23 Сентябрь 2018

Размышления Н.О. Лосского о России и революции

oboznik.ru - Те ли вопросы решало Временное правительство после февраля 2017 г.

oboznik.ru - Те ли вопросы решало Временное правительство после февраля 2017 г.

Аннотация. В докладе рассматриваются взгляды известного русского философа – представителя послеоктябрьского зарубежья Н.О. Лосского, касающиеся видения исторической судьбы России, её будущего, осмысления природы русской революции.

Ключевые слова: эмиграция, Россия, русская философия, революция, персонализм, ценность.

Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965) – один из известнейших русских философов ХХ века. В историю отечественной философии он вошёл как крупнейший гносеолог и создатель последовательной философской системы. Идея всепроникающего мирового единства стала для Н.О. Лосского руководящей мыслью и привела мыслителя в гносеологии к интуитивизму (основы которого изложены в работе «Обоснование интуитивизма»), в метафизике – к органическому мировоззрению (основы изложены в сочинении «Мир как органическое целое»).

Согласно иерархическому персонализму Н.О. Лосского каждый народ есть социальная личность. Личность имеет определённую структуру: индивидуальную нормальную идею, вложенную Богом, конкретно-идеальное ядро личности – носителя творческой мощи, эмпирический характер личности и его проявления (поступки). Каждая личность обладает свободой и поэтому может следовать этой идее (в ней заложено идеальное назначение этой личности) или нет. Изначально эта идея заложена в подсознании личности и может проявляться как сознательно, так и бессознательно.

В своих работах «Ценность и бытие» и «Условия абсолютного добра» Н.О. Лосский разрабатывает онтологическую теорию ценностей, смысл которой состоит в том, что ценности не составляют особого царства, отдельного от бытия. Всё принадлежащее к составу мира имеет ценностной характер, все ценности объективны и общезначимы. Сверхценностью является Бог, а основой всего мира ценностей является Царство Божие. Абсолютные ценности не могут быть доказаны, т.к. они усматриваются непосредственно, через интуицию, духовное озарение. Тема России и локализуется у Лосского преимущественно в области этики и философии ценностей, т.к. цель жизни России и её народа обнаруживается в искании абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием. Царство Божие является одновременно и целью существования, и абсолютной ценностью. Лосский полагает, что существуют два основных пути развития: прогресс – правильный путь восхождения к Богу; и регресс – отпадение от Бога, сатанинский путь. Но благодаря свободе всегда сохраняется возможность изменения траектории движения и возвращения на правильный путь. По мнению философа, в истории человечества нет линейного прогресса, т.к. прогресс или регресс – это «свободно развивающаяся личная история каждого существа». В работе «Характер русского народа» Лосский прослеживает «личную историю» России через образ жизни ее народа, описывает достоинства и недостатки русского характера, а в работе «История русской философии» даёт оценку мыслительной деятельности представителей этого народа. «Конкретно-идеальное я» русского народа, его субстанциальная сущность – это религиозность и способность к высоким формам опыта, которые проявляются как в характере жизни русского народа, так и в русской мысли.

Например, православная религиозность тесно связана с мистическим религиозным опытом и пользуется любовью русского народа, т.к. «в нём осуществляется переживание близости к Богу». Также у русского народа высоко развит и нравственный опыт. Русский человек обладает особенно чутким различием добра и зла. Лосский отмечает способность русского народа к эстетическому опыту и к чуткому восприятию чужих душевных состояний. Русский народ поражает многосторонностью своих способностей. Ему присуща наблюдательность, теоретический и практический ум, творческая переимчивость, изобретательность, тонкое восприятие красоты и связанная с нею артистичность. Религиозность русского человека тесно связана с исканием абсолютного добра и побуждает задумываться о смысле жизни. Не только образованные люди, но и простой народ постоянно обсуждает вопросы, лежащие в основе мировоззрения (вопросы о Боге, смерти, смысле жизни и т.п.). В результате этого, полагает Лосский, обнаруживается способность русского народа к умозрению – интеллектуальной интуиции. Если духовно-душевный уровень жизни русского народа очень высок, то материальная сторона жизни русского народа находится на низком уровне развития. Эмпирический характер русского человека не выработан, он не стоит как направляющий и ограничивающий фактор над поступками русского человека. Изучая различные стороны жизни русского народа, прослеживая «личную историю» России, Лосский приходит к мысли, что русский народ является носителем великих духовных и истинных ценностей. К сожалению, пишет русский философ, революция 1917 года прервала здоровое развитие духовной жизни в России, а безбожный и бесчеловечный советский режим олицетворяет собой сатанинское зло. Он заменил абсолютные ценности относительными и поставил Россию на путь регресса. Совершив добровольное богоотступничество, русский народ изменил своей идее, он отошёл от Бога и встал на сатанинский путь, тем не менее она (идея) имманентно всё равно присутствует в человеке и поэтому даже революционеры ищут (правда, бессознательно) абсолютного добра. Что же необходимо для того, чтобы встать на правильный путь? Благодаря свободе душа может очиститься глубоким раскаянием, закалить волю, сформировать характер. Русский человек должен в своей жизни ориентироваться на абсолютные ценности, которые усматриваются непосредственно, духовным озарением. Реализовать свою нормальную идею русский народ может только при помощи любви – к Богу и ближнему.

Интуиция – созерцание чужого бытия в подлиннике. Благодаря этому интимному проникновению во внешний мир возможна любовь к чужому индивидуальному бытию и к абсолютным ценностям. Любовь кратчайшим путём ведёт к конкретному единосущию, которое осуществимо лишь в Царстве Божием. Таким образом, Лосский выделяет в духовном облике России: цель её существования (жизнь в Царстве Божием), субстанциональную основу (религиозность и способность к интуиции) и путь к реализации идеального назначения России (любовь). Миссия России – соборное единение различных народов, которое предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур. Вообще, следует особо отметить, что Лосский не так много внимания уделял в своих работах социально-философской, правовой проблематике. Несмотря на то что годы его жизни, проведённые в России до периода эмиграции, сопрягаются с радикальными преобразованиями в стране, Лосский в отличие от многих своих современников практически не занимается политической и общественной деятельностью за редким исключением. В 1905 году в жизни Лосского наступает период общественной активности, его избирают председателем «Союза приват-доцентов, лаборантов и ассистентов». В это же время Лосский вступает в конституционно-демократическую партию и является её членом вплоть до роспуска. На 1917 год приходится ещё один небольшой период его активности. Л. Чемберлен в своей книге «The Philosophy Steamer», посвящённой высылке из России значительной части русской интеллигенции в 1922 году и их дальнейшей судьбе, основанной на дневниках, письмах и воспоминаниях, особое внимание уделяет и Н.О. Лосскому и его семье.

Автор отмечает, что Лосский, преодолев свою неприязнь к политической деятельности, не мог остаться в стороне от происходящих событий и написал манифест для партии кадетов для предвыборной кампании в 1917 году в Петрограде, а Кизеветтер сделал то же самое в Москве [1, с. 39]. Что касается работ, написанных в это время, то следует назвать брошюру-манифест «Чего хочет партия народной свободы?» (1917), статью «О социализме» в журнале «Вестник партии народной свободы». В этих работах философ отстаивает принципы демократии и правового государства, не принимает радикализм (и правый и левый), культурный нигилизм. Н. О. Лосский в своих статьях более позднего периода («В защиту демократии», «Индустриализм, коммунизм и утрата личности», «Какой идеал противопоставить коммунизму?», «Органическое строение общества и демократия» и ряде других) подвергает резкой критике социализм и коммунизм, отмечая, что режим в СССР – это не коммунизм, а «рабовладельческий государственный капитализм», «тоталитарное полицейское государство».

Социальная справедливость может быть достигнута без той ломки общественной жизни, которая требуется социализмом. Отправным документом в деле построения общественного строя для Н. Лосского является «Всеобщая декларация прав человека», которая гарантирует человеку ряд прав: свободу мысли, совести и религии (§18), свободу мнения, выражения его и информации (§ 19), свободу мирных собраний и ассоциаций и т. д. Реализовать эти права в действительной жизни – крайне сложная и трудная задача. Лосский задаёт вопрос: какой тип государственного строя и какая социально-экономическая система наиболее благоприятна для решения этой задачи? Русский философ возлагает надежду на демократию, «разумея под этим словом выраженное в §21 Декларации право участия каждого гражданина в управлении своей страны посредством представителей, свободно избранных путём всеобщего, равного и тайного голосования» [2, с. 259]. Для того чтобы формальная демократия стала истинной демократией, необходимо политическое воспитание народа. К высоко культурным демократиям Лосский относит Великобританию, США, Францию, Швецию и некоторые другие страны, которые развиваются в направлении строя, который философ обозначает как «государство благоденствия» (Welfare State), где каждый член общества будет защищён от нищеты и получит все средства для удовлетворения своих духовных потребностей и духовного развития.

Экономическая сторона такого строя будет опираться на систему всеобщего страхования, разработанную лордом Бевериджем – английским социальным реформатором (сама модель «Welfare State» восходит к Бисмарку, создавшему систему всеобщего страхования, лорд Беверидж стал известен всему миру после доклада, сделанного в 1942 году, в котором были определены основные направления развития социальной политики в послевоенной Европе. В своих исследованиях он представил теоретические основы современного социального государства). К идее «государства благоденствия» Лосский также обращается в статье «Welfare State versus communism» и в послании к молодёжи в России, помещённом в сборнике «Старые – молодым» (1960).

План Бевериджа может быть осуществлён в стране постепенно, без революционных потрясений и с сохранением всех свобод. Таким может быть путь будущей России.

Список источников и литературы 1. Lesley Chamberlain The Philosophy Steamer. Lenin and the Exile of the Intelligentsia. London. Atlantic Books. 2007. – 414 p. 2. Лосский Н.О. Какой идеал противопоставить коммунизму? // Новый журнал. Кн. XXXVII. – 1954. – №37. – С. 257–265.

Сердюкова Е.В. (г. Ростов-на-Дону)

Другие новости и статьи

« Михаил Михайлович Сперанский

Ясаки – боевые опознавательные кличи царского войска XV–XVII веков »

Запись создана: Воскресенье, 23 Сентябрь 2018 в 20:07 и находится в рубриках Современность.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика