12 Август 2019

Некоторые вопросы значений и функций идеологии

oboznik.ru - Что такое идеология
#идеология#идея#политика

В статье предлагается анализ современных трактовок понятия «идеология», а также функций, которые она выполняет. В завершении статьи делается вывод о значение идеологии в современном обществе. Ключевые слова: идеология, система идей, общество, социальные функции, политика, государство.

Термин «идеология» и «идеологический» в современном обществе вновь приобретает определенное значение, поскольку в современных условиях информированности общества адекватное восприятие данного понятие не всегда присутствует. По-прежнему в массовом сознании термин «идеология» связан в основном с негативным первичным восприятием.

Идеология ассоциируется с догматизмом, пропагандистским упрощением и искажением действительности, как правило, в угоду чьему-либо корыстному интересу. Цель статьи разобраться в толковании понятия «идеология», какие функции она выполняет и какова ее роль в современном обществе. Термин «идеология» состоит из двух греческих корней: idea – понятие, образ и logos – слово, учение, мыль. В данном контексте – как науки об идеях – идеология изначально воспринималась философами. Принято считать, что первым это понятие использовал Антуан Дестют де Трасси, мыслитель времен Французской революции. В его представлении идеология – особая, ценностно-нейтральная, а значит, беспристрастная наука, изучающая природу и происхождение идей, взглядов и представлений людей.

Он надеялся, что со временем идеология займет в своде человеческих знаний такое же место, как биология или физика [1, с. 278]. В современной политологии есть немало дефиниций данного понятия. Так, польский политолог Ежи Вятр определяет идеологию как «относительно систематизированную совокупность взглядов, отличительной чертой которой является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы и в состав которой входят возникающие на основе исторического опыта и условий жизни данной группы идеи, отображающие и

оценивающие действительность, а также директивы к действиям, исходящими из этих идей» [2, с. 470]. Американский политолог Карл Фридрих давал следующее определение политической идеологии. «Политическая идеология – система верований, которая объясняет и оправдывает предпочитаемый данным обществом политический порядок (уже существующий или предполагающийся), а также предлагает стратегию (процессы, институциональные меры, программы) для его достижения. Это целостная система идей о политических средствах для сохранения или преобразования политического порядка… Это системы идей, связанные с действием.

Обычно они содержат программу и стратегию для их реализации вместе с главной функцией объединения организаций, выстраивающихся вокруг них… Это совокупность идей, которые относятся к существующему политическому и общественному строю и нацелены на то, чтобы изменить либо защитить его» [2, с. 471]. Таким образом, идеология – это система идейных смыслов, которая формируется в определенном обществе, закрепляется политически и определяет стратегию внутренней и внешней политики государства. На протяжении XIII-XX вв. века возникли различные идеологии (либерализм, консерватизм, социал-демократия, коммунизм и другие), которые формировались как ценностные ориентации для построения желаемого общества. Возникнув в трудах теоретиков- философов, они стали реализовываться в реальной жизни.

Однако уже в начале XIX века понятие идеология приобретает в обыденном сознании осуждающий оценочный смысл. Так, Наполеон презрительно называл «темными метафизиками» и «идеологами» либеральных интеллектуалов эпохи Просвещения. По мнению императора, их воззрения были совершенно оторваны от реальной жизни из-за того, что в своем взгляде на мир они руководствовались лишь надуманными умозрительными схемами. В наполеоновской Франции слово «идеология» воспринималось пренебрежительно, и такие негативные оценки слова распространялись по странам Европы, закрепившись за понятием на будущее [2, с. 460]. Несмотря на различные подходы к данной категории, политологи выделяют ряд важнейших социальных функций, которые выполняют политическая идеология. - Когнитивная (познавательная) функция. Несмотря на то, что идеология может рассматриваться как «ложное сознание», она предоставляет обществу возможности для ориентации в мире политики, как своего рода карта или схема.

Возможно, карта искажена. Но не случайно Ханна Арендт назвала идеологию «шестым чувством» [3, с. 205]. В любом случае, идеологии способствует самоидентификации людей и социальных групп в политическом пространстве. - Легитимизирующая (оправдывающая) функция указывает на то, что по природе своей идеология всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому режиму.

Если идеология критична (или находится в фазе социального критицизма), она обосновывает желаемые в будущем строй и порядок. Если она апологетична (т.е. консервативна по своей общественной функции), ее содержание сводится либо к оправданию статус-кво, либо к ностальгии по старому порядку. - Нормативная функция связана с двумя предшествующими. Идеология задает систему политических ориентаций, норм социального поведения, которые приняты в данной общественно-политической среде (обществе в целом, социальной или политической группе и т.п.). Тем самым идеология очерчивает и ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, действий. - Интегративная функция состоит в том, что в значительной мере на основе именно идеологической приверженности происходит реальная политическая социализация и объединение людей. - Мобилизационная функция по социальной важности едва ли не центральная у идеологии, поскольку как раз она способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей и лозунгов, побуждает их к политическим действиям.

Именно в мобилизационном смысле Дэниел Белл говорил об идеологии как о «переводе идей в социальное действие» [2, с. 472]. При всех своих отличиях разнообразные идеологии обладают рядом общих особенностей, относящихся к их происхождению, внутренней структуре и общественно- политической динамике. Вместе с тем, возникают новые идеологии. Они, как правило, складываются в условиях кризисов и в тех общественных слоях, которые либо активно отвергают господствующие порядки и идеи, либо ищут новые обоснования для их защиты. Например, социализм как идеология появился в качестве протеста против капиталистического общества [3, с.322].

Оформившиеся идеологии характеризуют целостность, систематичность и самодостаточность. Они выстраиваются на ряде базовых посылок или принципов, структурно выступающих в виде своеобразного внутреннего «ядра» идеологии, вокруг которого нарастает внешняя «оболочка» развивающая и конкретизирующая фундаментальные идеи. «Ядро» идеологии обычно абстрактно. Оно как раз и представляет собой «ложный образ» реальности, ее специфическим образом искаженную модель. Идеология склонна к абсолютизации и универсализации своих основополагающих принципов, которые якобы единственно «истинны» и общеприменимы. Но при этом идеология обладает большим эмоциональным и внушающим воздействием, ее сила – не в логике концептуальных схем и не в анализе эмпирических фактов, а в способности воодушевлять и убеждать.

Далее идеологиям неизбежно свойственны догматичность и ритуализация, то есть имеются свои «отцы-основатели» и «герои-мученики», «священные тексты» (манифесты, декларации, конституции) и «ритуалы» (символы, обращения, гимны, праздники). В силу присущего им догматизма идеологии сопротивляются внутренним переменам, однако все они так или иначе подвержены изменениям, которые происходят медленно и болезненно. Темпы и масштабы перемен в идеологии во многом зависят от степени открытости или закрытости ее внутреннего «ядра». Но все-таки в рамках каждой идеологической системы рано или поздно возникает конфликт между ортодоксами и реформаторами, исход которого – либо постепенная эволюция данной идеологии, либо ее вырождение [2, с. 474]. Как известно, в конце ХХ века идеология коммунизма почти полностью исчезла в связи с распадом СССР и социалистического лагеря. Это позволило говорить ученым-политологам о «конце истории». По мнению Фрэнсиса Фукуямы, автора понятия «конец истории», мировая история, рассматриваемая как продукт соперничающих идеологий, подошла к своему завершению, поскольку после крушения коммунизма концепция либеральной демократии утвердилась в качестве единственного принципа политической организации человеческого сообщества [2, с. 469].

С началом нового тысячелетия идеологии как таковые потеряли свое значение для государства как универсальный инструмент построения и развития общества, поскольку в процессе глобализации трудно сформировать идейные смыслы в рамках информационного общества. Более того в результате глобализации происходит ликвидация традиционных ценностей того или иного сообщества. Данный процесс вызывает протесты определенных социальных групп, которые видят в этом разрушение нравственных основ своих цивилизаций. Это нашло отражение в появлении концепции «столкновение цивилизаций», разработанной Сэмюэлем Хантингтоном. Он отмечает: «В то время как Запад пытается утвердить свои ценности и защитить свои интересы не-западные общества стоят перед выбором. Некоторые из них предпринимают попытки подражать Западу, присоединиться к нему и слиться с ним. Другие – конфуцианские и исламские – общества стремятся наращивать свою экономическую и военную мощь, чтобы противостоять Западу, создавая достойный противовес» [4, с. 25].

Подводя итог, отметим, что на современном этапе идеология сохраняет свое значение, поскольку является способом идентификации людей по принципу «свой» и «чужой» и рассматривается как неотъемлемая часть цивилизации «моего», «нашего» мира. Поэтому очень важно при определении дальнейшего пути развития общества, государству предложить такие идеи и смыслы, которые будут понятны, прежде всего, молодежи, и создать, такие экономические условия, где будет возможность их реализации на практике. Причем важно, чтобы предложенные идеи максимально совпадали с традиционными ценностями формируемые в семье, а также религией, и тогда общество сможет реализовать модель желаемого общества.

Литература

1. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов [Текст] / Р.Т. Мухаев. – М. : «Издательство ПРИОР», 2002. – 432 с. 2. Политология: учебник [Текст] / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с. 3. Политология: Хрестоматия [Текст] / Сост. Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е.Хренов. – СПб. : 2006. – 464 с. 4. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций [Текст] / (пер. с англ. Т. Велимеева). – М. : Издательство АСТ, 2016. – 640 с.

Кириенко В.Е., Гущин И.Н.

Другие новости и статьи

« Культурологические запросы российского общества: необходимость публикации архивных сведений

В чем смысл жизни »

Запись создана: Понедельник, 12 Август 2019 в 0:04 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика