Культурно-идеологическое воспитание молодежи как базис национальной безопасности России



Аннотация: в статье рассматриваются основы культурно-идеологического воспитания молодежи. Цель статьи – рассмотреть основные параметры культурно-патриотического воспитания молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности РФ. Ключевые слова: культурно-патриотическое воспитание, патриотизм, национальная безопасность, государственная идеология

Современное мировое сообщество сталкивается с различными глобальными вызовами и угрозами, противостоять которым вынуждены как мировое сообщество в целом, так и региональные союзы и государства в отдельности. В мировой практике накоплено достаточное количество механизмов поддержания политической стабильности, в частности по предотвращению внутренних конфликтов. Тем не менее, на современные политические системы постоянно оказывают воздействие дестабилизирующие факторы – внутренние и внешние угрозы национальной безопасности.

Более того, в глобальном мире при транспарентности границ экстремизм еще в большей степени, чем раньше, использует методы информационнопсихологического воздействия и манипулирования массовым сознанием, обеспечивая тем самым политическую мобилизацию масс, превращая людей в толпу, действующую в интересах манипуляторов с целью снижения легитимности власти. Оппоненты политических режимов также используют протестный потенциал групп и слоев общества. Этот фактор необходимо учитывать при ликвидации межэтнических, межконфессиональных и социально-политических конфликтов, поскольку такого рода действия ведут к дестабилизации политической системы в целом. События в странах Ближнего Востока в 2011 г., «цветные» революции в Грузии, Украине (а затем и гражданская война в этой стране), Киргизии, вооруженные конфликты федерального центра и сепаратистского движения в Республике Чечня, распад Югославии – показали, что падение правительств обусловлено в первую очередь системным коллапсом при реализации государственной политики в социально-экономической, этнонациональной и региональной сферах, фактическим бессилием власти в решении накопившихся в обществе противоречий. Противостоять современным глобальным вызовам и угрозам может только духовно и идеологически крепкое общество.

В контексте данной статьи мы будем подразумевать такие угрозы как международный терроризм, экстремизм. Терроризм и экстремизм, в свою очередь, являются определенными идеологическими течениями, противостоять влиянию которых можно духовно и идеологически сильная личность, что добивается только грамотно проводимой политикой в области образования и культурнопатриотического воспитания. Статья 7 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее – Стратегия), утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года1 говорит, что в настоящее время в России создана устойчивая основа для дальнейшего наращивания духовного потенциала Российской Федерации, повышения ее роли в формирующемся многополярном мире. Стратегия утверждает, что возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм.

При этом национальная безопасность, согласно основным положениям документа, должна быть обеспечена на основе взаимосвязи между собой стратегических национальных интересов в сферах национальной обороны, государственной и общественной безопасности, повышения качества жизни населения, роста экономического потенциала, технологии, образования, здравоохранения и культуры, экологии и рационального природопользования, достижение стратегической стабильность и равноправного стратегического партнерства. Можно также отметить позицию России в вопросах сохранения традиционных семейных ценностей, что является ярким доказательством следования общечеловеческим ценностям в воспитании молодого поколения. «Мы должны гордиться своей историей, и нам есть, чем гордиться. Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперед», – сказал на заседании клуба «Валдай» Президент Российской Федерации В.В. Путин2 . Культурно-идеологическая составляющая является базисом в воспитательной работе, как молодого поколения, так и взрослого. Только человек с твердым внутренним стержнем способен противостоять внешнему давлению, которое стремится сломать самоидентичность противоположного субъекта, исходя из собственных корыстных, благих или каких-либо других интересов. Патриотизм, который строится на основе воспитания через призму базовых ценностей, как системы, и базовых ценностей, как национальной идеи, национальной осознанности, национального мировоззрения, национального самосознания, способен, призван и является единственным надежнейшим фактором, обеспечивающим преемственность и единство в развитии государства. Базовыми идеологическими ценностями, на которых должно строиться патриотическое воспитание в России и других государствах можно считать общечеловеческие нормы морали и нравственности, описанные во многих религиозных течениях, в частности, в «Семи заповедях сынов Ноаха». Однако, несмотря на успехи в возрождении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в начале третьего тысячелетия остро стоит вопрос о патриотическом воспитании молодежи как основного ресурса государства в рамках формирования «человеческого капитала».

Следует отметить, что еще античные философы отводили патриотизму главную роль в системе нравственных обязанностей членов общества. При этом нравственная категория долга перед Родиной означала для них не только ее военную защиту, но и активное участие в государственном управлении . На базисах воспитания патриотизма, основанного на общечеловеческих ценностях, строится патриотизм человеческой цивилизации, так как патриотизм внутри отдельно взятого государства – это любовь к своей малой Родине (в планетарных масштабах). Земля является домом всего человечества и возможно ли дальнейшее развитие человеческой цивилизации без объединения в единую структуру всего мирового сообщества, когда жизнь ставит глобальные вызовы перед всем человечеством. Для решения современных глобальных задач, стоящих перед человечеством, необходима консолидация всего мирового сообщества. В этой связи возрастает необходимость идеологического воспитания внутри государств, возвращению морального облика человечества к основам морали и нравственности, монотеистическим ценностям, доказавшим свою актуальность на протяжении тысячелетий, как фактора определяющего и координирующего межличностные отношения, на которых строятся остальные виды отношений.

В качестве положительного примера патриотического воспитания, любви к малой Родине, но с пониманием общности судьбы и истории, можно говорить о национальных республиках в составе Российской Федерации, которые не отрываясь от своих национальных корней, являются неотъемлемой частью России. В культурно-идеологическом воспитании молодежи должное внимание должно быть уделено проблемам формирования качественно новых семейных отношений. Здоровое современное общество надо строить снизу – с человека и семьи. Через любовь к родителям и любовь к стране. Через уважение к старшим – уважение к власти. В семье наиболее ярко проявляется существующие в обществе отношения между мужчиной и женщиной, то есть отношения, которые всегда были одной из движущих сил истории. В итоге, семья – это первооснова государства6 , первооснова общества.

Отметим, что семья является первоосновой общества, поскольку именно в ее раках происходит первичная социализация молодого поколения. Однако необходимо помнить, что именно личность и ее интересы является базисом семьи и любой другой социальной группы, что приводит нас к выводу о первостепенности благосостояния и чувства справедливости личности, которое складывается во многом от состояния семьи в обществе. В Стратегии фактором повышающим качество жизни российских граждан названо удовлетворение духовных потребностей граждан, а также посредством чего данные потребности будут удовлетворены. Это могут быть фильмы, снятые по заказу Администрации США, или русская классика и кинематограф, – зависит от системы культурноидеологического воспитания, в первую очередь. В

документе также подчеркивается, что национальными интересами на долгосрочную перспективу является сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации такого стратегического национального приоритета, как культура. Необходимо подчеркнуть особенность русского духовно-идеологического потенциала, который обеспечивает баланс интересов коренного населения и трудовых мигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий7 . Безусловно, именно школа играет первостепенную роль в воспитании молодежи и повышение ее роли по воспитанию молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурноисторических ценностей; повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий – это составляющие элементы духовно-идеологического воспитания молодого поколения. «При помощи языка личность обнаруживает свой внутренний мир», – Н.С. Трубецкой.

Обстоятельства социальной, культурной и политической жизни русских людей на протяжении последнего тысячелетия обусловили основные принципы мировосприятия и идеологии. Физически существуя в трехмерном пространстве, духовно русский человек всегда находился в психологическом и идейном дуализме, что, в свою очередь, создавало культурную парадигму, которая постоянно насыщалась новыми фактами и событиями. Идти вдаль или расти вверх? – постоянное противоречие русского человека между физическим становлением и духовным ростом.

Точным отражением характера отношения русского к другому человеку является славянский императив, который не является строгим повелительным наклонением, а восходит к древней форме оптатива, то есть желательной формы выражения мысли: «Не могли бы вы, мне бы хотелось, чтобы вы…». Личное сознание русского человека никогда не выходило за пределы коллективной мысли. «Ничего не нужно доказывать логически, потому что логические операции раздробляют цельное тело истины и создают иллюзию знания, подавляя естественный порыв человека к познанию, а познание осуществляется в языке и через слово»10 . Говоря о ментальности русского народа, можно отметить, что выделяется общая установка на характер разговора: преобладает не монологразмышление, а активно протекающий диалог, в котором рождается обоюдно устраивающая все стороны диалога мысль. Не коммуникативный аспект речи кажется важным, а речемыслительный. Главная мысль рождается в думе, а индивидуальная мысль только направлена словом (мысль мыслит каждый сам по себе). При этом только дума, а не мысль, способна создавать слово, и она есть воплощение личной мысли освещена признанием остальных вокруг. Также отличительными чертами являются категоричность самоутверждения и бытовой нигилизм русского человека, которые хорошо отражает фраза: «никто никому никогда ничего не должен». Плеоназм, как особенность русской речи – это серьезная проблема для лингвистической составляющей языка, но, в тоже время, плеоназм придает речи усиленный эмоциональный настрой, который диктует русская ментальность. Сегодня идет настоящая война и против русского языка – носителя генотипа отечественной культуры.

Язык – это система знаков, «имеющих значения», с помощью которых люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. Сохраняя родной язык, сохраняется государственная самоидентификация11 . Также важнейшей составной частью культурно-идеологического воспитания должны стать реальные направления формирования в стране современного гражданского общества, без которого не может быть и реальных перспектив развития страны. Классики социологии, включая К. Маркса, определяли гражданское общество как систему, в которой главные культурные и политические ценности и интересы всего общества становятся частью сознания индивидов, которые их разделяют, а нормы морали, закона и другие параметры общественной жизни в свою очередь становятся естественной частью менталитета личности, принявшей их в качестве регулятора собственного поведения. К традиционным российским духовнонравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины (Стратегия). Задача создания в стране реального гражданского общества должна стать основой государственной идеологии, ее базовым элементом и безусловным приоритетом.

В отсутствии такой идеологии в обществе может нарастать конфликтогенность наряду с политической апатией, социальной инертностью и всеобщей политической и социальной апатией. Оставить процессы формирования социальной структуры общества на саморегуляцию фактически означает готовить базу для очередного социального взрыва. При выстраивании идеологической платформы государство должно считать приоритетными в первую очередь общечеловеческие ценности как ценности более высокого порядка по сравнению с национальными ценностями12. Трудно не согласиться с профессором Прохожевым А.А. о более высоком порядке общечеловеческих ценностей: общечеловеческие ценности – это ценности, которые едины во всех культурах монотеистического характера, занимающих доминирующее положение в мире. Историческое прошлое России является ярким доказательством того, что государственная патриотическая идеология являлась одним из основных факторов, который обеспечивал жизнеспособность социально-политической системы. Патриотизм – это характерная черта менталитета российского народа, духовная основа развития российской государственности. Наиболее сильное проявление патриотизм как часть самоидентификации личности проявляется в критических условиях – война, вооруженные конфликты и внешние угрозы безопасности страны. Русские воины – офицерский корпус и солдаты, – всегда являлись носителями патриотической идеи при защите рубежей Отечества. Вся русская культура прошлого, с момента основания единого Московского княжества, пронизана идей патриотизма и служения Родине. Патриотизм – это фундаментальная основа национальной безопасности.

Новые российские реалии стимулируют возрождение патриотической идеи как духовной опоры общества, важнейшей составляющей общенациональной идеологии, фундаментальной основы обеспечения национальной безопасности. Целенаправленное культурно-идеологическое воспитание молодежи должно повысить эффективность и значимость деятельности по формированию у молодого поколения мировоззренческих ориентиров и ценностей, чувства личной причастности к историческому наследию и созидательному труду своего народа. На государственном уровне необходимо создать основы для того, чтобы молодое поколение научилось осознавать свою причастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны, осознавать значимость личного вклада каждого в развитие страны, человеческой цивилизации. Согласно Стратегии национальной безопасности РФ, основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовнонравственных и культурно-исторических ценностей в контексте многонационального государства.

Для укрепления и развития данных ценностных ориентаций в обществе требуется формирование институтов гражданского контроля над действиями властей и, в особенности, в военной сфере, поскольку именно она создает базис для эффективного противостояния внешним угрозам и обеспечивает национальную безопасность страны. Гражданский контроль в сфере обеспечения военной компоненты национальной безопасности может осуществляться в следующих формах14: правое обоснование решений органов военного управления с точки зрения соответствия нормам российского законодательства и международного права; мониторинг над выполнением программ реформ силовых министерств и ведомств, в сфере социального обеспечения военнослужащих, сотрудничество с другими государственными и международными организациями в сфере обороны и безопасности; контроль над соблюдением требований Конституции и законов в отношении прав и свобод граждан, проходящих службу в органах обеспечения военной безопасности и членов их семей; контроль над соблюдением бюджетных расходов на нужды обороны и безопасности; контроль над соблюдением законности при рассмотрении органами военного управления обращений и жалоб военнослужащих и членов их семей. При отсутствии должного контроля со стороны гражданского общества во властных структурах развивается коррупция и возрастает число правонарушений.

Так, по информации Следственного комитета России в 2013 г. увеличилось количество преступлений совершенных военнослужащими ФСО России и внутренних войск МВД России. Однако на 22% сократилось количество преступлений в ФСБ России, на 9% в войсках и организациях МЧС России. Общий ущерб государству от зарегистрированных преступлений вырос на 42% по сравнению с 2012 г., с 10,7 до 15,2 млрд. рублей15. При этом большая часть преступлений имела коррупционную составляющую именно в силу отсутствия должного гражданского контроля над властными механизмами.

С тем, чтобы в будущем снизить число такого рода деяний, моральноэтический кодекс чести русского воина и гражданина должен формироваться на прочной базе общечеловеческой морали и нравственности, а также должен быть подкреплен четкой государственной идеологией патриотической направленности. Укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, а также развитие межнациональных межрегиональных культурных связей – это одни из тех базисов, на которых должно быть построено культурноидеологическое воспитание современного молодого поколения России.

Качалов А.Г., аспирант, Темкин В.Л., аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Другие новости и статьи

« Планы уборки на арктических островах

Организация, задачи продовольственной службы воинской части и ее взаимодействие с финансово- экономическими органами »


Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU