Некоторые вопросы значений и функций идеологии



Некоторые вопросы значений и функций идеологии

oboznik.ru - Что такое идеология
#идеология#идея#политика

В статье предлагается анализ современных трактовок понятия «идеология», а также функций, которые она выполняет. В завершении статьи делается вывод о значение идеологии в современном обществе. Ключевые слова: идеология, система идей, общество, социальные функции, политика, государство.

Термин «идеология» и «идеологический» в современном обществе вновь приобретает определенное значение, поскольку в современных условиях информированности общества адекватное восприятие данного понятие не всегда присутствует. По-прежнему в массовом сознании термин «идеология» связан в основном с негативным первичным восприятием.

Идеология ассоциируется с догматизмом, пропагандистским упрощением и искажением действительности, как правило, в угоду чьему-либо корыстному интересу. Цель статьи разобраться в толковании понятия «идеология», какие функции она выполняет и какова ее роль в современном обществе. Термин «идеология» состоит из двух греческих корней: idea – понятие, образ и logos – слово, учение, мыль. В данном контексте – как науки об идеях – идеология изначально воспринималась философами. Принято считать, что первым это понятие использовал Антуан Дестют де Трасси, мыслитель времен Французской революции. В его представлении идеология – особая, ценностно-нейтральная, а значит, беспристрастная наука, изучающая природу и происхождение идей, взглядов и представлений людей.

Он надеялся, что со временем идеология займет в своде человеческих знаний такое же место, как биология или физика [1, с. 278]. В современной политологии есть немало дефиниций данного понятия. Так, польский политолог Ежи Вятр определяет идеологию как «относительно систематизированную совокупность взглядов, отличительной чертой которой является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы и в состав которой входят возникающие на основе исторического опыта и условий жизни данной группы идеи, отображающие и

оценивающие действительность, а также директивы к действиям, исходящими из этих идей» [2, с. 470]. Американский политолог Карл Фридрих давал следующее определение политической идеологии. «Политическая идеология – система верований, которая объясняет и оправдывает предпочитаемый данным обществом политический порядок (уже существующий или предполагающийся), а также предлагает стратегию (процессы, институциональные меры, программы) для его достижения. Это целостная система идей о политических средствах для сохранения или преобразования политического порядка… Это системы идей, связанные с действием.

Обычно они содержат программу и стратегию для их реализации вместе с главной функцией объединения организаций, выстраивающихся вокруг них… Это совокупность идей, которые относятся к существующему политическому и общественному строю и нацелены на то, чтобы изменить либо защитить его» [2, с. 471]. Таким образом, идеология – это система идейных смыслов, которая формируется в определенном обществе, закрепляется политически и определяет стратегию внутренней и внешней политики государства. На протяжении XIII-XX вв. века возникли различные идеологии (либерализм, консерватизм, социал-демократия, коммунизм и другие), которые формировались как ценностные ориентации для построения желаемого общества. Возникнув в трудах теоретиков- философов, они стали реализовываться в реальной жизни.

Однако уже в начале XIX века понятие идеология приобретает в обыденном сознании осуждающий оценочный смысл. Так, Наполеон презрительно называл «темными метафизиками» и «идеологами» либеральных интеллектуалов эпохи Просвещения. По мнению императора, их воззрения были совершенно оторваны от реальной жизни из-за того, что в своем взгляде на мир они руководствовались лишь надуманными умозрительными схемами. В наполеоновской Франции слово «идеология» воспринималось пренебрежительно, и такие негативные оценки слова распространялись по странам Европы, закрепившись за понятием на будущее [2, с. 460]. Несмотря на различные подходы к данной категории, политологи выделяют ряд важнейших социальных функций, которые выполняют политическая идеология. - Когнитивная (познавательная) функция. Несмотря на то, что идеология может рассматриваться как «ложное сознание», она предоставляет обществу возможности для ориентации в мире политики, как своего рода карта или схема.

Возможно, карта искажена. Но не случайно Ханна Арендт назвала идеологию «шестым чувством» [3, с. 205]. В любом случае, идеологии способствует самоидентификации людей и социальных групп в политическом пространстве. - Легитимизирующая (оправдывающая) функция указывает на то, что по природе своей идеология всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому режиму.

Если идеология критична (или находится в фазе социального критицизма), она обосновывает желаемые в будущем строй и порядок. Если она апологетична (т.е. консервативна по своей общественной функции), ее содержание сводится либо к оправданию статус-кво, либо к ностальгии по старому порядку. - Нормативная функция связана с двумя предшествующими. Идеология задает систему политических ориентаций, норм социального поведения, которые приняты в данной общественно-политической среде (обществе в целом, социальной или политической группе и т.п.). Тем самым идеология очерчивает и ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, действий. - Интегративная функция состоит в том, что в значительной мере на основе именно идеологической приверженности происходит реальная политическая социализация и объединение людей. - Мобилизационная функция по социальной важности едва ли не центральная у идеологии, поскольку как раз она способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей и лозунгов, побуждает их к политическим действиям.

Именно в мобилизационном смысле Дэниел Белл говорил об идеологии как о «переводе идей в социальное действие» [2, с. 472]. При всех своих отличиях разнообразные идеологии обладают рядом общих особенностей, относящихся к их происхождению, внутренней структуре и общественно- политической динамике. Вместе с тем, возникают новые идеологии. Они, как правило, складываются в условиях кризисов и в тех общественных слоях, которые либо активно отвергают господствующие порядки и идеи, либо ищут новые обоснования для их защиты. Например, социализм как идеология появился в качестве протеста против капиталистического общества [3, с.322].

Оформившиеся идеологии характеризуют целостность, систематичность и самодостаточность. Они выстраиваются на ряде базовых посылок или принципов, структурно выступающих в виде своеобразного внутреннего «ядра» идеологии, вокруг которого нарастает внешняя «оболочка» развивающая и конкретизирующая фундаментальные идеи. «Ядро» идеологии обычно абстрактно. Оно как раз и представляет собой «ложный образ» реальности, ее специфическим образом искаженную модель. Идеология склонна к абсолютизации и универсализации своих основополагающих принципов, которые якобы единственно «истинны» и общеприменимы. Но при этом идеология обладает большим эмоциональным и внушающим воздействием, ее сила – не в логике концептуальных схем и не в анализе эмпирических фактов, а в способности воодушевлять и убеждать.

Далее идеологиям неизбежно свойственны догматичность и ритуализация, то есть имеются свои «отцы-основатели» и «герои-мученики», «священные тексты» (манифесты, декларации, конституции) и «ритуалы» (символы, обращения, гимны, праздники). В силу присущего им догматизма идеологии сопротивляются внутренним переменам, однако все они так или иначе подвержены изменениям, которые происходят медленно и болезненно. Темпы и масштабы перемен в идеологии во многом зависят от степени открытости или закрытости ее внутреннего «ядра». Но все-таки в рамках каждой идеологической системы рано или поздно возникает конфликт между ортодоксами и реформаторами, исход которого – либо постепенная эволюция данной идеологии, либо ее вырождение [2, с. 474]. Как известно, в конце ХХ века идеология коммунизма почти полностью исчезла в связи с распадом СССР и социалистического лагеря. Это позволило говорить ученым-политологам о «конце истории». По мнению Фрэнсиса Фукуямы, автора понятия «конец истории», мировая история, рассматриваемая как продукт соперничающих идеологий, подошла к своему завершению, поскольку после крушения коммунизма концепция либеральной демократии утвердилась в качестве единственного принципа политической организации человеческого сообщества [2, с. 469].

С началом нового тысячелетия идеологии как таковые потеряли свое значение для государства как универсальный инструмент построения и развития общества, поскольку в процессе глобализации трудно сформировать идейные смыслы в рамках информационного общества. Более того в результате глобализации происходит ликвидация традиционных ценностей того или иного сообщества. Данный процесс вызывает протесты определенных социальных групп, которые видят в этом разрушение нравственных основ своих цивилизаций. Это нашло отражение в появлении концепции «столкновение цивилизаций», разработанной Сэмюэлем Хантингтоном. Он отмечает: «В то время как Запад пытается утвердить свои ценности и защитить свои интересы не-западные общества стоят перед выбором. Некоторые из них предпринимают попытки подражать Западу, присоединиться к нему и слиться с ним. Другие – конфуцианские и исламские – общества стремятся наращивать свою экономическую и военную мощь, чтобы противостоять Западу, создавая достойный противовес» [4, с. 25].

Подводя итог, отметим, что на современном этапе идеология сохраняет свое значение, поскольку является способом идентификации людей по принципу «свой» и «чужой» и рассматривается как неотъемлемая часть цивилизации «моего», «нашего» мира. Поэтому очень важно при определении дальнейшего пути развития общества, государству предложить такие идеи и смыслы, которые будут понятны, прежде всего, молодежи, и создать, такие экономические условия, где будет возможность их реализации на практике. Причем важно, чтобы предложенные идеи максимально совпадали с традиционными ценностями формируемые в семье, а также религией, и тогда общество сможет реализовать модель желаемого общества.

Литература

1. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов [Текст] / Р.Т. Мухаев. – М. : «Издательство ПРИОР», 2002. – 432 с. 2. Политология: учебник [Текст] / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с. 3. Политология: Хрестоматия [Текст] / Сост. Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е.Хренов. – СПб. : 2006. – 464 с. 4. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций [Текст] / (пер. с англ. Т. Велимеева). – М. : Издательство АСТ, 2016. – 640 с.

Кириенко В.Е., Гущин И.Н.



Другие новости и статьи

« Культурологические запросы российского общества: необходимость публикации архивных сведений

В чем смысл жизни »

Запись создана: Понедельник, 12 Август 2019 в 0:04 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы