Проблемы тех, кому повезло в Сталинградском «котле»
В нынешнее время опубликовано огромное количество мемуаров, написанные участниками Великой Отечественной войны, которые были противниками советских солдат. Как правило, это воспоминания солдат или младших офицеров Вермахта, которым в кровопролитных битвах удалось остаться живыми. Многие из них описывали свое участие в боях под Сталинградом. Некоторым повезло больше, они были эвакуированы из Сталинградского окружения или смогли вырваться из него, другим повезло (но все так повезло) они попали и пережили плен. Не повезло тем, кто, в те зимние месяцы, погиб или скончался от ран и голода. В результате окружения и ликвидации блокированной группировки фашистов и их союзников в плен попало более 93 тысяч человек, в том числе 24 генерала и более 2,5 тысяч офицеров различного ранга.
В январе 1943 года командующему 6-й армией Вермахта фельдмаршалу Фридриху Паулюсу было Советским командованием было предложено капитулировать. Отклонив ультиматум, он обрек группировку из 6-й германской армии, 3-й и 4-й румынских армий, 2-й венгерской армии, 8-й итальянской армии, итальянского альпийского корпуса и хорватского полка на гибель. Часть этих войск было разгромлено в результате контрнаступательной операции советских войск по Сталинградом, часть обречена на бесславную гибель в окружении. Остатки окруженных войск противника сложили оружие и сдались в плен в первых числах февраля.
Условия в которых оказались окруженные военнослужащие фашистской Германии, и их союзники оказались тяжелейшими. Среди солдат Вермахта в период боев в окружении был голод, в прямом смысле этого слова. Рядовые на переднем крае в сентябре 1942 года выдавался рацион в размере 1800 суточных калорий, который в условиях неустройства быта и холодов был недостаточен. К декабрю этого года он постоянно снижался. С 26 ноября 1942 года норма хлеба была снижена до 350 г., с 8 декабря — до 200 г.
Местные ресурсы продовольствия были исчерпаны. Возможности получить и грабить у мирного населения было невозможно. Хлеба выдавалось по 50–100 г. в сутки, а кое-где — 38 г. При этом приоритет отдавался немецким войскам. Итальянские, венгерские и румынские военнослужащие оставались практически без продовольствия. В этот период нарастает количество голодных смертей. Только в конце ноября – середине декабря зарегистрировано более 55 смертей от голода, к концу декабря это число увеличилось до 63-65, а с начала января умирало от голода уже до 120 человек в сутки.
Условия зимы 1942-1943 года были суровые, но морозы не носили экстремального характера. Однако при ветре, который дует в приволжских степях, в условиях недоедания и отсутствии топлива для обогрева, для солдата имеют плачевные последствия. В окруженной группировке ощущался недостаток теплой одежды. В мемуарах немецких генералов и офицеров отмечалась слабая обеспеченность воюющих войск в теплом обмундировании. Окруженным войскам теплое обмундирование доставлять было невозможно. Воздушный мост, обещанный Главнокомандующим Люфтваффе маршалом Г. Герингом, не получился. Войска остались не только без продовольствия, но и без зимнего обмундирования. Солдаты вынуждены были снимать с трупов обмундирование, что способствовало распространению педикулеза и, связанного с ним, заразных болезней.
В октябре из-за распространения у немецких захватчиков распространился сыпной тиф. Борьба с распространением насекомых химикатами в порошке эффекта не дало. Возможность прожарки обмундирования и белья, соблюдение личной гигиены отсутствовала. Состояние попавших в плен солдат и офицеров Вермахта и союзных войск определяется такими процентными данными: дистрофия более 70%, авитаминоз почти у 100% военнопленных. Обмороженных оказалось более 60%, психически истощенных до100% и при смерти более 10%.
Для приема военнопленных были организованы несколько армейских и войсковых приемников, из которых пленные направлялись в пешем порядке в лагерь №108 у поселка Бекетовка. Часть военнопленных было госпитализировано (35 тысяч), часть отправлено на лечение в другие лагеря (28 тысяч). Более 20 тысяч пленных оставили на восстановление Сталинграда и окрестных населенных пунктов. Остальные военнопленные были отправлен в другие районы. Пешие переходы пленников по морозу к пункту назначения или транспортировки приводили к дальнейшему истощению и гибели в пути.
С начала войны до ноября 1942 года в лагерях содержалось всего около 20 тысяч военнопленных, выполнявших две задачи: служить рабочей силой и занималось пропагандистской работой. Обеспечение военнопленных продовольствием осуществлялось на основании Приказа Народного комиссара обороны СССР № 232 от 12 июля 1941 г. «Об объявлении норм продовольственного пайка для военнопленных». Для такого количества военнопленных продовольствия вполне хватало. Обеспечить питание почти сотню тысяч военнопленных в условиях ограниченных запасов еды сложно. Поначалу немцами выдавалось 120 г. хлеба, что было мало, однако, с выдачей к нему крупы около 100 г., рыбы (как правило, сельди соленой) почти 100 г., давало возможность сносно существовать, хотя и голодно. Позже питание нормализовалось, приказ выполнялся уже неукоснительно. Смертность после пика первых трех месяцев снизилась.
Специального геноцида побежденным противникам не устраивали. В лагерях военнопленных работали медицинские комиссии, ежемесячно осматривавшая заключенных. Ослабленным выдавались увеличенные на 25% пайки, включая до 750 г. хлеба ежедневно. Да. Газовых камер также в лагерях, где содержался пленный контингент, тоже не было. Основная причина смерти большей части военнопленных — отказ фельдмаршала Паулюса сложить оружие плюс голод, холод и болезни, подорвавшие здоровье бойцов вермахта в окружении.
Литература:
1. История Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
2. Эрих фон Манштейн. Проигранные победы. Личные записки генерала Вермахта.
3. Федор фон Бок. Я стоял у стен Москвы. Военные дневники 1941 – 1945 годов
4. Гейнц Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне.
5. Генрих Хаапе. Пункт назначения – Москва. Фронтовой дневник военного врача.
6. Эдерберт Холль. Пехотинец в Сталинграде. Военный дневник командира роты Вермахта.
7. Ирина Власова. Военнопленные из Сталинградского котла.
8. С генералом «Морозом» можно бороться
В. Головинский, Р. Дорофеев, oboznik.ru
Другие новости и статьи
« Формирование национально-гражданского сознания современного студента: актуальные противоречия
Александр Невский: «Бысть вечье» »
Запись создана: Воскресенье, 22 Декабрь 2019 в 0:04 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Вторая мировая война, Защита, охрана и оборона тыла, Продовольственное, Расквартирование войск.
метки: имущество, В.В. Головинский, Р.А. Дорофеев, питание, педикулез, военнопленные, обмундирование, вши, продовольствие, быт
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика