8 Январь 2019

Государственная идеология как фактор национальной безопасности России

oboznik.ru - Что такое идеология
#идеология#государство#стабильность#общество#безопасность

Аннотация. В статье отражено авторское видение на целесообразность утверждения государственной идеологии как системного интегратора общественных отношений, обеспечивающего этносоциальную стабильность, сохранение и развитие государства.

Ключевые слова: государство, идеология, единство, патриотизм, развитие.

Что такое идеология?

В условиях исключения России и русского мира из истории, её положения между «холодной» и «горячей» войнами, дискредитации и неприятия со стороны внешних недругов общенациональных ценностей народов Отечества, вербовки российской молодёжи под флаги иных идеологий, позволительно ли ставить под сомнение целесообразность определения государственной (национальной) идеологии и позиции, противодействующих унижению и уничтожению Отечества? Или мы дважды наступаем на грабли, как и сто лет назад, когда к погрязшим в полемике о судьбах России политиков пришёл и поставил точку «матрос Железняк», только в настоящее время это может быть миротворческий контингент НАТО.

В настоящее время налицо расхождения между запросами общества на общенациональное единство и государственную идеологию, определяющую право на земное бытие русской

(российской) цивилизации и эквилибристикой дефинициями интеллигенции, жонглирующей четверть века понятиями: «этнос», «народность», «народ» (малый и малочисленный), «нация» (политическая или полиэтническая).

Сегодня, на наш взгляд, деструкция и динамика социально-политических событий опережает их научное толкование, хотя по определению идеология обязана опережать практику, но она, согласно 13 статье Конституции является «необязательной». В этой связи пассаж отдельных авторов о неготовности общества к общенациональному объединению выглядит неубедительно и бездоказательно. Скорее здесь не исключается игра по умолчанию внутренних националистических кланов с внешними «идеологами» фрагментации территорий Российской Федерации.

Социально-историческая практика тысячелетнего совместного проживания народов евроазиатского пространства объективирует проведение общегражданского референдума о дальнейшем укреплении и развитии национального единства, понимаемого как поликультурной, полиэтнической и поликонфессиональной духовной общности единой гражданской идентичности – российской нации. С той лишь разницей, чтобы его итоги не были попраны внешними и внутренними антирусскими, антигосударственными силами, как это было проделано 26 лет назад с волеизъявлением 70% населения Советского Союза, пожелавшего его сохранения. Было бы целесообразным для начала провести по данной проблеме всероссийский многопартийный референдум, итоги которого явились бы индикатором настроения граждан, представляющих спектр более полусотни партий Российской Федерации.

Как известно, стабильность общества и сохранение целостности государства во многом зависят от отношений власти и общества, в т.ч. оппозиции: системной и несистемной. В условиях информационной, культурно-исторической, психологической и в целом идеологической войн с участием внешних сил по захвату общественного сознания российского населения, особенно молодёжи, остро актуализируется её исход. В такой чрезвычайной социально-политической обстановке в первую очередь востребовано интеллектуальное оружие, способное мобилизовать ум, гражданские чувства, волю и дух соотечественников на защиту своей Родины.

Таким оружием является идеология российской государственности, имеющая свою многовековую историю, впитавшая в себя этнокультурные и религиозные традиции всего конгломерата народов евроазиатского пространства. Прежде чем определять стратегию и тактику взаимодействия общества и власти, научному сообществу предстоит расчистить методологическую площадку государственной, общенациональной идеологии, зашлакованную двойными стандартами либеральных постулатов со времён 90-х годов. К примеру, по «Новому Энциклопедическому словарю», изданному «Рипол Классик» 1, народ объединяет всё население определённой страны и приравнен к этнической общности. Здесь требуется уточнение.

Во-первых, всё население страны реально не может состоять из одной этнической общности, что безусловно ставит под сомнение его идентичность; во-вторых, в отличие от западных государств, имеющих название от титульной нации, историческая Россия развивалась не как этнотерритория, а как многонародная поликультурная общность, сущность которой понимается в триедином измерении: государственном, полиэтническом, поликонфессиональном и в целом общенациональном, цивилизационном.

Катализатором и фундаментом данного мегаобразования был и остаётся русский народ, русская культура. В-третьих, динамика строительства полиэтничной государственности объективно сопровождалась формированием общественного сознания, как сообщества людей российской гражданской идентичности. Таким образом, цивилизованное понимание гражданской общности в дискурсе российской нации позиционирует Россию мононациональным полиэтническим государством.

В этой связи требуют переосмысления многие термины понятийного аппарата в теории и практике нациестроительства, в политике, этносоциальных отношениях, повседневном обиходе. В частности, национальная политика в данном дискурсе индентифицируется с государственной политикой, межнациональные отношения приобретают смыслы межгосударственного взаимодействия, этнонационализм трансформируется в гражданский и государственный патриотизм. В общероссийском контексте утрачиваются или трансформируются понятия «коренная нация», «национальные» движения и партии, «национальное» возрождение народов России, «национальные» общности или группы. Было бы целесообразным, с научной и практической точек зрения, опираться в данном ключе на этнологическую и региональную основы.

Смыслосфера российской нации предполагает, на наш взгляд, полиэтническую и вместе с тем общегражданскую, социальнополитическую, культурно-историческую и духовно-нравственную общность ареала народов, формирующих евразийскую картину мира. Предполагаю, что ряд методологических подходов остаются дискуссиоными, что отражает в целом понятийный этап законотворческой работы в области государственной национальной политики. В целях обеспечения интеллектуальной безопасности нации научному сообществу предстоит осуществить ревизию следующих идеологем – либерального наследия 90-х годов.

Идеологема 1. Общечеловеческие ценности.

Раньше с них начинались и заканчивались уроки в школах, занятия в ссузах и вузах. Ещё прорабы перестройки навязали доверчивым народам Советского Союза восхождение к общечеловеческим ценностям, идентифицировав их с западными. В результате оказались растоптанными отечественная история и ценности, при том обстоятельстве, что в мировой критериальной школе западные ценности культа «мамоны» стоят в конце рейтинга.

Идеологема 2. Свобода и открытое общество.

Познанной необходимостью кроме свободы являются также стол, стулья, туалетные принадлежности, все плоды человеческого труда, в то время, когда сущностный смысл свободы подразумевает ответственность перед ближним. Русская идея есть общечеловеческая идея всечеловечности, всеединства, открытости русского народа, добротой своей души сплотившего вокруг себя другие народы. Открытое общество – это наше извечное состояние души добротворчества, а не иностранное изобретение.

Идеологема 3. Плюрализм и альтернатива.

Ловушка для обывателя. Европа объединилась, там утвердилась в основном 2–3-партийная система, действуют единые стандарты, а в нашей единой полиэтнической, многовековой общности развалили СССР и бывшее народное хозяйство; растворили единый социум полсотней партий с альтернативными программами, чтобы не смогли договориться; провели принудительную приватизацию госимущества, на основе которой взрастили олигархический клан, а несогласным выдали лукавую рекомендацию: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но я бы отдал жизнь за право выслушать его…»

Идеологема 4. Примирение и согласие.

По сценарию нового мирового порядка это и есть психотропная установка для согласия соотечественников с комплексом неполноценности, интеллектуальной и технологической периферией, сырьевым придатком, воспитанием зомби вместо формирования творческой личности, как это делала бывшая советская школа. Заокеанскими идеологами вкупе с доморощенными либералами нам дарованы формулы «спасения»: «народы России выживут в своём безмолвии», и ещё: «у русских свобода воли проявляется как воля к неволе». Идеологема 5. Денежная революция и денежная цивилизация. От классовой борьбы, классовой идеологии и её конца – по Хабермасу, Беллу и Шюцу, – к кассовой идеологии – своеобразной «мягкой силы», способной финансовыми расчётами решить любые проблемы, конфликты и войны: от глобальных до локальных.

Деньги, по мнению Аттали, не только инструмент купли-продажи, но и средство организации самого совершенного общественного устройства, позволяющего разрешить без насилия все катаклизмы, включая религиозные. Денежная цивилизация представляется спасительным духовным императивом современности по урегулированию межнациональных, межконфессиональных и межкультурных конфликтов в противовес взаимному уничтожению.

Примеры тому есть на разных континентах, где законодателями денежного решения проблем войны и мира выступают опять-таки Соединённые Штаты Америки. В этом интеллектуальном перевооружении важно опираться на критерии оценки истории и не забывать древний постулат: «Человек – мера всех вещей», превратившийся сегодня в противоположность. Экономизация и материализация жизни поставили человека в зависимость от экономики, а не наоборот. Вл. Соловьёв на первое место выдвинул антропологический критерий: «Нельзя оценивать историю её государственными, военными, технологическими, финансовыми и другими достижениями. Цель истории – обновлённый человек. Не человек для истории, а история для человека». Методологическим ключом к чувственному и рациональному постижению истории в дискурсе идентичности является, на наш взгляд, образное обобщение писателя Ю. Полякова: «Человек в своём развитии проходит несколько этапов: вначале только «я», затем – я и Россия, потом – Россия и я и, наконец, растворится в своём Отечестве» [2].

К организационному оружию, противостоящему кризису и санкциям, навязанным России извне, следует отнести действия законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, соответствующих социальных организаций, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предпринимательского и оборонного сообщества, адекватно и профессионально реагирующих на экономические санкции, информационно-психологическое и военное давление; ложные ценности, навязываемые культурно-образовательным заведениям по захвату неокрепшего сознания подрастающего поколения. Вопреки ожиданиям внешних и внутренних антироссийских сил кризис мобилизует и сплачивает народы страны, извлёкших пагубные уроки недавней истории.

Позвольте в этой связи предложить формулу самодостаточности: «укрепим Россию, армию и флот – сохраним ресурсы, сбережём народ!» В последнее время, особенно в год 70-летия окончания Второй мировой войны, в крае интенсивно наращивается общественный ресурс Победы по многим направлениям социальной деятельности. На патриотическую поверку стали сотни патриотических и военно-патриотических объединений, центров, клубов, поисковых отрядов, объединяющих тысячи детей, подростков, молодёжи. В авангарде этой работы идут новые крупные формирования, созданные в последние годы: региональное отделение Общероссийского народного фронта, Общественная палата Краснодарского края, народно-патриотическая организация «За веру, Кубань и Отечество!».

Они вместе с краевой организацией ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов провели в последнее время ряд массовых патриотических форумов, фестивалей, смотров, конкурсов, слётов, пробегов. Краевая организация общества «Знание» в течение 2014–2016 гг. провела конференции, посвящённые 100-летию со дня начала Первой и 70-летию окончания Второй мировой войн.

Организация «За веру, Кубань и Отечество!» в последние годы провела ряд крупномасштабных форумов, учредила ежегодные Кубанские патриотические чтения, реализовала гранты по межнациональным отношениям и в настоящее время проводит поисково-просветительскую экспедицию «Имя Кубани», посвящённую 80-летию образования края. Всё это стало возможным благодаря принятым законодательным и нормативным актам со стороны Законодательного Собрания и администрации Краснодарского края, деятельности краевого и муниципальных оргкомитетов «Победа», руководства глав городов и районов. Вершиной и масштабным духовнонравственным событием явилось шествие «Бессмертного полка» с портретами победителей.

Системная и многоуровневая совместная деятельность государственных, муниципальных органов и общественных объединений по гражданско-патриотическому воспитанию и образованию, единство народной воли и власти в ответ на экономическую и политическую изоляцию России со стороны ряда западных стран во главе с США, позволяют утверждать о нарастающем процессе формирования патриотической культуры народов России как социально-психологического императива и основы государственной идеологии. Данный вывод коррелируется с сущностным утверждением В.В. Путина: «Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепления русским культурным кодом» [3].

В российской истории патриотическая культура представляет собой целостную смыслосферу прошлого, настоящего и будущего полиэтничного народа, объединённого общностью исторической судьбы и гражданской позицией в ответ на внешние и внутренние вызовы Отечеству. Патриотическая культура – сплав почвенных чувств и идей, сфера формирования духа, катализатор поступка, качество гражданского мышления.

Это – духовно-культурное состояние, отражающее социальнопсихологическую идентичность человека и социума, единство этнического и общенационального сознания и самосознания, обусловленное местом обитания. Патриотическая культура объединяет и консолидирует людей в их созидательном социальноисторическом творчестве.

Таким образом, российская гражданская идентичность и патриотическая культура, взращенные тысячелетней общностью совместного проживания полиэтничного социума, его исторически сложившиеся традиции, нормы, ценности, смыслы и духовно-нравственные системы составляют единое целостное пространство мировоззрения народов евразийского ареала, определяющих основу российской государственной идеологии как системного интегратора взаимодействия власти и общества. И в конце позвольте изложить смыслоопределение: патриотизм – это гражданская идентичность в действии. А также умозаключение в дискурсе темы: беда России – с невыученными уроками истории браться за домашнее задание…

Список источников и литературы

1. Новый энциклопедический словарь. – М.: Рипол Классик, 2007. – С. 783.

2. Поляков Ю. – Литературная газета. – 2012 г., №28. 118 Проблемы национальной безопасности России:

3. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Российская газета, 23.01.2012

Денисов Н.Г. (г. Краснодар)

Другие новости и статьи

« Большое в малом

Конец истории или новый мировой порядок? Парадоксы теоретического объяснения глобальных социально-политических процессов »

Запись создана: Вторник, 8 Январь 2019 в 11:47 и находится в рубриках О патриотизме в России, Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика