Роль средств массовой информации в устранении проблем национальной безопасности



Роль средств массовой информации в устранении проблем национальной безопасности

oboznik.ru - Медийное поле России и возрастание роли учебных СМИ
#СМИ#безопасность#общнство

Аннотация. Средства массовой информации являются одним из самых сильных инструментов влияния на психику людей, формирования мировоззрения в современном мире, оказывают воздействие на политическое сознание и поведение населения. Ключевые слова: СМИ, национальная безопасность, защита информации, информационная безопасность.

Средства массовой информации являются одним из самых сильных инструментов влияния на психику людей, формирования мировоззрения в современном мире, оказывают воздействие на политическое сознание и поведение населения. Они могут стать эффективным инструментом в осуществлении национальной безопасности, равно как в случае противоправного использования способствовать причинению ей ущерба.

Часть 4 ст. 29 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Верно отмечается И.Л. Бачило, Т.А. Поляковой: информационная безопасность осознаётся как социально значимая проблема по мере развития самого общества, смены технологической основы связи, передачи и использования информации [1, с. 66]. «В системе безопасности информационная безопасность есть важная часть международной и государственной (национальной) безопасности» [1, с. 67].

Пункт 30 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации подчёркивает, что система обеспечения информационной безопасности является частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Деятельность средств массовой информации регулируется Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-I «О средствах массовой информации», Стратегией развития информационного общества в РФ» (утверждена Президентом от 7 февраля 2008 г. №Пр-212), Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011– 2020 годы)», Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Указом Президента РФ от 22 мая 2015 г. №260 «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации», Указом Президента РФ от 17 марта 2008 г. №351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. №646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», иными нормативными актами. Вопросам национальной безопасности посвящены Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности», Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. №590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. №940 «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами – участниками Содружества Независимых Государств» и т.д.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Под распространением продукции средств массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудиоили видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения. Ст. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусматривает запрет цензуры.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, также не допускается.

Важное значение и влияние СМИ на людей опосредованно зафиксировано в ст. 4 названного закона, содержащей запрет использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. В статье 59 Закона РФ «О средствах массовой информации» определяется, что злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, влечёт уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Среди прочих целей Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года называется обеспечение высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан. В докладе Генеральной Ассамблеи ООН от 16 мая 2011 г. доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет отнесён к базовым (или неотъемлемым) правам человека, ограничение доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и распространения информации признано нарушением базовых прав человека. Таким образом, актуальность избранной темы не вызывает сомнений.

В целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Согласно которой под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.

Подпункт «в» п. 2 Доктрины угрозой информационной безопасности Российской Федерации называет совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере. Информационная безопасность Российской Федерации – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства.

Указанная Доктрина установила, что различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряжённости, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников.

Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры. Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий.

При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся всё изощрённее. Состояние информационной безопасности в области обороны страны характеризуется увеличением масштабов применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, в том числе для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных на подрыв суверенитета, политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации и её союзников и представляющих угрозу международному миру, глобальной и региональной безопасности.

Очень точно в Доктрине отражено, что состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности, а также низкой осведомлённостью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности.

При этом мероприятия по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры, включая её целостность, доступность и устойчивое функционирование, с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции зачастую не имеют комплексной основы. В целях обеспечения безопасности подключение информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, либо информации, обладателями которой являются государственные органы и которая содержит сведения, составляющие служебную тайну, к информационно-телекоммуникационным сетям, позволяющим осуществлять передачу информации через государственную границу Российской Федерации, в том числе к международной компьютерной сети Интернет, не допускается.

При необходимости возможно подключение только с использованием специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств. На это обращено внимание в Указе Президента РФ от 17 марта 2008 г. №351.

Порядок подключения к сети Интернет прописан в Указе Президента РФ от 22 мая 2015 г. №260 «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации». Согласно ст. 1360 ГК РФ Правительство Российской Федерации имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. Ст. 5 названного закона содержит виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» относит информационную продукцию, содержащую информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

В зависимости от достижения возраста (6, 12, 16 лет) закон корректирует виды информации для каждого возрастного периода, учитывая степень зрелости лиц, их способность адекватно оценивать полученную информацию. Согласно исследованиям В.И. Ролинского «в любой стране, через 10–15 лет после появления на экранах сцен с элементами насилия и агрессивного поведения, уровень преступности возрастает» [2, с. 114].

Психоаналитический подход, представленный З. Фрейдом, утверждает, что всё человеческое поведение происходит прямо или косвенно из Эроса, чья энергия (либидо) направлена на сохранение и воспроизведение жизни, агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов [3, с. 240] и Танатоса (инстинкта влечения к смерти, направленности энергии на прекращение жизни). Итак, влияние СМИ настолько велико, что игнорировать это недопустимо, а в некоторых случаях может привести к достаточно серьёзным последствиям.

Список источников и литературы 1. Бачило И.Л., Полякова Т.А. На пути к обеспечению информационной безопасности – проблема формирования государственной информационной политики и совершенствования законодательства // Государство и право. 2016. №3. С. 66–77. 2. Конев А.А., Муравьёв В.В. Преступность молодёжи и рецидив. – Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Изд-во «Питер», 2001.

Канашина О.А. (г. Самара)



Другие новости и статьи

« Унтер-офицерский состав Российской армии середины XIX — начала XX в.

Детская литература в постсоветской России »

Запись создана: Понедельник, 12 Август 2019 в 0:51 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы