Судьба 2-й дивизии народного ополчения в поэзии
Воинам Московских дивизий народного ополчения посвящается
ПОЭТИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ 2-Й ДИВИЗИИ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ СТАЛИНСКОГО РАЙОНА МОСКВЫ
Летом 1941 года, в начале июля для отражения агрессии на ближних подступах к столице были сформированы первые дивизии народного ополчения, в ряды которых по зову сердца вошли жители не только всех районов Москвы, но и подмосковных городов: Балашихи, Вереи, Орехово-Зуева, Петушков, Реутова и многих других городов и пригородных селений. В ополчение записывались и зрелые, повидавшие жизнь семейные мужчины и юные десятиклассники, заводские рабочие и сельские труженики, писатели, артисты, служащие. Нелёгкая выпала им всем доля, немногим удалось уцелеть в горниле трудных оборонительных боёв в Московской, Смоленской, Калининской и других областях, примыкавших к Подмосковью.
Память об ополченцах 1941 года сохраняется последующими поколениями, их потомками, родственниками, односельчанами, ветеранами боевых действий, поисковыми отрядами, местной администрацией и общественными организациями. Она выражается возведением больших мемориалов, городских скульптур и маленьких сельских памятников не вернувшимся с войны, организацией центральных и местных музеев, созданием посвящённых ополченцам произведений искусства, литературы, поэзии. Нечасто бывает так, что стихи не только затрагивают судьбу одной, отдельно взятой дивизии народного ополчения, но и всего ополченского движения жителей Москвы и Подмосковья.
Один из таких поэтических сборников [1] - «ПАМЯТЬ», небольшого объёма и тиража, вышел в Москве летом 2016 года, накануне памятной даты - 75-летия начала формирования дивизий народного ополчения Москвы 2-4 июля 1941 г.
Автор стихов Аркадий Эйдельштейн - сын пропавшего без вести в октябре (?) 1941 г. в боях под Вязьмой ополченца 1284 полка 2-й Стрелковой дивизии (до 26 сентября 1941 г. – 2-я Дивизия народного ополчения Сталинского района Москвы, 2-я дно) Эйдельштейна Зямы Ароновича.
З.А. Эйдельштейн родился в 1906 году. До войны он жил с женой Пуховицкой Галиной Лазаревной и только что родившимся сыном Аркадием в Сталинском районе Москвы на Первомайской улице в доме 13а в комнате 41 (впоследствии 3-я Парковая ул, 27) и работал на «Парижская коммуне» (видимо, артель, а не фабрика), расположенной в Сталинском районе Москвы.
В июле 1941 г. вместе с тысячами москвичей, жившими в Сталинском районе или работавших на предприятиях района, он по велению сердца записался в Народное ополчение и был зачислен во 2-ю Дивизию народного ополчения Сталинского района Москвы, во 2/5/1284 стрелковый полк.
В начале октября 1941 г. во время наступления фашистских войск (операция «Тайфун») 2-я сд, входившая в состав 32-й, а позднее 19-й Армии, занимала позиции в районе реки Вязьма, обороняя шоссе Москва-Минск и прилегающие к нему территории Вяземского района Смоленской области.
В то время большая часть наших войск попала в окружение и была вынуждена с боями прорываться на восток. На прорыв пошли и два полка (1282 и 1286) 2-й сд во главе с командиром дивизии генерал-майором Владимиром Романовичем Вашкевичем, которому вместе с частью бойцов дивизии удалось выйти из окружения. Как писал он впоследствии в своих воспоминаниях, «…1284-й стрелковый полк, оставленный на реке Вязьме для прикрытия прорыва 19-й Армии на восток, свою трудную задачу выполнил. Весь день 11 октября он огнем и контратаками отражал попытки крупных сил немецко-фашистских войск переправиться на восточный берег реки Вязьмы. Бойцы мужественно сражались, проявляли стойкость и героизм… Только небольшой части полка удалось выйти из окружения и присоединиться к своим войскам».
З.А. Эйдельштейна не было среди них. Как и многих других бойцов, убитых в этом бою, умерших от ран или взятых в плен и считавшихся пропавшими без вести.
Его сын Аркадий - один из старейших поисковиков-документалистов, который с 1980-х годов пытается не только выяснить судьбу своего отца, но и приоткрыть «тайну забвения» всей этой дивизии. Дивизии, которой по полной досталось от немцев в период проведения ими операции «Тайфун». Недаром на немецких картах Вяземского котла дивизия была отмечена не просто номером, а именем – Stalin. В полной мере потом досталось и от своих: дивизию расформировали, несмотря на выход из окружения довольно большого отряда во главе с комдивом генералом В.Р. Вашкевичем. Хотя с некоторыми другими дивизиями так не поступили.
А в последующие годы дивизию ждало полное забвение. В доступных архивах нет документов по формированию и боевому пути 2-й Дивизии народного ополчения.
Дивизию живьём похоронили.
Не разбирая виноватых или правых,
Судьбу решили «телефонным правом».
А бой ночной и ярую борьбу
Накрыли саваном забвения – «табу».
За ЧТО??? За то, что этими бойцами, в том числе, ополченцами, заткнули безысходный, даже не фронтовой, а государственный провал, и они своими жизнями практически спасали Москву? За то, что люди ушли от семей, в которых было и двое, и даже четверо (!) детей, обрекая их на голодное существование, а то и на смерть? За то, что ушли в ополчение с заводов, фабрик, из учреждений, территориально располагавшихся в Сталинском районе Москвы?
Стихи Аркадия Эйдельштейна именно об этой боли, они идут из кровоточащего до сих пор сыновьего сердца. Они написаны от имени всех пропавших без вести и погибших ополченцев летнего призыва 1941 года, в том числе воинов 2-й Дивизии народного ополчения и её 1284 полка.
Несколько лет уже в Москве работает Региональная ОБЩЕСТВЕННАЯ организация (РОО) содействия сохранению памяти воинов 2-й стрелковой дивизии Народного Ополчения Сталинского района Москвы [2] . В инициативную группу («штаб дивизии») входят дети, внуки и правнуки ополченцев. За это время было возвращено из забвения около 8000 (!) имён воинов 2-й дно.
Огромную практическую помощь в поиске останков бойцов и следов 1284 полка, в котором служил З.А. Эйдельштейн, оказывает поисковый отряд «Победа», г. Железнодорожный Московской области, командир Владимир Шульга. Этот отряд 6 мая 2016 года на месте последнего боя 1284 полка у деревни Бухоново (ныне не существующей) своими силами установил Памятный крест в память бойцов этого полка, а 10 сентября этого года разместил на кресте медальоны с фотографиями, в том числе Зямы Ароновича Эйдельштейна, и списки некоторых пропавших без вести бойцов 1284 полка и погибших здесь местных жителей.
В этой нелёгкой и скрупулёзнейшей поисковой работе неоценимую помощь поисковикам оказывает автор предлагаемых вниманию стихов благодаря своим энциклопедическим знаниям проблемы, накопленному за долгие годы поисков и исследований опыту, острой памяти. И неувядающему стремлению приоткрыть тайну 2-й дно, пролить свет на её рождение, жизнь, смерть, забвение и способствовать возрождению памяти о ней и её бойцах-ополченцах. Это представляется тем более ценным, если учесть, что он вынужден находиться на длительном лечении онкологической болезни за пределами своей родины, не порывая с ней и своими соратниками по работе – потомками бойцов 2-й дно связь благодаря имеющимся современным электронным средствам.
Впрочем, тема о деятельности РОО содействия сохранению памяти воинов 2-й стрелковой дивизии Народного Ополчения Сталинского района Москвы заслуживает отдельного серьёзного разговора, который тем более будет уместен в год 75-й годовщины со дня Вяземских событий, снятия осады Москвы и победоносного завершения Московской битвы. В чём свою трагическую, но и победоносную роль сыграли погибшие московские ополченцы, в том числе и воины 2-й Дивизии народного ополчения Сталинского района Москвы. Вечная память о них в наших сердцах.
В сентябре 2016 года благодаря финансовой помощи Ю.А. Гольдмана вышло второе издание сборника [3] , уже большим тиражом, что расширило круг его читателей. Сборник стихов был подарен и с благодарностью принят Центральным Музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Государственным музеем обороны Москвы, Краеведческими музеями подмосковных городов Балашихи, Железнодорожного, Щёлкова, Советом ветеранов и музеем Петушинского района Владимирской области, рядом библиотек Москвы и Подмосковья и газет Подмосковья, членами Поискового отряда «Победа» (г. Железнодорожный), потомками ополченцев 2-й Дивизии Народного ополчения, и просто любителями военной словесности, помнящими подвиг Московских ополченцев.
Безусловно, стихи, идущие от сердца сына ополченца к сердцу читателя, послужат патриотическому воспитанию подрастающего поколения россиян, которое должно знать историю своей страны в её самые тяжёлые и трагические моменты во имя сохранения памяти отцов, дедов, прадедов, отдавших жизнь за победу над фашизмом.
Ниже приводится несколько стихотворений А. Эйдельштейна, помещённых в названном сборнике.
Слово о 2-й ополченской
1
Я пуповиною прирос к военной теме
И возвращаюсь к ней из разу в раз.
Подчас «Последние известия» и «Время»
Воспринимаю как «В последний час».
Мальчонка, я не мог «ковать победу».
Моя война – салюты над Москвой.
Да ложка с рыбьим жиром за обедом:
«За папу!» Он - на фронте. Он – герой.
В предания уходит 45-й.
А мне покоя не даёт война.
Безвестно павшего не воскресить солдата.
Но должно всех назвать по именам.
Посмертной выше нет награды для солдата,
Чем пядь земли с фамилией и датой.
2
Постичь пытаюсь горький 41-й
И Сталинской дивизии судьбу.
Хочу развеять домыслы и скверны,
Предать огласке гнусное табу.
Дивизия московских ополченцев
Пошла, как в песне, в свой последний бой.
И не одно свинцом пробито сердце
У Вязьмы по-над Бебрею-рекой.
Партийцем каждый был по убежденьям:
На подвиг – как на труд, без лишних слов.
Приказано прорвать удавку окруженья –
Они прорвали, всем смертям назло.
В цепи бойцов, пошедших на прорыв,
Взяв в руки автомат, шагал комдив.
3
В успех ли не поверили атаки,
С изъяном был ли изначальный план –
Но атакующих не поддержали с флангов.
За ними вновь защёлкнулся капкан.
Так окруженье стало катастрофой.
Изодран в клочья фронт советских армий.
А ополченцам выпала Голгофа:
За неудачи отвечает крайний.
За то, что пала тень на имя полу-Бога,
С дивизией расправились жестоко.
Что было воинству фон Бока не по силам,
В Москве политиканы совершили:
Дивизию живьём похоронили.
Не разбирая виноватых или правых,
Судьбу решили «телефонным правом».
А бой ночной и ярую борьбу
Накрыли саваном забвения – «табу».
Жонглируя, постыдно номерами,
Другим и имя отдали, и знамя.
А сталинцев – в небытие
И в Не-су-щест-во-ванье.
Читай тех лет партийные анналы –
Дивизии такой, считай, не создавали.
Так, фактам вопреки, без совести зазрения
Чиновное возобладало мнение.
А след героев, смертью смерть поправших,
Искать приходится в полках не воевавших.
Не обрету покоя и в гробу:
Из Книги Памяти сочится яд «табу».
Моим врагам такую бы судьбу.
Пояс Славы
Жизнь – это поле, нива, жито.
Смерть собирает дань на поле битвы.
Но место, где в сражении кровавом,
Сумело войско уберечь державу,
В народе называют Полем Славы.
На запад от Москвы не поле – Пояс Славы.
И бой под Вязьмою вошел в него по праву.
…Суровая година – 41-й.
Фронт Западный в кольце,
В тиски зажат Резервный.
Бушует на Смоленщине «Тайфун»,
Нацеливая стрелы на Москву.
Уже моторы прогревают танки,
Горючим под обрез заполнив баки:
У Вязьмы изготовился к броску
Тевтонский рыцарь, крестоносный Функ.
И Сталин Лукину радиограмму мечет:
«Москву оборонять и некому, и нечем.
Спешите выводить войска из окруженья
На поле Бородинского сраженья».
К востоку от Днепра полки пошли немедля,
С проклятою ордой сошлись на речке Бебре.
И смертным боем били супостата,
Как в старину дружина Коловрата.
Свинцом кормила щедро иноземцев
Дивизия народных ополченцев.
А там, где угощенья не хватало,
Врага в своей крови топила алой.
Под Богородицким так окропила травы,
Что Бел-ручей с тех пор течет Кровавым.
Цейтнотом обернулся блиц врагу.
И, сколько бы не ярился «Тайфун»,
Увяз у Вязьмы на неделю Функ.
Сердец бронею заслонив Москву,
Погибло ополчение, но уже
Встал Жуков на Можайском рубеже.
От Яхромы и Крюкова до Нары
То в пояс травы, то гранит и мрамор.
Пролег по сердцу шрамом.
См. стихи далее:
1. Память земли
2. Хожденье в 41-й год
3. Поминовение
4. Кто я
Примечания:
[1] Эйдельштейн А.З. Память. Стихи. М., 2016. 27 с.
[2] «Штаб» РОО находится по адресу: 105318, Москва, ул. Благуша, дом 6, стр.1. Тел.(495) 366-0874. Отв. Блинков Евгений Александрович
[3] Эйдельштейн А.З. Память. Стихи. Изд.2-е. М., 2016. 28 с.
И.В. Меликов - ветеран труда, сын ополченца 1284 сп 2 дно г. Москвы. oboznik.ru
Другие новости и статьи
« Июль и август 1941 года 2-й дивизии народного ополчения
Некоторые теоретические положения о закономерности Великой Октябрьской революции »
Запись создана: Воскресенье, 13 Октябрь 2019 в 0:14 и находится в рубриках Вторая мировая война, О патриотизме в России, Современность.
метки: И.В.Меликов, дно, ополчение, ополченцы, память, поэзия, народное ополчение, патриотизм, стихи
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика