Дифференциация объема социальных гарантий военнослужащих и их семей в зависимости от обстоятельств получения травмы и (или) причин смерти военнослужащего



Дифференциация объема социальных гарантий военнослужащих и их семей в зависимости от обстоятельств получения травмы и (или) причин смерти военнослужащего

oboznik.ru - Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий

Аннотация: в статье рассматривается проблема дифференциации объема социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим, получившим ранения (травмы, контузии), а также семьям погибших (умерших) военнослужащих в зависимости от обстоятельств получения травмы и причин смерти (гибели) военнослужащего.

Высказаны некоторые предложения по совершенствованию правового регулирования в указанной области общественных отношений. Ключевые слова: военная травма; единовременные пособия в связи с повреждением здоровья и гибелью военнослужащего; социальное обеспечение военнослужащих и их семей; пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и их семей.

В научной и учебной литературе, посвященной рассмотрению вопросов социальной защиты и социального обеспечения различных категорий граждан, включая военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в качестве одного из важнейших принципов социального обеспечения называется принцип дифференциации1 условий и уровней социального обеспечения.

К числу критериев дифференциации относят такие факты и обстоятельства, как пол, возраст получателя социальных гарантий, условия его прошлого труда и военной службы, состояние здоровья, продолжительность (выслуга лет) военной службы, наличие иждивенцев и др. Применительно к военнослужащим, получившим в период прохождения военной службы ранение (травму, увечье, контузию), объем социальных гарантий зависит от обстоятельств их получения (связано или не связано их получение с исполнением военнослужащим обязанностей военной службы), а если такому гражданину установлена инвалидность, то и от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности). В отношении семей погибших (умерших) военнослужащих объем социальных гарантий дифференцируется в зависимости от причин смерти: связана она или не связана с исполнением обязанностей военной службы. По общему правилу, согласно действующему военно-социальному законода

тельству объем социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим, получившим ранения (увечья, травмы, контузии) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, превышает размеры и объем таких гарантий, предоставляемых военнослужащим, получивших повреждение здоровья при обстоятельствах, не связанных с исполнением служебных обязанностей (например, в быту, на отдыхе, в отпуске и т.п.). Аналогичным образом подходит законодатель к определению размеров социального обеспечения семей погибших (умерших) военнослужащих: семьям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, гарантируются повышенный объем социальных гарантий в сравнении с семьями военнослужащих, погибших (умерших) вследствие причин, не связанных с исполнением ими служебных обязанностей.

Такой традиционно сложившийся подход к уровню социального обеспечения различных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является вполне обоснованным и социально справедливым и, как правило, не вызывает каких-либо возражений в обществе. На это неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации, подчеркивая, что установление специальных норм о социальном обеспечении лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, не является нарушением принципа равенства граждан перед законом и не может рассматриваться как умаление достоинства других лиц; различие в уровне мер социальной защиты свидетельствуют об особой государственной поддержке лиц, пострадавших при участии в боевых действиях и иных случаях исполнения обязанностей военной службы. Такие различия не могут рассматриваться как направленные на противопоставление друг другу различных категорий граждан. Эта дифференциация является социально оправданной .

Рассматриваемый принцип нашел свое отражение в различных законодательных актах о социальных гарантиях и социальном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Так, Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу2 в ст. 21 разделяет инвалидов из числа лиц, проходивших военную службу, на две категории в зависимости от причин инвалидности: а) инвалиды вследствие военной травмы — лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг; б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы, — лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях (ВВК), заключения которых могут быть обжалованы в суд. Соответственно, указанным категориям инвалидов установлены различные размеры пенсии (ст. 22 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу): 1) для инвалидов вследствие военной травмы I и II групп размер пенсии по инвалидности составляет 85 процентов, а III группы — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, учитываемых при исчислении размера военных пенсий1 ; 2) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп размер пенсии по инвалидности составляет 75 процентов, III группы — 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия. Как видно из приведенных норм, размеры пенсий в зависимости от причин инвалидности (связано получение инвалидности с исполнением обязанностей военной службы или нет) различаются на 10 процентов.

Аналогичный подход использован при определении размеров пенсии по случаю потери кормильца. В соответствии со ст. 36 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, пенсия выплачивается в следующих размерах — семьям лиц, умерших вследствие военной травмы, — в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи; — семьям лиц, умерших вследствие причин, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, — в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца. Различие в размерах пенсий по случаю потери кормильца в зависимости от причин смерти кормильца также составляет 30 процентов.

Еще более выпукло рассматриваемый принцип права социального обеспечения — принцип дифференциации объема социальных гарантий в зависимости от обстоятельств и причин повреждения здоровья или смерти военнослужащего — нашел свое отражение в Федеральном законе от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Согласно ч. 8 ст. 3 указанного Федерального закона в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее — военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб.2

Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» каждому члену семьи военнослужащего, погибшего вследствие военной травмы, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 ст. 3 данного закона для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Следует отметить, что указанные выплаты производятся исключительно только семьям военнослужащих, погибших в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Семьи военнослужащих, умерших (по гибших) вследствие иных причин, права на данную выплату не имеют. Соответствующие выплаты предусмотрены также и для военнослужащих, получивших повреждение здоровья в связи с исполнением обязанностей военной службы (ч. 12 — 13 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»): а) при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере (с учетом коэффициентов индексации, указанных выше): — 2 000 000 руб. — военнослужащему, проходящему военную службу по контракту; — 1 000 000 руб. — военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, или гражданину, призванному на военные сборы; б) при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере (с учетом коэффициентов индексации, указанных выше): — 14 000 рублей — инвалиду I группы; — 7 000 рублей — инвалиду II группы; — 2 800 рублей — инвалиду III группы. Следует также подчеркнуть, что указанные выплаты производятся исключительно только военнослужащим, получившим повреждение здоровья в условиях, сопряженных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Военнослужащие, пострадавшие вследствие иных причин, не связанных с исполнением служебных обязанностей, права на получение данной выплаты не имеют. Как следует из приведенных правовых норм, ключевым понятием рассматриваемой проблематики является термин «военная травма».

Его содержание раскрыто в ч. 8 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», из которой следует, что под военной травмой понимается всякое увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, полученные при исполнении обязанностей военной службы. Никаких исключений в зависимости от времени, места, и обстоятельств исполнения указанных обязанностей, а также от формулировки, в которой связь заболевания с исполнением указанных обязанностей выражена в заключении ВВК или учреждения медикосоциальной экспертизы, данная норма не содержит. Вместе с тем, как указывается в пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"», внесенном 19 августа 2016 г. в Государственную Думу членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. С. Тимченко, на практике правоприменители, в том числе суды, включая Верховный Суд Российской Федерации, толкуют эту норму своеобразно, полагая, что речь в данной статье идет только о тех случаях, когда связь заболевания с исполнением обязанностей военной службы зафиксирована в заключении ВВК или учреждения медико-социальной экспертизы в формулировке «военная травма».

Если же эта связь зафиксирована в формулировке, например, «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска», то, по их мнению это не является военной травмой для целей данного закона, и на военнослужащих, исполнявших обязанности военной службы в подразделениях особого риска, у которых имеется данная формулировка связи заболевания с исполнением обязанностей военной службы, а также на членов их семей положения данной статьи не распространяются.

В то же время у Минобороны России и МЧС России другая точка зрения по данному вопросу. Так, в приказе Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. № 1100 «О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"» и в Приказе МЧС России от 6 августа 2013 г. № 518 «Об утверждении Порядка выплаты в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"» сказано, что причинная связь увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы, а также причинная связь увечья или заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, с исполнением обязанностей военной службы, определяется ВВК в формулировках: «военная травма» или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», либо «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска», и все эти формулировки согласно данным приказам дают право на получение выплат, предусмотренных ч. 8 и 12 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ. Такое неоднозначное понимание термина «военная травма», использованного в Федеральном законе «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», порой надуманное, приводит к необоснованному нарушению законных прав семей некоторых категорий военнослужащих, умерших вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы.

В частности, членам семей военнослужащих, умерших вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, незаконно отказывают в выплате ежемесячной компенсации на основании ч. 9 ст. 3 указанного Федерального закона, поскольку причина связи заболевания, приведшего к смерти, с исполнением обязанностей военной службы записана в формулировке «заболевание радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

Как указывается в комментариях к рассматриваемому законопроекту 1 , создается парадоксальная ситуация: военнослужащие, исполнявшие обязанности военной службы в чрезвычайных ситуациях, сопряженных с повышенным риском для здоровья и жизни, подвергаясь воздействию радиации, и члены их семей подвергаются дискриминации, лишаются тех прав, которые предоставляются военнослужащим, исполнявшим обязанности военной службы в других ситуациях, в том числе в обычных мирных условиях, и членам их семей.

Именно для того, чтобы исключить саму возможность такого различного толкования нормы правоприменителями, которое приводит к необоснованному нарушению законных прав вдов определенной части военнослужащих, получивших повреждение здоровья (увечье или заболевание) при исполнении обязанностей военной службы, например, в подразделениях особого риска, автором законопроекта предлагается более однозначное определение понятия «военная травма» в следующей формулировке: под военной травмой понимается всякое увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, полученные при исполнении обязанностей военной службы, независимо от времени, места и обстоятельств исполнения указанных обязанностей, а также формулировки, в которой связь увечья или заболевания с исполнением указанных обязанностей выражена в заключении военно-врачебной комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы». Безусловно поддерживая данную законодательную инициативу, следует, тем не менее, отметить, что для более полного урегулирования данной проблемы и обеспечения единообразия правового регулирования социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих и их семей, требуется также, чтобы данная формулировка понятия «военная травма» фигурировала и в Законе о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. В этих целях предлагается внести соответствующее дополнение в ст. 21 данного законодательного акта.

Библиография 1. Корякин, В. М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [Текст] / В. М. Корякин.— М. : За права военнослужащих, 2005. 2. Корякин, В. М. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам военного права : монография; сер. Правовая энциклопедия военнослужащего [Текст] / В. М. Корякин.— М. : За права военнослужащих, 2006. 3. Куликов В. Какая рана — боевая? [Текст] / В. Куликов // Российская газета. — 2016. — 22 авг. 4. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития [Текст] / Е. Е. Мачульская. — М. : Городец, 2000. 5. Миронова, Т. К. Право и социальная защита : монография [Текст] / Т. К. Миронова. — М. : Права человека, 2006. 6. Право социального обеспечения России : учебник [Текст] / М. О. Буянова, К. Н. Гусов и др. ; под ред. К. Н. Гусова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, изд. Проспект, 2004. 7. Современный словарь иностранных слов. [Текст] — М. : Русский язык, 1993.

© Филиппова М. Ю.



Другие новости и статьи

« Об особенностях функционирования системы трудовых резервов Свердловской области в годы Великой отечественной войны

О состоянии Вооруженных Сил РФ. Проблемные вопросы »

Запись создана: Среда, 4 Октябрь 2017 в 18:11 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы