К вопросу об ограничении права на получение жилого помещения по избранному месту жительства некоторыми категориями военнослужащих



oboznik.ru - В 2017 году обеспечено жильем более 85 тысяч военнослужащих

Аннотация: в статье приводится авторская позиция по ограничению в праве на получение жилого помещения по избранному месту жительства в период прохождения военной службы в отношении некоторых категорий военнослужащих в зависимости от даты заключения первого контракта. Также приводится обоснование несоответствия такого ограничения нормам Конституции Российской Федерации. Ключевые слова: военнослужащие, право на жилое помещение, контракт о прохождении военной службы, жилищная субсидия, Конституция Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. При этом в соответствии с приведенной ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на получение жилого помещения по избранному для постоянного проживания месту жительства в период прохождения военной службы для различных категорий военнослужащих разграничено в зависимости от даты заключения первого контракта (назначения на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания).

Так, военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма лишь по месту прохождения военной службы и только при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 данного Федерального закона.

В тоже время, военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями 1 и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона.

Из вышеприведенных норм ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что право на получение жилого помещения по избранному месту жительства при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более для обеих категорий военнослужащих идентично. Однако, категория военнослужащих, заключивших первый контракт (назначенных на воинские должности после получения профессионального образования в военной енной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: — военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей; — офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей; — прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей. профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания) до 1 января 1998 г. в период военной службы (увольнении с военной службы по «не льготному» основанию), в том числе при наличии у них общей продолжительности военной службы более 20 лет, при всех равных условиях ограничена в праве на получение жилого помещения по избранному месту жительства. Так, в соответствии с действующим законодательством указанная категория военнослужащих в период прохождения военной службы подлежит обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания по договору социального найма или по выбору указанных граждан в собственность бесплатно лишь по месту прохождения военной службы.

Таким образом, эта категория военнослужащих в случае получения жилого помещения по месту военной службы по договору социального найма, при переводе к новому месту военной службы имеет право на обеспечение жилым помещением в каждом месте военной службы, т.е. многократно (при условии сдачи в установленном порядке полученного жилого помещения по предыдущему месту службы). Категория же военнослужащих, заключивших первый контракт после 1 января 1998 г., при наличии общей продолжительности военной службы более 20 лет уже в период военной службы имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма или по выбору указанных граждан в собственность бесплатно уже по избранному месту жительства, которое может быть отличным от места прохождения военной службы. При этом они обеспечиваются жильем в приведенном порядке лишь единожды.

В связи с изложенным у многих возникает вопрос: насколько оправдано и чем обусловлено ограничение в праве на получение жилого помещения по договору социального найма или по выбору военнослужащих в собственность бесплатно в зависимости от даты заключения первого контракта при всех остальных равных условиях?

Этот вопрос стал еще более актуальным в связи с введением нового способа реализации военнослужащими жилищных прав — посредством получения жилищной субсидии. Формально, в соответствии с действующим законодательством военнослужащим, заключившим первый контракт (назначенным на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания) до 1 января 1998 г., жилищная субсидия также предоставляется лишь по месту прохождения военной службы.

Однако действующее законодательство не ограничивает таких военнослужащих в праве на приобретение жилого помещения посредством использования средств жилищной субсидии по избранному месту жительства. Таким образом, категория военнослужащих, заключивших первый контракт (назначенных на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания) до 1 января 1998 г., имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, вправе приобрести жилое помещение посредством получения жилищной субсидии лишь по месту прохождения военной службы. Изложенное позволяет прийти к выводу о несправедливости, необоснованности и нелогичности ограничения в праве на получение жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно по избранному месту жительства для данной категории военнослужащих при наличии у них общей продолжительности военной службы более 20 лет.

Видится, что ограничение в праве на получение жилого помещения в период прохождения военной службы лишь по месту прохождения военной службы военнослужащим, заключившим первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., по сравнению с военнослужащими, заключившими такой контракт после 1 января 1998 г., при всех остальных равных условиях, явно противоречит Конституции Российской Федерации. По мнению автора настоящей статьи, приведенное ограничение не соответствует Конституции Российской Федерации, а именно, ее ст. 19 (ч. 2), 27 (ч. 1) и 40, в той мере, в какой оно предполагает предоставление нуждающимся в жилых помещениях военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., жилых помещений только по месту военной службы и, исключая возможность предоставления таким военнослужащим жилья по иному избранному ими месту жительства — даже при том условии, что продолжительность их военной службы составляет 20 лет и более, ставит их в худшее положение по сравнению с военнослужащими, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. и которые, прослужив 20 лет и более, будучи признанными нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на получение жилья по избранному постоянному месту жительства независимо от увольнения с военной службы или её продолжения.

Согласно ст. 40 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40, ч. 2 и 3). Приведенными конституционными положениями обусловливается обязанность законодателя определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.

Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих, законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу ст. 32 (ч. 4), 37 (ч. 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 71 (п. «м»), 72 (п. «б» ч. 1) и 114 (п. «д», «е» ч. 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. № 5-П, от 3 февраля 2010 г. № 3-П и от 27 февраля 2012 г. № 3-П). Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих», устанавливающему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями путем предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством, за счет средств федерального бюджета (абз. 1 п. 1 ст. 15).

Для лиц, которые, длительное время прослужили в Вооруженных Силах Российской Федерации, и нуждаются в жилых помещениях, названный Федеральный закон также предусматривает государственные гарантии в сфере жилищного обеспечения. Так, военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 указанного Федерального закона. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется в порядке, предусмотренном абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», который устанавливает две возможные формы реализации их права на обеспечение жилыми помещениями: — получение жилищной субсидии; — получение жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по выбору гражданина — в собственность бесплатно или по договору социального найма.

При этом граждане считаются обеспеченными жилыми помещениями независимо от того, в какой форме ими было реализовано указанное право. Если принять позицию положения абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части ограничения места реализации жилищных прав военнослужащими, заключившими первый контракт до 1 января 1998 г., лишь местом военной службы, то такое ограничение должно относиться и к реализации ими жилищных прав посредством использования жилищной субсидии, поскольку действующее законодательство не содержит какого-либо ограничения в части, касающейся места приобретения военнослужащим в период прохождения военной службы, в том числе, заключившим первый контракт до 1 января 1998 г., жилого помещения посредством жилищной субсидии. Единственное ограничение в отношении использования жилищной субсидии содержится в абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», где указывается, что жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых получатели жилищной субсидии утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, ограничение в праве на получение жилого помещения лишь по месту прохождения военной службы военнослужащим, заключившим первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., по сравнению с военнослужащими, заключившими такой контракт после 1 января 1998 г., при всех остальных равных условиях является явно неправомерным и противоречащим Конституции Российской Федерации. Вышеизложенный подход к оценке права военнослужащих, заключивших первый контракт до 1 января 1998 г., на получение жилого помещения (жилищной субсидии) по избранному постоянному месту жительства полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27 февраля 2012 года № 3-П. Конституционный Суд Российской Федерации в приведенном Постановлении отмечает, что «… федеральный законодатель должен осуществлять правовое регулирование с учетом вытекающего из статей 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации общего требования, в силу которого различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. № 8-П и от 5 апреля 2007 г. № 5-П) …».

Ограничение в праве на получение жилого помещения по избранному месту жительства в той мере, в какой оно предполагает предоставление нуждающимся в жилых помещениях военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., жилого помещения только по месту прохождения военной службы и, исключая возможность предоставления таким военнослужащим жилья по иному избранному ими месту жительства — даже при том условии, что продолжительность их военной службы составляет 20 лет и более, порождает дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории военнослужащих, исходя лишь от даты заключения первого контракта, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 (ч. 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ст. 55, ч. 3, Конституции Российской Федерации). В связи с изложенным представляется целесообразным внести изменения в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части, касающейся ограничения в праве на получение жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно по избранному месту жительства в отношении военнослужащих, заключивших контракт (назначенных на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания) до 1 января 1998 г., при их общей продолжительности военной службы более 20 лет в период прохождениями ими военной службы, исключив такое ограничение. Такое решение законодателя было бы справедливым, обоснованным и полностью соотносилось бы с нормами Конституции Российской Федерации.

Библиография 1. Корякин, В. М. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам военного права [Текст] / В. М. Корякин.— М. : За права военнослужащих, 2006. 2. Корякин, В. М. Жилищное обеспечение военнослужащих. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант» [Текст] / В. М. Корякин.— М. : За права военнослужащих, 2014. 3. Трофимов, Е. Н. О некоторых вопросах, связанных с избранием военнослужащим постоянным местом жительства после увольнения с военной службы населенного пункта, отличного от последнего места военной службы [Текст] / Е. Н. Трофимов // Право в Вооруженных Силах. — 2015. — № 6. — С. 43—50.

Трофимов Е. Н.


Другие новости и статьи

« К вопросу об истоках советского патриотизма

Практика возбуждения военным прокурором дел об административных правонарушениях »


Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU