Ф.И. Шаляпин и революция (по материалам крымской периодики)

oboznik.ru - Ф.И. Шаляпин и революция (по материалам крымской периодики)

oboznik.ru - Ф.И. Шаляпин и революция (по материалам крымской периодики)

Аннотация. В данной научной публикации на основе массива крымской периодики и краеведческой литературы дан анализ одному из переломных периодов в судьбе великого русского оперного певца Фёдора Ивановича Шаляпина на фоне революционных перемен в России.

Ключевые слова: Шаляпин, творчество, сцена, «Замок искусств», благотворительность, репертуар, революция, безвластие.

Фёдор Иванович Шаляпин – великий артист русской оперы конца ХIX – первой половины ХХ в., первый, кому удалось соединить вокальное и драматическое искусство на оперной сцене воедино. Первый из деятелей искусств, удостоенный звания народного артиста в молодой и новой России (1918). С 1896 г. Ф. Шаляпин жил в Москве и работал в Солодовниковском театре [1, c. 137]. Там артист познакомился с С. Рахманиновым. Их творческий союз укрепила первая гастрольная поездка в Крым, которая состоялась в сентябре 1898 г. [2, c. 302]. Следующая поездка певца на полуостров состоялась в начале ХХ в. На сей раз Шаляпин, уже известный по всей России оперный певец, любимец публики, в Крыму побывал с частным визитом у своих друзей. 7 апреля 1902 г. он приехал в гости к А.М. Горькому на дачу «Нюра» в Нижний Мисхор [3]. Очередная поездка Ф.И. Шаляпина в Крым выпала на курортный сезон 1916 г. История, которая имела место в жизни Ф. Шаляпина летом 1916 г., в период, когда он со своей семьёй отдыхал в Гурзуфе в имении «Суук-Су» («Орлиное гнездо»), оставила о себе «живой памятник природы» – скалу Шаляпина.

И сегодня, проезжая мимо этого места, бойкие экскурсоводы рассказывают об этом в разных интерпретациях. Мы же поведаем эту историю из первых уст. «Лето 1916 года, – рассказывает дочь певца, Ирина Шаляпина, – мы всей семьёй проводили в Крыму, на даче<…> «Орлиное гнездо» в имении «Суук-Су» [4]. Имением «Суук-Су» на тот момент владела молодая вдова московского купца Ольга Михайловна Соловьёва, большая поклонница таланта певца и подруга жены. Гостя в имении, Шаляпин восхищался гурзуфской бухтой, особенно ему нравились виды с возвышений над морем. «Шаляпин от этой чудо-природы приходил в неописуемый восторг» [5]. Одна из ночных прогулок Шаляпина, его родных и близких по южному берегу обернулась незабываемым концертом.

После этого импровизированного ночного концерта Шаляпин обратился к хозяйке имения с просьбой о продаже скалы: «Есть в Крыму, в Суук-Су, скала у моря<…> На ней я решил построить замок искусств. Именно замок. Я говорил себе: были замки у королей и рыцарей, отчего не быть замку у артистов?..» [6]. Уже через несколько месяцев началось активное строительство моста с берега на скалу. Приехав в следующий раз в Крым, весной 1917 г., Ф. Шаляпин сам осматривал объект, однако революционные события в России не дали осуществиться мечте певца. Лето 1917 г., несмотря на политические перемены в стране, по традиции семья Шаляпиных провела в Крыму. Несмотря на смутное время, это лето и в судьбе Ф. Шаляпина, и в истории Крыма оставило неизгладимый след. «На севастопольском рейде, – писал В. Дмитриевский, – в ту пору стояло много военных кораблей, в том числе легендарный крейсер «Алмаз», известный своими революционными традициями» [7, с. 174].

Это обстоятельство натолкнуло известного театрального режиссёра В.И. Никулина на мысль о большом концерте силами военных моряков с сольным пением Ф. Шаляпина. Режиссёр, отдыхавший тогда в Севастополе, приехал на Южный берег к певцу с этой идеей и уговорил его [8, с. 120]. По задумке организаторов концерт планировался в благотворительных целях: «Сбор предназначен в пользу раненых на фронтах и жертв революции» [9, с. 174]. В течение двух недель Шаляпин сам объезжал военные корабли, собирая хор моряков для предстоящего концерта. Концерт состоялся на Приморском бульваре 11 июля 1917 г. В нём участвовало более трёхсот черноморцев. Шаляпин исполнил свои лучшие песни [10]. Зрителей на этот грандиозный концерт собралось бесчисленное множество. Казалось, что не только весь город, а всё Крымское побережье сосредоточилось на Приморском бульваре Севастополя.

В память об этом событии моряки подарили Шаляпину бескозырку и тельняшку» [8, с. 120]. Шаляпиным в это революционное лето был дан ещё один концерт в зале севастопольского городского театра: «Концерт прошёл с большим успехом. В конце концерта Шаляпин, желая «выжать» из местных богачей как можно больше на солдатские нужды, снял с руки золотое кольцо и объявил аукцион. Оно было продано за баснословную сумму…» [10]. Надо сказать, и на сегодняшний день расхожи мнения по поводу отношения Шаляпина к революции. И это не случайно.

Долгие годы многим не давал покоя факт эмиграции певца за границу. Однако летом 1917 г. в Форосе, беседуя с приятелем, Ф. Шаляпин говорил: «Ну вот, как думаете, надолго всё это? И когда кончат митинговать? За триста лет хотят наговориться<…> Вы не подумайте, что я против. Я в Петербургский совет приезжал, один из первых приехал, когда царя сбросили. На кой чёрт он нам нужен? Я сам себе царь.

Я, крестьянский сын, перед кем только шапку не ломал! Кому-кому, а мне этого не надо<…> Ну ладно. Сбросили – хорошо. Но порядка же нету! – Нету порядка! В Мариинском театре одни собрания, ничего знать не хотят, полный разброд! Спектакли идут чёрт знает как!.. Хватит! Пока не кончится, буду здесь жить. Одно плохо: скоро жара начнётся. Но осень здесь славная, к осени, я думаю, всё наладится» [8, с. 121]. На этом крымские страницы жизни Ф.И. Шаляпина заканчиваются. Ему не суждено было больше вернуться на так полюбившийся полуостров. Однако планы касательно строительства Замка искусств на Южном берегу в своё время

обязывали разместить в одном из местных банков достаточно серьёзные материальные средства, которые в свою очередь были экспроприированы «совдепом г. Ялты… в размере 148.536 рублей» [11]. Шаляпин, так много помогавший «делу революции», возмущённый этим фактом, обратился к Зиновьеву: «Товарищ Зиновьев, Совет солдатских и матросских депутатов Ялты снял с моего текущего счёта… около 200 000 рублей.

Не можете ли вы… похлопотать, чтобы мне вернули эти деньги ввиду продовольственного, денежного и даже трудового кризиса?» [12, с. 186]. Оставшись без ответа на свою устную просьбу, артист вынужден был обнародовать сложившуюся ситуацию и сделать публичное заявление в Петроградскую трудовую коммуну. «Я нахожу эту реквизицию, – писал Шаляпин, – несправедливой и оскорбляющей как моё достоинство артиста, так и достоинство власти. Деньги, взятые у меня, я нажил не путем эксплуатации чужого труда, а путём упорной работы, тяжесть которой едва ли понятна людям, не знакомым с её условиями; я нажил эти деньги тратой моего таланта, силами моего духа…» [13]. Ф.И. Шаляпин со своей семьёй до 1922 г. жил в Москве.

Он по-прежнему выступал, давал благотворительные концерты, много ездил. Но что-то оборвалось внутри певца, с чем-то он никак не мог смириться. 29 июня 1922 г. он даёт бесплатный дневной концерт в Большом зале филармонии для питерских рабочих. Как потом оказалось, это был его последний концерт в России. Вечером этого же дня великий русский певец Ф.И. Шаляпин «…отплывает из Петрограда за границу на лечение, отдых и гастроли на германском пассажирском пароходе «Обербюргермейстер Гакен» [14, с. 173]. Умер Ф.И. Шаляпин 12 апреля 1938 г. в Париже. Был похоронен на кладбище Батиньоль.

На его могиле начертана эпитафия: «Здесь покоится великий сын земли русской, Фёдор Иванович Шаляпин». В 1984 г. его сын Фёдор Шаляпин-младший добился перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище [15, стб. 273]. В заключение данного материала хочется привести слова близкого друга и соратника Шаляпина М. Горького: «Такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силён, красив, талантлив русский народ! Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь терния и теснины жизни, чтобы гордо встать в ряд с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России!» [16].

Список источников и литературы

1. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни: Повести / Сост., вступ. статья, коммент. Е. Дмитриевской, В. Дмитриевского. – М.: Кн. палата, 1990. – 464 с.: ил. – (Попул. б-ка).

2. Фёдор Иванович Шаляпин. Т.

3. Статьи и высказывания. Приложения. Москва: Искусство, 1979. – 392 с. 3. Староскольцев К. Гениальный сын земли русской // Крымская правда №37 (17852), 13 февраля 1983 (К 110-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина). – 3 стр.

4. Ирина Шаляпина «Скала Шаляпина» // Курортная газета, №122 (3218), 20 июня 1954. – 3 стр.

5. Григорий Пятков. Замок искусств // Крымская газета №97 (1203), 29 мая 1997. – 3 стр.

6. Богданова Н. Скала Шаляпина (Экскурсия для читателей) // Крымская газета №8, 20 октября 1992. – 2 стр.

7. Дмитриевский В. Великий артист. 1873. Документальная повесть о жизни и творчестве Ф.И. Шаляпина. 1973. Издательство «Музыка», Ленинград. отделение, 1973. – 216 с.

8. Никулин Л. Фёдор Шаляпин. Очерк жизни и творчества. М.: Гос. издательство «Искусство», 1954. – 192 с.

9. Федотов Н. На добрую память земляку… (К 120-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина) // Крымские известия, №28 (287), 12 февраля, 1993. – 4 стр.

10. Марета А. Матрос Фёдор Шаляпин прибыл! (Малоизвестная севастопольская страничка биографии знаменитого певца) // Слава Севастополя №43 (18754), 11 марта 1992. – 3 стр.

11. Москва. Жизнь и песня // Курортный Крым №93 (13788), 18 мая 1991. – 3 стр.

12. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. В/о «Союзтеатр» СТД СССР. М.: Гл. редакция театральной литературы. 1990. – 318 с.

13. Фёдор Иванович Шаляпин. Т. 1. Литературное наследие. Письма. М.: Искусство, 1976. – 675 с. 14. Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина: В 2-х кн. Кн. 2/ Сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. – Л.: Музыка, 1985. – 312 с.

15. Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю.В. Келдыш. Т. 6. ХЕЙНУЕ – ЯШУГИН. М.: Из-во «Сов. энциклопедия», 1982. – 1002 стб. 16. Пермяков В. Шаляпин и Чехов (к 90-летию со дня рождения великого русского артиста) // Курортная газета №31 (5440), 13 февраля 1964. – 4 стр.

Шендрикова С.П. (г. Симферополь)

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: , , ,

Запись создана: Среда, 9 Август 2017 в 5:01 и находится в рубриках Гражданская война, Первая мировая война, Современность. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.