыма оставило неизгладимый след. «На севастопольском рейде, – писал В. Дмитриевский, – в ту пору стояло много военных кораблей, в том числе легендарный крейсер «Алмаз», известный своими революционными традициями» [7, с. 174].
Это обстоятельство натолкнуло известного театрального режиссёра В.И. Никулина на мысль о большом концерте силами военных моряков с сольным пением Ф. Шаляпина. Режиссёр, отдыхавший тогда в Севастополе, приехал на Южный берег к певцу с этой идеей и уговорил его [8, с. 120]. По задумке организаторов концерт планировался в благотворительных целях: «Сбор предназначен в пользу раненых на фронтах и жертв революции» [9, с. 174]. В течение двух недель Шаляпин сам объезжал военные корабли, собирая хор моряков для предстоящего концерта. Концерт состоялся на Приморском бульваре 11 июля 1917 г. В нём участвовало более трёхсот черноморцев. Шаляпин исполнил свои лучшие песни [10]. Зрителей на этот грандиозный концерт собралось бесчисленное множество. Казалось, что не только весь город, а всё Крымское побережье сосредоточилось на Приморском бульваре Севастополя.
В память об этом событии моряки подарили Шаляпину бескозырку и тельняшку» [8, с. 120]. Шаляпиным в это революционное лето был дан ещё один концерт в зале севастопольского городского театра: «Концерт прошёл с большим успехом. В конце концерта Шаляпин, желая «выжать» из местных богачей как можно больше на солдатские нужды, снял с руки золотое кольцо и объявил аукцион. Оно было продано за баснословную сумму…» [10]. Надо сказать, и на сегодняшний день расхожи мнения по поводу отношения Шаляпина к революции. И это не случайно.
Долгие годы многим не давал покоя факт эмиграции певца за границу. Однако летом 1917 г. в Форосе, беседуя с приятелем, Ф. Шаляпин говорил: «Ну вот, как думаете, надолго всё это? И когда кончат митинговать? За триста лет хотят наговориться<…> Вы не подумайте, что я против. Я в Петербургский совет приезжал, один из первых приехал, когда царя сбросили. На кой чёрт он нам нужен? Я сам себе царь.
Я, крестьянский сын, перед кем только шапку не ломал! Кому-кому, а мне этого не надо<…> Ну ладно. Сбросили – хорошо. Но порядка же нету! – Нету порядка! В Мариинском театре одни собрания, ничего знать не хотят, полный разброд! Спектакли идут чёрт знает как!.. Хватит! Пока не кончится, буду здесь жить. Одно плохо: скоро жара начнётся. Но осень здесь славная, к осени, я думаю, всё наладится» [8, с. 121]. На этом крымские страницы жизни Ф.И. Шаляпина заканчиваются. Ему не суждено было больше вернуться на так полюбившийся полуостров. Однако планы касательно строительства Замка искусств на Южном берегу в своё время
обязывали разместить в одном из местных банков достаточно серьёзные материальные средства, которые в свою очередь были экспроприированы «совдепом г. Ялты… в размере 148.536 рублей» [11]. Шаляпин, так много помогавший «делу революции», возмущённый этим фактом, обратился к Зиновьеву: «Товарищ Зиновьев, Совет солдатских и матросских депутатов Ялты снял с моего текущего счёта… около 200 000 рублей.
Не можете ли вы… похлопотать, чтобы мне вернули эти деньги ввиду продовольственного, денежного и даже трудового кризиса?» [12, с. 186]. Оставшись без ответа на свою устную просьбу, артист вынужден был обнародовать сложившуюся ситуацию и сделать публичное заявление в Петроградскую трудовую коммуну. «Я нахожу эту реквизицию, – писал Шаляпин, – несправедливой и оскорбляющей как моё достоинство артиста, так и достоинство власти. Деньги, взятые у меня, я нажил не путем эксплуатации чужого труда, а путём упорной работы, тяжесть которой едва ли понятна людям, не знакомым с её условиями; я нажил эти деньги тратой моего таланта, силами моего духа…» [13]. Ф.И. Шаляпин со своей семьёй до 1922 г. жил в Москве.
Он по-прежнему выступал, давал благотворительные концерты, много ездил. Но что-то оборвалось внутри певца, с чем-то он никак не мог смириться. 29 июня 1922 г. он даёт бесплатный дневной концерт в Большом зале филармонии для питерских рабочих. Как потом оказалось, это был его последний концерт в России. Вечером этого же дня великий русский певец Ф.И. Шаляпин «…отплывает из Петрограда за границу на лечение, отдых и гастроли на германском пассажирском пароходе «Обербюргермейстер Гакен» [14, с. 173]. Умер Ф.И. Шаляпин 12 апреля 1938 г. в Париже. Был похоронен на кладбище Батиньоль.
На его могиле начертана эпитафия: «Здесь покоится великий сын земли русской, Фёдор Иванович Шаляпин». В 1984 г. его сын Фёдор Шаляпин-младший добился перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище [15, стб. 273]. В заключение данного материала хочется привести слова близкого друга и соратника Шаляпина М. Горького: «Такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силён, красив, талантлив русский народ! Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь терния и теснины жизни, чтобы гордо встать в ряд с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России!» [16].
Список источников и литературы
1. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни: Повести / Сост., вступ. статья, коммент. Е. Дмитриевской, В. Дмитриевского. – М.: Кн. палата, 1990. – 464 с.: ил. – (Попул. б-ка).
2. Фёдор Иванович Шаляпин. Т.
3. Статьи и высказывания. Приложения. Москва: Искусство, 1979. – 392 с. 3. Староскольцев К. Гениальный сын земли русской // Крымская правда №37 (17852), 13 февраля 1983 (К 110-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина). – 3 стр.
4. Ирина Шаляпина «Скала Шаляпина» // Курортная газета, №122 (3218), 20 июня 1954. – 3 стр.
5. Григорий Пятков. Замок искусств // Крымская газета №97 (1203), 29 мая 1997. – 3 стр.
6. Богданова Н. Скала Шаляпина (Экскурсия для читателей) // Крымская газета №8, 20 октября 1992. – 2 стр.
7. Дмитриевский В. Великий артист. 1873. Документальная повесть о жизни и творчестве Ф.И. Шаляпина. 1973. Издательство «Музыка», Ленинград. отделение, 1973. – 216 с.
8. Никулин Л. Фёдор Шаляпин. Очерк жизни и творчества. М.: Гос. издательство «Искусство», 1954. – 192 с.
9. Федотов Н. На добрую память земляку… (К 120-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина) // Крымские известия, №28 (287), 12 февраля, 1993. – 4 стр.
10. Марета А. Матрос Фёдор Шаляпин прибыл! (Малоизвестная севастопольская страничка биографии знаменитого певца) // Слава Севастополя №43 (18754), 11 марта 1992. – 3 стр.
11. Москва. Жизнь и песня // Курортный Крым №93 (13788), 18 мая 1991. – 3 стр.
12. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. В/о «Союзтеатр» СТД СССР. М.: Гл. редакция театральной литературы. 1990. – 318 с.
13. Фёдор Иванович Шаляпин. Т. 1. Литературное наследие. Письма. М.: Искусство, 1976. – 675 с. 14. Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина: В 2-х кн. Кн. 2/ Сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. – Л.: Музыка, 1985. – 312 с.
15. Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю.В. Келдыш. Т. 6. ХЕЙНУЕ – ЯШУГИН. М.: Из-во «Сов. энциклопедия», 1982. – 1002 стб. 16. Пермяков В. Шаляпин и Чехов (к 90-летию со дня рождения великого русского артиста) // Курортная газета №31 (5440), 13 февраля 1964. – 4 стр.
Шендрикова С.П. (г. Симферополь)
Другие новости и статьи
« Влияние современных фильмов-сказок на зрительскую аудиторию
Нашествие Наполеона обошлось России в копеечку »
Запись создана: Суббота, 13 Апрель 2019 в 13:40 и находится в рубриках Гражданская война, Первая мировая война, Современность.
метки: 1917, Шаляпин, искусство, революция
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика