Партийно-советская система и организация производства боевых машин на Уралвагонзаводе в послевоенный период
Партийным органам принадлежит важная роль в становлении, развитии, совершенствовании и модернизации танковой промышленности, ибо именно ими решались многие хозяйственные вопросы, координировались усилия по обеспечению предприятий всем необходимым для выпуска машин и их эксплуатации в воинских частях.
Послевоенная реорганизация производства на заводе № 183 стала уникальным достижением управленческого искусства.
По окончании Великой Отечественной войны предстояло возобновить уже в мирных условиях производство на предприятии гражданской продукции при сохранении и модернизации военного производства.
В письме от 9 октября 1945 г. Наркома танковой промышленности В.А. Малышева и командующего бронетанковыми и механизированными войсками Маршала бронетанковых войск Я.Н. Федоренко на имя Н.А. Воскресенского, В.М. Молотова и Л.П. Берии подчеркивалось, что «… в условиях мирного времени заводы танковой промышленности должны перестраиваться и выпускать необходимую для народного хозяйства продукцию, но в то же время мы считаем, что для сохранения мобилизационных возможностей, для сохранения основных кадров танкистов и для воспитания новых кадров, а также для прогресса танковой техники необходимо: а) на танковых заводах сохранить выпуск танков на каком-то, хотя бы и небольшом, уровне (от одной до пяти машин в день); б) чтобы характер гражданской продукции, изготовляемой на танковых заводах, соответствовал характеру танкового производства и квалификации кадров танкостроителей, в противном случае потребуется коренная ломка заводов и произойдет деквалификация кадров рабочих и ИТР; в) сохранить все танковые, дизельные и бронекорпусные заводы в одном наркомате для обеспечения единого технического руководства танковым делом; г) запретить растаскивать основные кадры танкостроителей (конструкторов, технологов, испытателей и др.) независимо от того, на каком заводе до войны они работали. На основании вышеизложенного и в целях сохранения в стране танковой промышленности в мобильном состоянии просим Вас: 1. Отклонить все попытки растащить и ликвидировать танковые заводы. 2. Загрузить танковые заводы такой гражданской продукцией (тракторы, автомобили, экскаваторы, нефтяные и угольные машины, мотовозы, тепловозы, подводные лодки и т.п.), которая родственна танковому производству и не потребует полного изменения профиля танковых заводов. 3. Сохранить выпуск танков и дизелей в небольших количествах на всех танковых и дизельных заводах, а именно на заводах: Кировском в Челябинске, № 183 – в Нижнем Тагиле, № 174 – в Омске, № 75 – в Харькове, Кировском в Ленинграде, № 76 – в Свердловске, № 77 – в Барнауле, № 50 – в Свердловске.
4. В ближайшее время поставить на производство новые типы танков»2 . В отчете партийного бюро завода № 183 за 1944–1945 гг. отмечалось, что «парторганизация выполнила свой долг перед Родиной в отношении обеспечения действующей армии во время войны танками и в настоящее время должна также с честью выполнить стоящую перед ней задачу дальнейшего оснащения Красной Армии совершенной танковой техникой.., [проявить] больше бдительности в вопросах принимаемой продукции, добиться качества, а для этого нужно принимать продукцию согласно техническим условиям и указаниям командования». Открытым собранием заводской парторганизации в 1945 г. при рассмотрении вопроса о работе технологической группы были высказаны конкретные предложения о совершенствовании производства и контроля выпускаемой военной продукции.
В первом квартале 1946 г. заводом были собраны из ранее заготовленных узлов и деталей последние 450 танков Т-34. В первой половине 1946 г. часть цехов приступила к перестройке производства; некоторые другие, к примеру, механосборочный цех «110», продолжили работу в соответствии с прежней специализацией, но применительно к «новому объекту», что нашло отражение, в частности, в протоколах партийных собраний («новая машина», «новый объект», «машина Морозова» и т.п.). Цехом «130» была начата подготовка к серийному производству танков Т-54, что потребовало постройки сборочного и сдаточного конвейеров, специальных покрасочных камер.
В конце января 1947 г. по утвержденным для серийного производства образцам были собраны первые два танка Т-54. Важная роль в развитии танковой промышленности в послевоенный период принадлежала военной приемке, участвовавшей в создании спецтехники от изучения проектной документации до сдачи готовых машин. Офицерский состав приемки был партийно-комсомольским, а ее основная задача определялась как освоение в тесном взаимодействии с парторганизациями цехов и участков «нового объекта» .
30 мая 1947 г. собрание парторганизации военной приемки на заводе № 183 постановило «потребовать от БТК цехов более качественного предъявления деталей, механизмов и т.д. с тем, чтобы добиться бездефектной сдачи продукции военпреду». По докладу инженер-полковника Колтыпина на партийном собрании военной приемки 11 октября 1947 г. было решено повысить требовательность к исполнению заводом технических условий на всех участках в целях «доработки машины».
В апреле 1948 г. констатировалось, что при участии военной приемки были преодолены массовые случаи течи масла через уплотнения; устранены задержки при стрельбе из пулемета ДШК; значительно улучшена окраска деталей, узлов и танков в целом; найден метод устранения дефекта замка крышки люка заряжающего. Однако ряд дефектов (прогорание выхлопных коллекторов; завышенное удельное давление машины; массовая поломка торсионов; помехи в радиостанции) оставались .
В этих условиях правительство в январе 1949 г. приостановило производство танков. В решении закрытого партийного собрания военной приемки от 29 декабря 1948 г. одной из главных причин низкого качества машин была определена «штурмовщина», ибо «выполнение программы по машинам Морозова из месяца в месяц идет в третьей декаде, т. е. при помощи «штурма», что осуждено решением ЦК партии», и была поставлена задача укрепления связи производства с парткомом завода и парторганизациями цехов.
В августе 1949 г. при обсуждении на открытом партийном собрании завода вопроса о готовности к возобновлению спецпроизводства было обращено внимание на неудовлетворительное состояние ряда цехов. Критике подверглась работа центральной лаборатории, коммерческой части; был поднят вопрос о необходимости создания заводского полигона.
В апреле 1950 г. партсобранием военной приемки констатировалось улучшение качества выпускаемых заводом машин, выразившееся в сокращении количества дефектов, выявляемых при войсковой эксплуатации. Были отмечены повышение требований к качеству машин и рост авторитета военной приемки. Партийное собрание рекомендовало партийному бюро не реже одного раза в месяц заслушивать руководителей участков о качестве принимаемой продукции, работе по выявлению и устранению недостатков, кадровом и техническом обеспечении производства, мерах по снижению себестоимости машин.
В 1950 г. на заводе работало десять танковых цехов. В заключение отметим, что партком завода № 183 совместно с партийными организациями цехов и военной приемки внесли существенный вклад в повышение качества боевых машин в интересах укрепления обороноспособности страны.
И.Ф. Злобина, заместитель директора Нижнетагильского городского исторического архива
Другие новости и статьи
Запись создана: Пятница, 11 Октябрь 2019 в 17:28 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Управление тылом.
метки: история, завод, боевая машина, боевая техника, производство, управление
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика