Формирование 2-й дивизии народного ополчения и ожидания ополченцев
Воинам Московских дивизий народного ополчения посвящается
ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ ОПОЛЧЕНЦА 2-Й ДИВИЗИИ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ МОСКВЫ – ВЗГЛЯД ОЧЕВИДЦА-УЧАСТНИКА: Июль – сентябрь 1941 года или (Письма из ополчения: Москва-Вязьма, июль-сентябрь 1941) [1*]
См. также:
1. О боевом пути 2-й дивизии народного ополчения из писем очевидца
Как теперь нам известно, в ночь на 2-е июля 1941 года ЦК ВКП(б) предложил местным партийным организациям возглавить создание народного ополчения, и в тот же день Военный Совет Московского военного округа принял «Постановление о добровольной мобилизации жителей Москвы и области в народное ополчение». Переводя мобилизацию на общегосударственный уровень, 4 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял Постановление № ГКО-10сс «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения».
Жители Москвы откликнулись на призыв создания ополченских дивизий повсеместной и массовой записью в ополчение. Автор пишет, что «идут все». Скорее всего, это был патриотический порыв наиболее активной и эмоционально настроенной части, элиты московского общества, примеров которому не счесть. Однако никаких документов, ввиду их секретности, об условиях ополчения записавшимся не показывали, власти ограничивались устными заверениями и призывами, да всюду ходили разные слухи…
«…Во-первых, не волнуйся и не отчаивайся. Как мы с тобой договорились, возьми себя в руки ради наших ребят. Ничего страшного не случилось. Идут все». (Здесь и далее выделения в тексте писем сделаны авторами доклада. В скобках после текста цитаты приведена дата написания письма). «Никуда пока, да и потом не отправят, т.к. ополчение специально будет по защите Москвы, а до нее еще далеко. Помни, что все сейчас в таком положении, поэтому нет никаких причин терять голову. Не пугай Юрку, что, дескать, папу взяли. Скажи, что, как и все, папа пошел учиться в казармы и, главное, при нем старайся не плакать, да и вообще заранее не оплакивай меня, т.к. все еще так неясно, да и сам я не пропаду, куда-нибудь устроюсь. Не отчаивайся, все будет благополучно». (06 июля 1941 года).
«…Был на работе сегодня, все являемся. Расчета не дают, говорят, что зарплата будет идти полностью…»
«…Узнал, что месяца 1,5 ополчение будет находиться в Москве в школах, а там будут рассылать по Моск. области для охраны мостов, заводов и пр. Так что далеко не уеду…»
«…Я ухожу совсем спокоен, единственное, что беспокоит, это то, что ты возомнишь, что отправили на фронт и растеряешься… Буду каждые 3 дня писать Вам, чтобы не скучали… Люба! Если любишь меня и детей, не нужно падать духом, имей в виду, все в таком же положении. Мишку Лисицына уже отправили из Москвы, остальные все в ополчении. Поверь мне, легче будет, если ты себя не будешь расстраивать». (07 июля).
«…Нахожусь в 445-й школе по Мееровскому проезду» (от Семеновского кладбища по Измайловскому шоссе первый переулок направо) «… Зачислен во взвод снабжения… Не волнуйся, т.к. страшного ничего нет. Как только будет возможность вырваться, приеду в деревню». (08 июля).
В это время его жена с двумя детьми жила «на даче», в доме довольно крепкого крестьянина Воронина в селе Кузьминское вблизи станции Барыбино на 57 км Московско-Донбасской (ныне Курской железной дороги Павелецкого направления). По воспоминаниям старшего сына [6], за время пребывания семьи в этом доме хозяин ничего из продуктов ей не продал, копил запасы для себя…
«…Находимся в одном полку из Треста (н/конторы) человек 20, в том числе Летанин, б.главбух Кирсановского завода, Вася Шерстиев (шофер) и пр. Кроме того, из ЦБС Главшерсти юрист и другие работники тоже здесь. С фабрики «Освобожденный Труд» здесь много, помощник директора как раз у нас во взводе снабжения командиром. Кроме него, один плановик … также знакомый в нашем взводе. Так что своего народу много. …очень много таких людей, которые больны и непривычны к такой жизни, поэтому им куда труднее, чем мне …»
«…Если ты получила зарплату, я думаю, что на прожитие хватит, особенно не экономь, пока зарплата будет идти полностью…» (11 июля).
«… хорошо, что командир нашего взвода и еще 2 каптера – ребята с Освобожденного труда, где помещается наша контора, приняли в свою компанию и поэтому будет не так трудно с ними. … Сотни тысяч семейств сейчас в таком же положении и нужно как-то мириться с этим, и ведь не вечность же я здесь буду, обучат ополчение и распустят». (13 июля).
У автора писем было два малолетних сына, и он оставлял их и неработающую жену практически без средств существования. Единственным или главным оправданием этому поступку может служить вера ополченцев в выполнение властями устного обещания (по слухам) выплачивать полную заработную плату по месту работы их семьям. (По Постановлению № ГКО-10сс от 4 июля 1941 года, хотя само Постановление, имевшее гриф «совершенно секретно», конечно, тогда не публиковалось, а стало доступным только в наше время.) Потому и обходились устными, ничем документально не подкреплёнными и передаваемыми из уст в уста по партийной линии, обещаниями.
Медальоны З.А. Эйдельштейна
и В.А. Меликова
Второй момент оптимизма будущих ополченцев заключался в ожидании посильного выполнения предстоящих работ по строительству укреплений и охране объектов в Подмосковье:
«… Узнал, что месяца 1,5 ополчение будет находиться в Москве в школах, а там будут рассылать по Моск. области для охраны мостов, заводов и пр. Так что далеко не уеду…»
И, пожалуй, все ополченцы или многие из них не предполагали отправки на фронт в действующую армию, считая, что ополчение обучат и распустят: «…ведь не вечность же я здесь буду, обучат ополчение и распустят» (13 июля). А в результате были в дальнейшем шокированы невыполнением властями этих обещаний: «Нас обманули…Мы отправляемся на фронт» [8] - сквозит сожаление во многих воспоминаниях выживших ополченцев.
Почему же так внезапно, спустя всего полторы недели после начала войны, встал вопрос о привлечении именно массового ополчения в Действующую армию, в частности, для защиты Москвы? Этот вопрос неотделимый от вопросов формирования и, в конечном счёте, судьбы Московского ополчения, более подробно рассмотрен в другом докладе, представленном на конференции [9].
Примечания:
[1*] По материалам доклада авторов, представленного на Научно-практическую конференцию «На последнем рубеже», посвящённую 75-летию Московской битвы. Москва, Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова, 10 декабря 2016 года. С.67-94.
[6] Меликов Ю.В., Меликов И.В. Проблески памяти о военном детстве. // URL: http://parad-msk.ru/ probleski-pamyati-o-voennom-detstve/
[8] Маркин А.С. Рассказы о пушечном мясе. I. Ополчение 1941 года. // URL: http://www.pavlovskyposad.ru/ p_ article_ canonmeat.htm
[9] Меликов И.В. Морально-этические и военно-профессиональные аспекты формирования московских дивизий народного ополчения в июле 1941 года // “НА ПОСЛЕДНЕМ РУБЕЖЕ”. Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию Московской битвы. - Москва, 2017. - С.51-66.
См. далее:
3. Хронология движения 2-й дивизии народного ополчения, подробности службы и солдатского бытия
Меликов Игорь Владимирович*, Меликов Никита Сергеевич**, специально для oboznik.ru
Об авторах:
* Меликов И.В. - сын ополченца 1284 полка 2-й Дивизии народного ополчения Сталинского района Москвы Меликова Владимира Александровича, павшего без вести в боях под Вязьмой в октябре 1941 года.
** Меликов Н.С. - правнук ополченца 1284 полка 2-й Дивизии народного ополчения Сталинского района Москвы Меликова Владимира Александровича, павшего без вести в боях под Вязьмой в октябре 1941 года.
Другие новости и статьи
« О боевом пути 2-й дивизии народного ополчения из писем очевидца
В 2017 году обеспечено жильем более 85 тысяч военнослужащих »
Запись создана: Четверг, 17 Август 2017 в 19:30 и находится в рубриках Вторая мировая война, О патриотизме в России, Современность.
метки: И.В.Меликов, дно, ополчение, ополченцы, память, народное ополчение, патриотизм, хозвзвод
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика