Воздействие событий 1917 года на ситуацию в высшей школе

Аннотация. Доклад посвящён воздействию событий 1917 г. (с февраля по октябрь) на ситуацию в высшей школе. Рассматриваются меры по расширению сети учреждений высшего образования, реформированию вузов, особенности учебного процесса.
Ключевые слова: революция 1917 г., реформирование высшего образования, расширение вузовской сети, учебный процесс.
Февральская (или Мартовская, как её называли до перехода на григорианский календарь) революция была воспринята профессорами и студенчеством с воодушевлением. Это во многом объяснялось ситуацией последних лет. Поражения русской армии, ухудшение материального положения, личные, связанные с войной, трагедии постепенно усиливали оппозиционные настроения. Кадеты, чья популярность среди «учёного сословия» была очень велика, развернули активную антиправительственную деятельность. Депутаты от Академической курии составляли ядро оппозиции в Государственном совете.
«Демократические мечтания» учёных опирались на убеждение о неразрывности науки и демократии, о решающей роли науки в послевоенной России [1, c. 198]. Так или иначе, значительная их часть не мыслила будущее страны без либерализации режима. Столичные и провинциальные вузы в телеграммах Временному правительству и на собраниях выражали безоговорочную поддержку революции, оценивая её как эпохальное и долгожданное событие. Профессора ораторствовали на многочисленных митингах, особенно популярных весной 1917 г., выступали с публичными лекциями, писали брошюры, доказывавшие ценность произошедшей революции. Апеллируя к историческому опыту и актуальной политической ситуации, они формировали электоральные предпочтения населения. Пресса, выходившая в вузовских городах, была буквально наводнена профессорской публицистикой.
Среди тридцати семи человек, входивших во Временное правительство, был один академик, пять профессоров, два приват-доцента. 1917 год, несмотря на продолжавшуюся войну и бурные политические события, стал важным этапом в строительстве высшей школы. Активная работа в этом отношении велась и на местах, и в столице – в Министерстве народного просвещения, в Комиссии по реформе высшей школы при Временном правительстве. Работой последней руководил М.М. Новиков, профессор-зоолог, кадет, ранее возглавлявший Комиссию по народному образованию Четвёртой Думы. В основном осуществлялись проекты военных лет периода пребывания на посту министра народного просвещения графа П.Н. Игнатьева. 5 мая 1917 на заседании Временного правительства было принято представление Министерства народного просвещения об учреждении Тифлисского политехнического института, Донского (эвакуированного из Варшавы) и Пермского (вместо филиала Петроградского, открытого на случай необходимости эвакуации университета из столицы) университетов [2, c. 31]. В этом же году Томский и Саратовский университеты дополнились новыми факультетами и стали, таким образом, классическими. Столичные учёные охотнее, чем когда-либо ехали преподавать в провинциальные вузы. «В Петербурге становилось голодно, Саратов был родной город моей жены, там жили её родители – и хотя я совсем не склонен был при нормальных условиях покидать Петербург и уезжать в провинцию, но теперь я принял предложение», – вспоминал философ С.Л. Франк, ставший в 1917 г. деканом историко-филологического факультета Саратовского университета [3, c. 50]. Будущие классики исторической науки Б.Д. Греков и Г.В. Вернадский переехали в Пермь. Подготавливалось открытие новых университетов (Тифлисского, Иркутского, Таврического, Ташкентского (Туркестанского)).
Создание последнего готовили «всем миром». Министр народного просвещения С.С. Салазкин разослал письма директору Московских высших женских курсов С.А. Чаплыгину, Совету и ректору Московского университета М.А. Мензбиру с просьбой взять на себя организацию в Ташкенте физико-математического факультета, который должен был стать базой для будущих факультетов технических и сельскохозяйственных наук [4, д. 214, л. 2–2 об, 3–3 об.]. Таким образом, в новом университете планировались кроме обычных факультеты прикладных наук. В письме ректору Петроградского университета Э.Д. Гримму, вверенному ему вузу поручалась организация в Ташкенте историко-филологического факультета с расширенным изучением востоковедения [5, д. 214, л. 1]. В Министерство народного просвещения и Временное правительство поступало множество проектов реорганизации старых и создании новых учебных заведений. На волне обретения Украиной независимости были созданы Украинский народный университет (в 1918 г. преобразован в Украинский университет), новые кафедры в вузах. С самого начала сторонники независимости Украины выступали за украинизацию научных учреждений и вузов. Их оппоненты считали этот путь бесперспективным, угрожающим развитию культуры и в целом будущего Украины как неотъемлемой части России. В августе 1917 г. письма против насильственной украинизации «Южной Руси» направили в адрес Временного правительства советы вузов Киева – университета Св. Владимира, Духовной академии и политехнического института. В последнем Временное правительство призывалось к ведению «твёрдой и определённой, неколеблющейся политики в целях сохранения целости государства… и доведения страны до Учредительного собрания» [6, c. 84–86]. Перевода преподавания на украинский язык не произошло, но постановлением Временного правительства от 19 сентября в штатное расписание университета Св. Владимира с 1917/18 учебного года были введены четыре новые кафедры: на историко-филологическом факультете – украинской истории, украинского языка, украинской литературы, на юридическом факультете – истории западнорусского права [7, c. 153].
Бурные процессы в области вузовского строительства происходили в Грузии. В Тифлисе на базе Высших женских курсов подготавливалось открытие Кавказского университета с четырьмя факультетами: физико-математическим, медицинским, юридическим и историко-филологическим. На последнем предполагалось «расширенное изучение Кавказа и восточных стран» [8, д. 314, л. 21]. Одновременно, по инициативе возникшего весной 1917 г. Общества Грузинского свободного университета, велись подготовительные работы, связанные со строительством национальной высшей школы. Большую активность в этом отношении проявили востоковед, блестящий знаток грузинской истории И. Джавахишвили (переехавший из Петрограда в Тифлис), другие грузинские учёные, а также известный политик А. Чхенкели. В обсуждении вопроса на уровне Министерства народного просвещения участвовали как представители «заинтересованной стороны», так и ведущие российские востоковеды академики Н.Я. Марр (он был основным докладчиком на заседании 19 сентября), В.В. Бартольд, Н.И. Веселовский, «естественники» А.Е. Ферсман, С.А. Захаров и др. Грузинский университет виделся его идеологам как «высшее научно-учебное автономное учреждение», независимое «в сфере учёно-учебной, административной и внутренне-хозяйственной». Источником финансовых ресурсов объявлялось Общество Грузинского университета.
Сначала планировалась организация философского факультета с историко-филологическим, восточным и математическим отделениями, позже – юридического и медицинского. Предусматривался приём студентов и вольнослушателей обоего пола за плату. Профессора, лекторы и оставленные при университете для получения профессорского звания освобождались от воинской повинности, студенты получали отсрочку на основании российского закона. Лекции и практические занятия должны были вестись на грузинском языке [9, д. 314, л. 23]. Таким образом, университет становился центром грузинского образования и науки в России. По решению Временного правительства все вузы (и государственные, и частные) перешли в непосредственное подчинение министру народного просвещения. Расширился состав факультетских собраний и вузовских советов за счёт младших преподавателей и сотрудников, подтверждалась выборность ректоров и деканов. Было утверждено положение о порядке замещения вакантных должностей профессоров. Изменения
в университетском уставе исключили власть попечителя учебного округа. Пол, конфессиональная принадлежность, прежние наказания по политическим и религиозным основаниям теперь не являлись препятствием при приёме в вуз. Облегчился доступ к высшему образованию выпускникам училищ, учительских институтов.
Усилилась реформаторская активность вузовской профессуры. Это можно объяснить осознанием возможности влиять на ход событий, не дожидаясь директив «сверху». Например, инициатором реформы ветеринарного образования выступил Совет Варшавского (эвакуированного в Новочеркасск) ветеринарного института. На заседании Совета 5 апреля было принято послание в Харьковский, Казанский, Юрьевский ветеринарные институты об «изменениях, которые необходимо и желательно внести в существующий учёный, учебный и административный строй» вузов данного направления. Речь шла о единообразном плане преподавания, об условиях и порядке приёма студентов, о составе советов, об изъятии ветеринарных институтов из ведения попечителя учебного округа, о способах контроля за занятиями студентов, о пересмотре правил испытаний на степень магистра ветеринарных наук и ветврача, об улучшении материального положения профессоров, младших преподавателей, служащих, о переименовании ветеринарных институтов в академии, об издании научных журналов при институтах, об ускоренных выпусках ветврачей, о возвращении младших преподавателей, взятых по призыву в армию [10, д. 11, л. 3–3 об.]. Коллеги из Харькова и Юрьева поддержали данное обращение. Реформы в преподавании вызывали подчас неоднозначную реакцию профессоров. Например, в Донском университете было введено деление по специальностям; второстепенные обязательные курсы заменялись курсами по выбору. На деле студенты освобождались от некоторых курсов.
Переход с курсовой на предметную систему означал возможность для студентов самостоятельного приёма решения о сдаче того или иного предмета в течение шести лет. Многим членам Совета это представлялось логичным исходя из необходимости «трудовой повинности» студентов. Нежелание мириться с данными новшествами высказал известный математик профессор Д.Д. Мордухай-Болтовский, полагавший, что они нанесут ущерб преподаванию чистой математики, потакают требованиям студенческих организаций «ищущих царских путей для достижения диплома». По мнению учёного, срок пребывания студента в вузе должен быть менее 6 лет; необходимо выработать последовательность сдачи экзаменов, разработать обязательный минимум содержания образования [11, c. 68–69]. Повсеместно обсуждался новый формат взаимоотношений между преподавателями и студентами в деле регулирования учебного процесса.
Профессора, как правило, без энтузиазма относились к повышению правового статуса студентов. В столичных и региональных вузах на волне демократизации уволили профессоров, назначенных при министре Л.А. Кассо, а также подозревавшихся в сотрудничестве с охранкой, принадлежности к черносотенцам и пр. Не последнюю роль в этом играли студенческие организации [12, c. 48–49]. Вообще, ситуация в вузах вышла из привычной колеи. Аудитории пустели в связи с призывами студентов в армию, их банальным нежеланием посещать лекции и активным участием в политической жизни.
Студенты-провинциалы из петроградских и московских вузов не спешили возвращаться с летних каникул; учебный год начался в полупустых аудиториях. Не случайно в Донском политехническом институте в конце 1917 г. обсуждался вопрос о введении параллельных курсов для столичных студентов силами петроградских профессоров [13, д. 395, л. 1–10]. Профессора выступали с устными обращениями и открытыми письмами в прессе, призывая студентов вернуться в аудитории, не саботировать учебный процесс во имя революции. Наиболее обширный и жёсткий текст, изданный отдельной брошюрой, вышел из-под пера профессора Новороссийского университета историка И.А. Линниченко. Приведём некоторые его фрагменты: «Наша Русь самая праздная из всех европейских стран. Нигде меньше не работают, нигде меньше не сознают общекультурное, обще-необходимое значение работы, … наша Siesta продолжается чуть не полгода… Разрушать легко… Для создания необходим материал, труд, знания и талант… Я бы вас понял, если бы вы, видя страшную опасность извне нашему народу, нашему государству, пошли на фабрики работать на станках, пошли в лазареты…» [14, c. 7, 15, 18].
Подобные воззвания вряд ли могли существенно изменить ситуацию, однако они свидетельствовали о стремлении профессуры противостоять эскалации анархии.
Список источников и литературы 1. Колчинский Э.И. Академия наук и Первая мировая война // Наука, техника и общество России и Германии во время Первой мировой войны / под ред. Э.И. Колчинского, Д. Байрау, Ю.А. Лайус. – СПб.: Нестор-История, 2007. – С. 184–206. 2. Журналы заседаний Временного правительства. Март – октябрь 1917 г.: в 4 т. Т. 2: Май – июнь 1917 года. – М., 2002. – 511 с. 3. Франк С.Л. Русское мировоззрение. – СПб., 1996. – 736 с. 4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 226. 5. РГИА. Ф. 733. Оп. 226. 6. ALMA MATER. Університет св.Володимира напередодні та в добу української революції: Матеріали, документи, спогади: у 3 кн. Кн. 1: Університет св. Володимира між двома революціями. – Київ, 2000. – 697 с. 7. Журналы заседаний Временного правительства. Март – октябрь 1917 года: в 4 т. Т. 4: Сентябрь – октябрь 1917 года. – М., 2004. – 510 с. 8. РГИА. Ф. 733. Оп. 226. 9. Там же. 10. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 67. Оп. 2. 11. Пырков В.Е. Методическое наследие Д.Д. Мордухай-Болтовского и опыт его использования в современном математическом образовании: дис. … канд. пед. наук. – Ростов-н/Д, 2004. – 358 с. 12. Еремеева А.Н. «Находясь по условиям времени в провинции…»: практики выживания российских учёных в годы Гражданской войны. – Краснодар: Платонов И., 2017. – 208 с. 13. ГАРО. Ф. 42. Оп. 1. 14. Линниченко И.А. Открытое письмо студенчеству и молодёжи. – Одесса, 1917. – 24 с.
Еремеева А.Н. (г. Краснодар )
Другие новости и статьи
« «По дорогам войны – по следам отца»
Унтер-офицерский состав Российской армии середины XIX — начала XX в. »
Запись создана: Понедельник, 12 Август 2019 в 0:37 и находится в рубриках Современность.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика