Проблемные вопросы ценообразования на ВВСТ



oboznik.ru - Планирование закупок вооружения, военной и специальной техники и материальных средств для обеспечения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: правовые аспекты

По общему мнению, главной проблемой ценообразования является большое количество нормативных документов, регулирующих вопросы ценообразования. В ходе последней проверки Минобороны России Счетная палата Российской Федерации оценила данную проблему как оказывающую негативное влияние на формирование цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Для решения указанной проблемы ФАС России разрабатывает единый механизма государственного регулирования цен в сфере государственного оборонного заказа (далее – механизм).

Основным недостатком действующих нормативных правовых актов является не столько их многообразие, сколько отсутствие единой концепции и единого понятийного аппарата, что объясняется разными подходами разработчиков этих актов и различными экономическими условиями, в которых они разрабатывались. Существует многообразие различных толкований таких базовых понятий как «военное имущество», «специальные комплектующие изделия, сырье и материалы со специальными свойствами», «обязательные для применения и исполнения требования».

То же касается перечня продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (распоряжение Правительства Российской Федерации № 976-р с изменениями 2016 г.). Группы продукции в перечне носят слишком общий, неконкретный характер. Например: группа «Системы и комплексы связи» может включать как смартфон, так и огромную мощную систему связи величиной с дом. Сейчас ФАС России самостоятельно определяет, какая продукция подлежит регистрации. Единый механизм должен содержать преимущественно закрытые перечни (продукции, затрат и пр.), не допускающие их произвольного расширения, либо следует предусмотреть возможность регулярного (ежегодного) переутверждения перечня продукции единственных поставщиков с учетом утвержденного ГОЗ. Другой важной проблемой является отсутствие четкого критерия (алгоритма) выбора вида цены на продукцию по государственному оборонному заказу и, что особенно важно, порядка перевода цены в вид «фиксированная». Представляется целесообразным расширить группу нефиксированных видов цен и сферу их применения за счет создания подвидов, как это было предусмотрено приказом Минэкономики России 1998 г. № 179дсп. Понятие «ориентировочная цена» требует более точной формулировки. Многие понимают под ориентировочной ценой приблизительный уровень цены, т. е. не требующий особого обоснования. Такой вид цены позволяет оперативно размещать ГОЗ.

В то же время отсутствует и порядок определения фактических затрат, что необходимо для перевода цены из ориентировочной в фиксированную. Действующие нормативные правовые акты по ценообразованию содержат поручения различным федеральным органам исполнительной власти (в том числе Госкорпорациям «Росатом» и «Роскосмос») и государственным заказчикам разработать различные методические рекомендации, учитывающие отраслевые особенности. Названная проблема скорее подтверждает отсутствие таких особенностей.

Представляется целесообразным вообще отказаться от понятия «отраслевые особенности» как плохо реализуемого и противоречащего принципу единого подхода ко всем участникам государственного оборонного заказа. Минобороны России считает, что единый механизм следует разрабатывать на основе отработанных нормативных правовых актов, доказавших свою практическую эффективность (прежде всего постановления № 470 и № 1155). Однако в последнее время устойчивым трендом стала дискредитация сложившейся действующей системы ценообразования в пользу рискованных и достаточно сомнительных экспериментов. Ярким примером такого подхода является порядок формирования прогнозных цен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 1119 «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», который оказался неэффективным и требует серьезной корректировки. Как известно, основной причиной появления прогнозных цен была недостаточная эффективность планирования для формирования ГПВ и ГОЗ. Заканчивается согласование новой редакции постановления № 1119, которая подразумевает увеличение глубины планирования на несколько лет и возможность заключения государственных контрактов на базе прогнозных цен.

Вероятно, именно эта новая редакция постановления № 1119 будет положена в основу создаваемого единого механизма. То, что результат размещения ГОЗ 2018 г. с учетом прогнозных цен можно будет оценить только в конце 2018 г., похоже, никого не беспокоит. В последнее время многие заговорили о том, что существующая система ценообразования, базирующаяся на затратном методе, не стимулирует производителей к снижению себестоимости. Симптоматично, что именно с началом экономического кризиса все неожиданно вспомнили, что уровень рентабельности не позволяет инвестировать в развитие производства, для чего предлагается простое решение – увеличить уровень рентабельности. Заговорили о необъективности формулы расчета прибыли (1+20).

Прибыль, получаемая по государственным контрактам, вряд ли является серьезным источником инвестиций. Кроме того, вертикально интегрированные структуры также претендуют на прибыль реальных производителей. ФАС России предлагает новую концепцию ценообразования 5+2, которая заключается в индексации базовой (справедливой) цены в течение пяти лет подряд без изъятия фактического превышения прибыли по сравнению с плановым уровнем. Предполагается, что в таких условиях производитель будет заинтересован в снижении себестоимости в целях извлечения максимальной прибыли. Видимо резервы снижения себестоимости имеются большие. После «сверхприбыльной» пятилетки в течении двух лет цена индексироваться не будет. Схема подразумевает, что течение всего семилетнего цикла госзаказчики и ФАС России не будут контролировать себестоимость изготовления продукции.

Одновременно предлагается ограничить действие затратного метода ценообразования – он будет использоваться только для расчета базовой цены. Существует большая вероятность, что через дватри года производитель заявит об убыточности поставок и справедливо потребует изменения базовой цены, что ФАС России и предусматривает в своей методике. После изменения базовой цены можно начинать все сначала. В этом случае бюджет никогда не получит замораживание цен на два года без индексации. По мнению Минобороны России схему 5+2 возможно реализовать только для узкой номенклатуры продукции (новые изделия) и только при условии гарантированного государственного оборонного заказа в необходимом объеме на весь семилетний срок и при низком уровне инфляции. Новой проблемой для ценообразования стали серьезные изменения в № 275-ФЗ, касающиеся банковского сопровождения.

Уполномоченные банки постоянно подчеркивают, что они не имеют никакого отношения к ценам. Однако банковское сопровождение безусловно оказывает серьезное негативное влияние на процесс ценообразования, так как никак с ним не увязано.

Например, предусмотренная № 275-ФЗ реализация права головного исполнителя на возмещение (компенсацию) запасов никак не увязана с процессом формирования цены, когда государственный заказчик имеет возможность учесть стоимость запасов в цене по обоснованным ценам. Таким образом, грядущие изменения в ценообразовании означают практически полный отказ от государственного регулирования цен и контроля над затратами, что противоречит принципам № 275-ФЗ.

Вместо выстроенного многоуровневого ценового контроля предлагается ослабление государственного регулирования. И если Росатом и Роскосмос заинтересованы в подобных изменениях, то они сохраняют контроль над подведомственными предприятиями, но Минобороны России и другие госзаказчики вне всякого сомнения не смогут обеспечить необходимый уровень ценового контроля. В итоге может проиграть государство.

Быхал Александр Николаевич, советник 3-го отдела Департамента аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации


Другие новости и статьи

« В Пограничном районе Приморья увековечили память умерших от ран в госпиталях с. Сергеевка в 1944-1946 гг.

Нормативное определение амортизации как способа финансирования деятельности современного предприятия и влияние административных факторов на экономическое обоснование цен сложной продукции »


Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU