11 Октябрь 2019

Об особенностях функционирования системы трудовых резервов Свердловской области в годы Великой отечественной войны

oboznik.ru - Экономика военного времени (1941-1945 гг.). Оценка эффективности военной экономики
#трудовыерезервы#история#труд

Система трудовых резервов, созданная перед Великой Отечественной войной и представлявшая собой важнейший элемент мобилизационной модели экономики, просуществовала с 1940 по 1959 гг. Формируя при СНК СССР эту систему, государственное руководство стремилось обеспечить до начала войны стабильную подготовку высококвалифицированных рабочих для нужд промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

С октября 1940 г. по всей стране стали создавать ремесленные (РУ) и железнодорожные (ЖУ) училища с двухлетним и школы ФЗО – с шестимесячным – сроком обучения. В постановлении от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах» была сформулирована задача организации подготовки трудовых резервов из городской и сельской молодежи: планировалось готовить от 800 тысяч до миллиона молодых рабочих в год; выпускники системы трудовых резервов должны были отработать после распределения не менее четырех лет.

28 ноября 1940 г. начальник Главного управления трудовых резервов П.Г. Москатов рапортовал И.В. Сталину о завершении во всех республиках, краях и областях приема молодежи в РУ, ЖУ и школы ФЗО; по стране заработало 70 управлений трудовых резервов. Уже в мае 1941 г. на производство было направлено 258,5 тысячи рабочих первого выпуска. В документе «Итоги пятилетней работы трудовых резервов Свердловской области» подчеркивалось, что «идея создания в Советском Союзе государственных трудовых резервов принадлежит товарищу Сталину. Наша страна еще не была затронута войной, которую начала в Европе фашистская Германия, а товарищ Сталин уже тогда указывал на серьезность вставшей перед нами проблемы рабочей силы и заботился о надежном источнике планового пополнения растущей промышленности подготовленными кадрами рабочих. Товарищ Сталин не только выдвинул идею создания резерва молодых рабочих, находящихся в распоряжении правительства, но и подсказал, как надо подойти к нему практически…

По совету т. Сталина было принято популярное теперь в народе простое и точное название – «ремесленное училище», «железнодорожное училище», «школа ФЗО»1 . Исследованием системы трудовых резервов СССР занимались в разное время В.А.Агеева, А.З. Беймель, Т.М. Калайчева, Э.С. Котляр, В.П. Леднев, С.П. Постников, Г.М. Романцев, И.П. Саранцев, Р.Р. Хисамутдинов2 . В настоящее время изучение особенностей функционирования это системы продолжается. В 2015 г. опубликована посвященная советскому мобилизационному проекту в области образования монография Л.В. Захаровского3 ; совсем недавно – статья А.В. Силина «Начальный этап создания сиcтемы государственных трудовых резервов накануне Великой Отечественной войны (по материалам Европейского Севера России)», посвященная анализу соответствующих процессов на территории Архангельской, Вологодской и других областей. В фонде № 2033-Р ГАСО представлен богатый материал о деятельности Свердловского управления трудовых резервов по обеспечению дисциплины среди учащихся, преподавателей и директоров;

созданию безопасных условий обучения; выполнению спецзаказа, оценке качества производимых деталей; обучению, производственной практике, распределению выпускников школ ФЗО; размещению эвакуированных училищ и использованию их оборудования; текучести кадров и контингента; воспитательной работе, поощрениям за выполнение планов; и др. Следует отметить, что деятельность ремесленных школ и ФЗО на каждом из трех этапов (довоенном, военном, послевоенном) имела специфику и особенности.

Целью настоящего исследования является выяснение особенностей функционирования системы трудовых резервов Свердловской области в годы Великой Отечественной войны, ее вклада в победу над фашизмом; объемов подготовки специалистов по различным направлениям и выполненных работ по государственному заказу; особенностей жизни и быта учеников. В непростых условиях предвоенного периода создание системы трудовых резервов происходило в тесной связи с производством. С заводов и фабрик в учреждения системы были направлены высококвалифицированные мастера. Серьезное внимание было уделено преодолению производственного травматизма, обеспечению безопасности труда учащихся. В одном из приказов 1940 г. приводились примеры нарушения техники безопасности (незаправленные рукава халатов, работа учащихся без специальных защитных очков, а девушек – без косынок).

Приказ требовал от директоров и старших мастеров РУ и школ ФЗО немедленного исправления недостатков. Начальник Свердловского управления трудовых резервов Путинцев заявлял, что за несчастные случаи на производстве будет снимать с работы и привлекать к уголовной ответственности должностных лиц. Великая Отечественная война привела к значительным изменениям в системе трудовых резервов. РУ и школы ФЗО перешли на выпуск продукции военного назначения в рамках государственного оборонного заказа. В Свердловской области РУ и школами ФЗО было начато изготовление мин, хвостового оперения реактивных снарядов для «катюш», деталей насосов, ящиков для боеприпасов, наборов слесарных инструментов. Внедрение производимых в РУ и школах ФЗО изделий шло непросто. Несколько приказов Путинцева были посвящены вопросам исключения срывов выполнения плановых заданий и выпуска бракованных изделий.

Поскольку система трудовых резервов представляла собой элемент мобилизационной экономики, приказами объявлялись по-военному резкие решения об отдаче виновных под суд, объявлении выговоров либо предупреждений. При этом постоянно поддерживались училища, добивавшиеся перевыполнения планов; особо отличившиеся педагоги и ученики премировались, в том числе за счет денежных фондов руководителей. Размеры премирования определялись приказами областного управления либо директоров училищ (школ). Материальное обеспечение системы трудовых резервов в условиях войны было недостаточным – на питание одного ученика выделялось чуть более пяти рублей в день, – что провоцировало, в сочетании с задержками не превышавшей 150 рублей в месяц оплаты за изготовленные детали, побеги учеников из РУ и школ ФЗО. С другой стороны, ударники, подобные, к примеру, ученику из Нижнего Тагила Анатолию Бацану, могли зарабатывать вполне достойно.

Второй особенностью работы РУ и школ ФЗО в военное время стало ужесточение дисциплины как для сотрудников, так и для учеников, которым надлежало работать, осваивать новые изделия для фронта и учиться без выходных. Так, приказом по Свердловскому областному управлению трудовых резервов от 17 сентября 1941 г. № 53/с директору Нижнетагильского РУ № 9 Круглову было предписано снять с работы и отдать под суд – за несвоевременную доставку в Свердловск особо важной продукции оборонного значения и утрату актов на нее – мастера Пилясова. В этом же приказе директорам училищ, выполнявших спецзаказы, предлагалось ужесточить требования к лицам, ответственным за доставку деталей по назначению.

Ряд приказов был посвящен сокращению простоев станков и оборудования. Уровень дисциплины и успеваемости, бытовых условий в училищах во многом зависел от директоров, их заместителей по политчасти и мастеров. Областным управлением трудовых резервов решительно пресекались, в том числе посредством увольнения с работы и предания суду, факты пьянства руководителей, рукоприкладства и избиения учеников, помещения последних в заменявшие карцеры «фашистские» комнаты, оставления их без пищи и т.п.5 . Вызывали серьезные нарекания бытовые условия учащихся. Приказом по Свердловскому управлению трудовых резервов от 3 декабря 1941 г. № 118/с директору ФЗО № 8 в г. Невьянске Агафонову был объявлен выговор за необеспечение достойных условий проживания 135 учеников школ ФЗО № № 4, 6 и 11, направленных для производственного обучения на завод № 686 . С другой стороны, в РУ и школах ФЗО довольно частыми происшествиями были кражи, распитие спиртных напитков, азартные игры. Остро стояли вопросы побегов учеников и текучести кадров.

Как отмечал А.В. Силин, за самовольный уход из школ и училищ 14–15-летние ученики подлежали осуждению на срок от 2 до 4 месяцев с отбыванием наказания в исправительно-трудовых колониях либо условному осуждению с вычетом 25–30% заработка в доход государства. В приказе областного управления трудовых резервов от 7 июня 1944 г. № 96 отмечалось, что «за первый квартал ушло по неуважительным причинам из РУ № 1–52 человека, РУ № 2–7 человек, РУ № 18–37 человек, школы ФЗО № 27–30 человек», и предписывалось принять меры по улучшению жилищно-бытовых условий учащихся, усилить контроль за их питанием, чистотой общежитий, опрятностью учеников; развернуть культурно-воспитательную работу. Политико-воспитательной и культурно-массовой работе в РУ и школах ФЗО придавалось большое значение.

Соответствующими регламентами предусматривалось обязательное изучение текста Государственного Гимна СССР; на регулярной основе организовывались посещения концертов, в том числе филармонических; в документах упоминаются встречи учеников с писателями, в том числе с П.П. Бажовым. Третьей особенностью функционирования РУ и школ ФЗО в годы войны стало сокращение сроков обучения с двух лет до четырех-пяти месяцев, что было связано с уходом на фронт кадровых рабочих, в том числе на Урале – в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. По сравнению с довоенным периодом изменились представительство в составе учащихся РУ и школ ФЗО республик, краев и областей СССР, возраст учеников.

Если до войны они были в массе своей уроженцами Урала, то в ходе эвакуации в область приехали тысячи молодых людей из других регионов; на смену 15–16-летним подросткам в годы войны пришли люди старших возрастов, привлеченные к обучению в рамках трудовой повинности. В военные годы получила распространение практика массовых – по 1,5–2 тысячи человек – досрочных выпусков молодых рабочих, которым присваивались рабочие разряды, оставлялась форменная ученическая одежда; выплачивались единовременные пособия, подлежавшие погашению из заработной платы. Появились училища для подготовки специалистов по электротехнике, была создана сеть специализированных училищ по цветной металлургии и транспорту, в разы вырос выпуск продукции военного назначения.

В материалах Свердловского управления к 5-летию трудовых резервов отмечалось, что количество РУ и ЖУ в области возросло с 19 (с общим контингентом учащихся 8400 человек) в 1940 г. до 44 (15747) в 1945 г., а школ ФЗО – с 36 (с общим контингентом учащихся 12090 человек) до 49 (12695). При этом пиковые объемы подготовки пришлись на 1943 г., когда в РУ и ЖУ было обучено 20504, а в школах ФЗО – 32414 человек.

За пять лет РУ, ЖУ и школами ФЗО Среднего Урала было выпущено 120000 квалифицированных рабочих по 160 специальностям; в учебных мастерских РУ и ЖУ изготовлено припасов, инструмента, учебных пособий на 95 млн рублей; в цехах заводов – в процессе производственного обучения – продукции на 460 млн рублей.

Только школами ФЗО было выплавлено чугуна 520000 тонн, стали – 720000 тонн, построено зданий – 300000 кубических метров, собрано металлолома – 211000 тонн; всего на трудовые резервы было израсходовано по области 500 млн рублей».

Учебные заведения системы трудовых резервов Среднего Урала приняли активное участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. Уже с конца 1943 – начала 1944 гг. областным училищам начали поступать заказы на изготовление инструментов для восстановления Донбасса; в мае 1945 г. в рамках конверсии выпуск ремесленными училищами и школами ФЗО продукции военного назначения был прекращен.

Начапкин М.Н.

Другие новости и статьи

« Очередность предоставления жилых помещений военнослужащим: проблемы и предложения по совершенствованию механизма распределения жилья

Партийно-советская система и организация производства боевых машин на Уралвагонзаводе в послевоенный период »

Запись создана: Пятница, 11 Октябрь 2019 в 17:26 и находится в рубриках Вторая мировая война.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика