Аттестация военнослужащих и способы (формы) ее проведения
Аннотация: статья посвящена анализу форм аттестации в различных аспектах, а также способам ее проведения. Особое место уделено аттестации военнослужащих и законодательству, регулирующему её проведение.
Автор убежден, что предпринимаемые усилия по повышению обороноспособности государства бесполезны, если не удастся создать высокий уровень профессиональных навыков у каждого отдельного военнослужащего.
Ключевые слова: аттестация; аттестационная комиссия; военная служба.
Вооруженные Силы Российской Федерации представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. На современном этапе развития России в Вооруженных Силах происходят качественные и количественные изменения, направленные на повышение их боевой готовности и эффективности применения.
Особенно актуальной эта тема представляется в связи со сложной внешнеполитической обстановкой, угрозами, исходящими извне. Достижение целей военного строительства зависит от выполнения ряда задач, среди которых выделяются: качественное улучшение организационно-штатной структуры Вооруженных Сил, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, гарантирующей военную безопасность страны; приведение штатной численности военнослужащих на уровень, адекватный существующим и потенциальным боевым задачам с учетом экономических возможностей государства1 .
Становится все более очевидным, что повышение результативности профессиональной служебной деятельности военнослужащих в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики нашей страны. Это обусловливает необходимость периодической оценки знаний, умений и навыков военнослужащих, установления их служебного соответствия занимаемым воинским должностям. Этим целям служит институт аттестации военнослужащих2 . На современном этапе развития Вооруженных Сил в юридической литературе проблемам аттестации военнослужащих уделяется незаслуженно мало внимания.
Вместе с тем аттестация имеет важнейшее значение в практической деятельности военнослужащих Вооруженных Сил, совершенствовании системы государственной службы в целом и военной службы как неотъемлемой ее составляющей. Вследствие необоснованно малого внимания, уделяемого аттестации, представляется необходимым рассмотреть понятие аттестации, правовые основы её осуществления, нормативные документы, регламентирующие ее проведение в Вооруженных Силах. В настоящей статье мы рассматриваем аттестацию не в широком смысле этого слова, а в более узком, применимом лишь к военнослужащим Вооруженных Сил.
Необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит конкретного определения аттестации в целом и аттестации военнослужащих в частности. Относительное разнообразие определений аттестации встречается лишь в специальной юридической литературе, посвященной рассматриваемой проблематике. Так, Большой юридический словарь характеризует аттестацию (от лат. аttestation — свидетельство) как свидетельство, определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв или характеристику1 .
В современном экономическом словаре приводится следующее определение аттестации: 1) установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности, месту, на которое он претендует; установление категории оплаты работника в соответствии с его квалификацией; 2) заключение, отзыв о деловых качествах и знаниях работников2 . Энциклопедический юридический словарь понимает под аттестацией «определение квалификации работника с целью проверки соответствия занимаемой должности»3 . Толковый словарь терминов и понятий дает определение аттестации как процесс оценивания соответствия коголибо или чего-либо некоторым критериям, степени наличия или отсутствия тех или иных признаков, в совокупности характеризующих качество объекта оценки 4 . Справочник по государственному и муниципальному управлению трактует аттестацию как определение, проверку, оценку профессиональных, деловых и личностных качеств государственного служащего, установление его служебнодолжностного соответствия предъявляемым требованиям к государственной службе5 . Из анализа приведенных определений аттестации можно сделать вывод о том, что аттестация есть не что иное, как проведение проверки квалификации работника путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, способностей, т.е. его соответствия занимаемой должности.
Что касается определения аттестации военнослужащих, то нормами Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлен ряд полномочий аттестационной комиссии воинской части и указаны отдельные вопросы, которые она вправе рассматривать: — в ст. 34 указано, что определение соответствия военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей; основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта является, в частности, решение аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным законодательством; — в ст. 43 указано: «Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность»; — в ст. 51.1 указано, что взыскания, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» п. 1 и подп. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в аттестационную комиссию, — и на основании рекомендации указанной комиссии1 .
По мнению П. В. Ильменейкина, указанные нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» помогают понять, что аттестация — это оценка служебной деятельности и личных качеств военнослужащих, а аттестационная комиссия — это коллегиальный орган, принимающий важные решения-рекомендации, в той или иной мере ограничивающие права граждан (о приеме на военную службу по контракту, о назначении военнослужащего на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, о виновности военнослужащего в совершении дисциплинарных проступков по результатам расследования и др.), на основании которых командир воинской части принимает итоговое решение по всем этим вопросам, затрагивающее права и свободы граждан2 . Анализируя все вышесказанное, может быть предложено следующее определение: аттестация — это комплекс мероприятий, направленных на тестирование и оценку навыков и знаний аттестуемого с целью дальнейшего вынесения заключения о его пригодности либо непригодности к прохождению военной службы.
Иными словами, аттестация проводится с целью всесторонней и объективной оценки военнослужащего, определения его соответствия определенной должности. Основными нормами для практического правоприменения, которые в настоящее время регулируют как проведение самой аттестации военнослужащих, так и деятельность и полномочия аттестационных комиссий в воинских частях, являются нормы раздела VI («Порядок аттестации военнослужащих, аттестационные комиссии») Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237. В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе. Из данного определения видно, что аттестации подлежат две категории граждан: 1) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту; 2) граждане, пребывающие в запасе. Таким образом, из всех составов военнослужащих аттестации не подлежат только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. В целях совершенствования методики оценки кадрового состава Вооруженных Сил приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 444 утвержден Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации»3 .
Контроль за его исполнением возложен на статссекретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации. Согласно данному Порядку аттестация проводится в следующих случаях: 1) очередная, общая — не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы; 2) внеочередная — в случае необходимости по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, всех военнослужащих или отдельных их категорий; 3) итоговая: — не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы; — по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры; 4) конкурсная, персональная: — для подбора военнослужащих в целях назначения их на воинские должности; — для отбора кандидатов, направляемых на учебу; 5) поощрительная, персональная — для подготовки представления к награждению государственными наградами Российской Федерации, присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых аттестуемыми воинских должностей; 6) увольнительная, персональная: — для оценки причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, несоблюдением запретов и ограничений, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при прохождении военной службы или его собственным желанием; — для выдачи увольняемым военнослужащим рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные организации профессионального образования (п. 5 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 444 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежегодно, а офицеры не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, а также по окончании военных образовательных организаций, адъюнктуры, военной докторантуры аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов. Из вышесказанного видно, что, в настоящее время существует два способа аттестации: 1) по очереди, общая (всего личного состава), т.е. аттестация, проводимая через определенные промежутки времени по решению Министра обороны Российской Федерации; 2) вне очереди, т.е. проводимая по решению Министра обороны Российской Федерации аттестация всего личного состава или его части, а также в связи с наступлением определенных юридических фактов. Итак, очередная аттестация проводится не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы.
Однако оценка деятельности военнослужащих должна производиться их непосредственными начальниками постоянно. В межаттестационный период по месту военной службы в воинских частях должен вестись индивидуальный учет профессиональной подготовки военнослужащих, показатели которой учитываются при очередном аттестовании. Ежегодно по результатам работы военнослужащего с ним непосредственным начальником проводится собеседование. При необходимости, если прошло более одного года военной службы после последней аттестации, на военнослужащего составляется служебная характеристика. Очередная аттестация военнослужащих проводится в следующем порядке:
1) издание приказа Министра обороны Российской Федерации на проведение плановой аттестации, ее сроках, особенностях и т.д.; 2) составление кадровыми органами календарного плана на подготовку и проведение аттестаций воинских частей на следующий год, определение составов аттестационных комиссий и объявление их в приказах; разработка схем аттестации и рассылка их в подчиненные воинские части для руководства; 3) изучение порядка аттестации и аттестационных материалов аттестующими командирами (начальниками), членами комиссий; 4) проведение командирами (начальниками) бесед с аттестуемыми; 5) составление аттестационных листов на аттестуемых их непосредственными командирами (начальниками) с формулировкой выводов, необходимых советов и рекомендаций аттестуемым по устранению недостатков; размножение аттестационных листов по количеству ведущихся на аттестуемого экземпляров личных дел; 6) представление аттестационных листов в аттестационные комиссии; 7) изучение и рассмотрение аттестационных листов аттестационной комиссией путем дачи по ним заключений с оформлением протокола заседания аттестационной комиссии. Заключение переносится из протокола во все экземпляры аттестационных листов и заверяется секретарем комиссии.
При рассмотрении аттестационных листов на военнослужащих соответствующих родов войск (служб) к работе в комиссиях в качестве членов привлекаются командиры (начальники) этих родов войск (служб) и специалисты (начальники по специальности). Аттестации с выводами о невыполнении сторонами условий контракта о прохождении военной службы или о нецелесообразности, целесообразности увольнения военнослужащего с военной службы по его собственному желанию, а также о наличии у аттестуемого существенных недостатков должны рассматриваться аттестационными комиссиями в присутствии аттестуемого; утверждение аттестационных листов с формулировкой аттестационных выводов ближайшими прямыми начальниками лица, составившего аттестацию, согласно схеме аттестации, заверка аттестационных листов гербовой печатью; 9) рассылка утвержденных аттестационных листов по правилам секретного делопроизводства в кадровые органы, ведущие личные дела аттестуемого; 10) объявление аттестационных листов аттестуемым их непосредственными командирами (начальниками) под роспись; 11) обжалование при необходимости аттестуемыми аттестационных выводов и порядка проведения аттестаций вышестоящему командиру (начальнику) или в суд; 12) при наличии положительного решения по жалобе аттестуемого, внесение в аттестационный лист изменений или составление нового аттестационного листа; 13) подведение итогов проведенной аттестации. По его результатам составление и отправка по команде итогового доклада.
Аттестации подлежат военнослужащие, направляемые к новому месту военной службы в порядке плановой замены (п. 3 Порядка организации и проведения плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2014 г. № 696)1 . Таким образом существуют всего 5 видов аттестации к каждому из которых военнослужащие привлекаются в случае наступления тех или иных обстоятельств.
Существует и упрощенный способ аттестования военнослужащих. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Аттестационный лист в данном случае не составляется, вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).
Таким образом, можно сделать некоторые выводы, заключающиеся в том, что в настоящее время военное законодательство, регулирующее порядок проведения аттестации военнослужащих, детально регулирует порядок проведения аттестации, устанавливает основания ее проведения, определяет права и обязанности должностных лиц аттестационной комиссии, а также права аттестуемых военнослужащих. Однако если военнослужащий не соответствует занимаемой должности, назначить его на низшую должность можно только с его согласия, а уволить с военной службы в связи с этим — только в связи с невыполнением им условий контракта либо несоблюдением запретов и ограничений, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при прохождении военной службы. Однако несоответствие должности и невыполнение условий контракта — это разные понятия. Поэтому кажется, на первый взгляд, бессмысленным определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям.
Однако, установив при аттестации несоответствие военнослужащего занимаемой должности, можно: 1) потребовать от этого военнослужащего устранения недостатков и проконтролировать процесс их устранения; 2) в случае необходимости направить военнослужащего на учебу в целях повышения его квалификации; 3) в случаях явного несоответствия военнослужащего занимаемой должности назначить его на равную воинскую должность, но с меньшим объемом ответственности, престижности; 4) использовать факт установления несоответствия военнослужащего занимаемой должности как одно из доказательств невыполнения им своих общих воинских обязанностей (не совершенствует воинское мастерство), а, следовательно, и невыполнения им условий контракта.
В то же время, несмотря на то, что по результатам аттестации к не прошедшему аттестацию вроде бы нельзя принять никаких реальных мер воздействия, ее необходимо проводить во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, для воспитательного воздействия на этого военнослужащего, принятия решения об изменении его служебно-должностного положения, сбора доказательств для последующего возможного увольнения такого военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Библиография
1. Багдасарян, И. А. Институт плановой замены военнослужащих и некоторые вопросы его коррупциогенности (научно-практический комментарий к приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2014 г. № 696) [Текст] / И. А. Багдасарян, В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2014. — № 12. 2. Большой юридический словарь [Текст] / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских.— М. : ИНФРА-М, 2008.
3. Горновский, А. А. Аттестационные комиссии как субъекты антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах [Текст] / А. А. Горновский, В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2014. — № 9. 4. Горновский, А. А. Порядок проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту [Текст] / А. А. Горновский, С. С. Терещук // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2012. — № 11.
5. Государственное и муниципальное управление : справочник [Текст]. — 3-е изд. — М. : Магистр, 2013. 6. Ермолаев, В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов [Текст] / В. Ю. Ермолаев. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. 7. Ильменейкин, П. В. Правовое регулирование аттестации военнослужащих и деятельности аттестационных комиссий в воинских частях [Текст] / П. В.
Ильменейкин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2012. — № 10. 8. Крутских, В. Е. Энциклопедический юридический словарь [Текст] / В. Е. Крутских, В. Н. Додонов. — М. : ИНФРА-М, 2010 9. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М. : ИНФРА-М, 2012.
Горновский А. А., подполковник, начальник курса ФГКОУ ВО «Военный университет»
Другие новости и статьи
« Пропавшие драгоценности Романовых
Трансформация экономического пространства в эпоху цифровой экономики »
Запись создана: Вторник, 7 Июль 2020 в 0:09 и находится в рубриках Современность.
метки: военная служба, аттестация
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика