13 Октябрь 2019

Массмедиа в современной России и их влияние на общество

#СМИ#журналистика#общество

Аннотация. Прошедшие по всей России весной 26 марта 2017 года акции сторонников оппозиционера Алексея Навального выявили недостатки в системе противодействия информационным атакам против государства. Часть молодого поколения, по всей видимости, не доверяет официальным СМИ. И в этом есть вина различных сил, включая и самих журналистов.

Ключевые слова: СМИ, журналистика, пропаганда, информационные угрозы.

Средства массовой информации, особенно в регионах, всё больше подвергаются поляризации. С одной стороны расслоения оказываются провластные официозные СМИ, с другой – либерально-ориентированные. При этом первые нередко показывают отсутствие контакта с реальной «повесткой» в обществе, давая свою «картинку». Вторые же, наоборот, всячески стремятся поймать сигналы о запросах общества и устраивают гонку за высокими рейтингами. Как было отмечено, это касается прежде всего регионов, поскольку федеральные масс-медиа оказываются более мобильны, стремясь учитывать интересы аудитории, но при этом донося и месседжи власти. Впрочем, и информационная политика федеральных ТВканалов вызывает вопросы. Особенно если речь идёт о так называемых «независимых». Возьмём «Каникулы в Мексике» – ТВшоу канала MTV, в котором девочек учили, что за каникулы нужно «переспать» хотя бы с шестью разными мальчиками, и тогда они будут успешными.

Это что, психически естественная для девочки модель поведения? Или же всё-таки вирус маргинального извращения, запускаемый через симпатичных героинь шоу? Про известный всем «Дом-2» на ТНТ мы просто умолчим… А вот пример уже политический от региональных СМИ: в Краснодарском крае в преддверии акций протеста сторонников Навального два «независимых» интернет-портала выдали анонимные высказывания школьников, которые презрительно говорили о власти, выражали протест государственной системе. При этом никаких данных о том, сколько всего было опрошено школьников и какой в итоге процент от общего числа молодёжи могут занимать ребята с такими воззрениями, никто, конечно, не потрудился дать. Можно было просто обозначить в статье, что, например, авторы не имеют данных социологических опросов, насколько такие взгляды распространены. Не были поданы и реплики ребят с другим отношением. В итоге, по сути, материал превратился в пропаганду протеста. Конечно, найдутся те, кто скажет, что современные СМИ показывают жизнь такой, «какая она есть, без прикрас».

Но, на наш взгляд, эта точка зрения внушённая. Давайте присмотримся к тому, чем «накачивают» людей. С помощью применения эффективных технологий в нашу культуру запущены противоестественные для неё информационные вирусы, которые люди начинают воспринимать как чтото «естественное», как «правду жизни». Причина такой «эффективности» масс-медиа – в коллективном бессознательном: большинству людей невозможно представить, чтобы всё общество было не право. Раз оно смотрит всякую дрянь «по телику», то значит, это уже и не дрянь вовсе, а «правда жизни». А если молодёжь в статье наповал говорит о своём недовольстве властью, то значит, таковы «суровые реалии».

Именно на это и делается расчёт. Однако, если те же СМИ будут показывать, причём так же со вкусом, красиво и, главное, регулярно, как люди делают естественные для здоровой души поступки: помогают другим, преодолевают противоречия на пути к гармоничной семейной жизни, творчески общаются со своими детьми, объединяются в общественные инициативы и т.д., то же самое коллективное бессознательное поможет миллионам людей пробудиться к нормальной, а затем и осознанной жизни. Как говорится, одну колючку вытаскивают другой колючкой. Главное – подавать это интересно.

То, что нравственные и политические спекуляции получают высокие рейтинги от миллионов наших соотечественников, ставших типичными потребителями по своему поведению, и даёт сверхприбыли владельцам СМИ на разжигании человеческой порочности, требует реакции от власти и общества. Потребительское мышление – это зависимое наркотическое состояние психики, когда людям уже трудно что-то изменить, даже когда они желают этого. Их совесть вроде бы и с Богом, но вкус жизни – уже в лёгких деньгах и удовольствиях.

Они не могут сами пробудиться к здоровой жизни, без вмешательства со стороны. Другой вариант информационного вируса – это негативные слова-клише в СМИ. Даже религиозные деятели не брезгуют использовать этот вирус (например, клише «секта») в адрес иных религий. Во многих случаях люди используют негативные ярлыки, будучи уверенными в своих благих намерениях, но по факту их действия порождают болезнь отчуждения в обществе, нежелание понимать других людей, кто они на самом деле.

Подсознательная реакция человека на любой односторонний негатив (без открытого, честного и уважительного диалога) такова, что происходит перенос негатива в форме тонкого недоверия (апатии) на всё окружающее. То есть каждое негативное чувство (неважно к кому), которое человек пропустил в своё сознание, является трещиной в его общественно-биологическом восприятии. Заповедь «не судите да не судимы будете!» дана ведь именно на эту тему. Негативные клише расчленяют любую общность, но есть и другие – позитивные клише, которые используются для пробуждения в людях безотчётной веры в какие-то «обломки» от общества (на этом принципе построена реклама). Позитивными клише создаются кумиры и «бренды».

Одно из предназначений духовной культуры взаимоотношений – обучать людей способности видеть позитивные и негативные установки, нацеленные на подсознательное восприятие, и либо игнорировать их, либо проверять (если тема важная). Но не запускать слепо в свою душу. Пространство отношений настолько засорено информационной «пальбой» со всех сторон, что без хорошей «антивирусной программы» в разуме просто не обойтись… Не хочется пугать ранимых демократов, но в обществе придётся перекрыть канал оболванивания населения с помощью общественной цензуры.

И никакое это не «нарушение прав человека», напротив, это исполнение главной обязанности перед человеком, ведь до тех пор, пока человек духовно не самоактуализирован, он просто не способен прочно держаться в стороне от информационной помойки. Обратите внимание, что даже в США, на которые часть либералов смотрит как на идеал демократии (хотя сейчас может это число уменьшилось с приходом к власти Трампа), даже там ещё в период Великой депрессии для противодействия разложению общества был принят Кодекс Хейса. В нём, например, запрещалось показывать обнажённую грудь, поверженную законность, употребление алкоголя, наркотиков, табака и прочее. Позже, правда, кинокомпании отказались от него, но своё дело в подъёме общественного сознания и экономики Кодекс сыграл.

Однако, чтобы не ударяться в другую крайность – идейную автократию, уполномоченные обществом заниматься цензурой должны выходить на личные отношения с журналистами, владельцами СМИ, деятелями культуры и науки, чтобы не действовать с позиции «всезнающих и заранее правых», а так, чтобы творческие люди чувствовали свою востребованность в деле духовного возрождения общества. Самым талантливым художникам, писателям и музыкантам вряд ли нужно будет вообще что-то менять: обычно люди такого уровня и так не склонны изображать что-то низменное. И создавать неформальные площадки нужно не только на федеральном уровне, но и прежде всего в регионах, где, к сожалению, чиновники зачастую весьма забюрократизированы.

В предыдущем сборнике Адлерских чтений нами была представлена классификация из 5 парадигм. Вернее, их следовало бы назвать социокодами. Эти коды влияния – определённые подсознательные вкусы, модели счастья. Идентифицировать комбинацию своих социокодов, не говоря уже о том, чтобы изменить её, невозможно без соприкосновения с живыми носителями иных вкусов. Эти коды-вкусы являются пищей разума, т.е. они формируют наши познавательные возможности. Поэтому для понимания духовных тем имеет большое значение соприкосновение с динамичной эмоциональной энергией духовных людей во взаимоотношениях с ними и в их творчестве. Искусство является носителем познания первого типа, формируя Ребёнка в каждом из нас. Ребёнок – это индивидуалист, сосредоточенный на своих желаниях, но либо восторженный, открывающий мир и возможности своей актуализации в нём, либо вздорный и жестокий.

В первом случае индивидуалистический код находится под влиянием сверхсоциального, а во втором – социопатического начала. В целом для применения этого знания на практике следует учиться различать комбинации хотя бы трёх кодов: основного, образующего мотивацию человека, дополнительного, определяющего его внешний статус, и третьего, задающего тенденции развития.

Например, дополнительный код может быть биосоциальным (семейный человек), основной – индивидуалистическим (вздорный характер, потребительство в отношениях), но при этом если человек начинает общаться с носителями идейно-религиозного кода, то в характере его постепенно появляется потребность в бескорыстии. Правда, если этот код не связан со сверхсоциальным, то возникнет другая проблема – фанатизм. Когда знание подменяется информацией (представлениями), то человеческий ум просто обретает новые ярлыки: «этот маргинал, тот – семейный, а этот – идейный» и т.п. Истинное же знание позволяет видеть, какие силы действуют на людей, и помочь себе и другим идти по пути пробуждения духа. Вот эти последние пояснения имеют важную роль в налаживании контакта с творческими личностями, которые и создают, наполняют СМИ современной России.

Костылев А.Н. (г. Краснодар)

Другие новости и статьи

« Некоторые теоретические положения о закономерности Великой Октябрьской революции

Трансформации российского общественного сознания: 1917–2017 »

Запись создана: Воскресенье, 13 Октябрь 2019 в 0:29 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика