Патриотизм как аспект современного публицистического дискурса



Аннотация. Методология определения понятия «патриотизм» в контексте современного публицистического дискурса рассмотрены в статье на материале контекста юбилейного номера журнала «Кубань», посвященного 70-летию Победы. Ключевые слова: патриотизм, идееобразующий компонент, патриотическое самосознание, национально-историческая идентичность. Annotation.

The methodology for the definition of «patriotism» in the context of contemporary media discourse discussed in the article on the material context of the anniversary issue of «Kuban», devoted to the 70 anniversary of the Victory. Кey words: patriotism, idaeobatus component, Patriotic selfknowledge, national-hystorical identity.

Актуальность предпринятого исследования определяется тем обстоятельством, что категория патриотизма в контексте современного информационного пространства является стержневой и идееобразующей: геополитическая ситуация, сложившаяся в мире на сегодняшний день, имплицитно (с помощью слова) или эксплицитно (в подтексте), в положительной или отрицательной смысловой коннотации трактуется мировым сообществом как вектор Великой Победы.

Степень изученности данной проблемы определяется дискурсивным подходом к исследованию данной проблемы представителями русской философской мысли: Ивана Ильина «Путь к очевидности», «О сопротивлении злу силою», Николая Бердяева «Судьба России», Сергия Булгакова «Тихие думы», современными политологами, рассматривающими патриотизм в контексте идеологии Нового мирового порядка: Сергея Кара-Мурзы «Между идеологией и наукой» (2015); Игоря Панарина «Сталин: информационный механизм Победы»; Кольцовой В.А., Соснина В.А. «Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе» (Психологический журнал. 2005. № 4) и др. Новизна нашего исследования связана с контент-анализом публикаций спецномера журнала «Кубань», посвященного 70-летию Великой Победы.

Цель исследования – обозначить духовно-нравственные параметры патриотизма как аспекта современного публицистического дискурса. Для достижения поставленной цели нами в работе решаются следующие задачи:  определяются духовно-нравственные параметры патриотизма;  патриотизм как явление духовного порядка соотносится с процессом глобализации и утратой государственной и культурноисторической идентификации;  актуализируется патриотический пафос художественных повествований кубанских писателей-фронтовиков сквозь призму современных геополитических стратегий России;  путем сопоставительного анализа произведений о Великой Отечественной войне писателей Кубани и публицистических работ выпускников факультета печати и журналистики, ответственных за выпуск юбилейного номера журнала «Кубань», устанавливается живая связь поколений. Объект исследования – современный публицистический дискурс.

Предмет исследования – патриотизм как один из стержневых содержательно-смысловых аспектов современного публицистического дискурса. Методы исследования: культурно-исторический, контентанализа, сопоставительный, приемы биографического метода. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в курсе лекций по «Истории отечественной литературы», по «Кубанской журналистике», в школьном образовательном процессе при чтении курса «Кубановедения». Для осознания аксиологических, ценностных ориентиров происходящего в мире геополитических событий особую значимость обретает осмысление категории патриотизма с духовно-нравственных позиций. Именно такой методологический подход позволяет строить неутешительный прогноз: государствам Европы грозит утрата своей национально-исторической идентичности. Проект всемирной глобализации по сути своей направлен на разрушение культурных традиций, подчинение народов наднациональным, общечеловеческим ценностям, которые имеют смысл только тогда, когда зрелым и самостоятельным является национальное самосознание народов, составляющих макрокосм. Поэтому приоритетным становится патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Известный русский философ, мыслитель первой половины XX столетия И.А. Ильин уделяет в своих трудах этому вопросу особое внимание. «Воспитание детей – это пробуждение их к национальному духовному опыту. Всему, вызывающему в ребенке восхищение, преклонение, нравственные (великодушие, понятие о чести и проч.) и эстетические чувства, любознательность, жажду подвига и т.п., – желательно быть национальным. Детям полезно почуять в себе «кровь и дух своих русских предков и принять любовью и волею всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей» [5; 202]. И. Ильин говорит о том, что язык «таинственным образом» вмещает в себя прошлое народа, его духовный уклад и творческие замыслы.

Новое поколение должно научиться переживать успех русской армии как свой личный успех, его сердце должно сжиматься от ее неудачи, ее вожди должны быть героями, ее отмена – святынею. Также ребенок должен осознать необъятный простор территории своей страны – национальногосударственное наследие России, почувствовать, что оно сохранено от посягательства врагов кровью и трудом, волею и духом. Утратить этот путь – значит погубить свою духовность и погибнуть. Пребывая же в этом ритме, народ духовно растет и процветает, «не влачится за колесницей истории, а правит ею». Эти мысли Ивана Ильина особенно актуальны сегодня в России, гражданам которой предлагают согласиться с её переписанной, а потому ложной историей. Для россиян как никогда важна мысль о том, что для полноценного развития человек должен принять духовное наследие своей Родины. Родина – не место на земле, где человек «произошел на свет» или где он «привык жить», но то место, где он родился духом и откуда он исходит в своем жизненном творчестве. «И если я считаю моей Родиной Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верую в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею. Его дух – мой дух; его судьба – моя судьба; его страдание – мое юре; его расцвет – моя радость» [5; 363].

На протяжении веков отношение к патриотизму можно назвать не только неоднозначным, но даже противоположным. Ирландский писатель Бернард Шоу говорил: «Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился». Выдающийся американский морской офицер Стивен Декейтер считал: «Права она или нет – это наша страна». Джон Кеннеди 35-ый президент США заявлял: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей Родины». А вот Марк Стейнбек саркастично дополнил: «Не спрашивай, что ты можешь сделать для своей Родины, – тебе и так об этом напомнят». Само понятие «патриотизм» нередко подменялось, искажалось, критиковалось. Философ Древней Греции Диоген описал себя как космополита, «гражданина мира». С тех пор антонимом понятию «патриотизм» является «космополитизм». В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила лояльному монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл ее в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм» и синонимом понятия «революционер». Психологи В.А. Кольцова и В.А. Соснин определяют патриотизм как чувство ценности и необходимости для жизни каждого человека его включения в большую целостную индивидуальность народа и, с другой стороны, как инстинкт самосохранения народной индивидуальности и самобытности [7]. Это та духовная сила, которая поддерживает единство народа – национальную культуру и религию, историческую традицию, неприкосновенность территории. Поэтому угасание патриотизма выступает признаком кризиса социума, а его разрушение – это путь уничтожения народа. Патриотизм рассматривается И. А. Ильиным как любовь к Родине, которая является духовной реальностью, воспринимаемой духовным опытом. Любить Родину – значит любить в ней то, что действительно заслуживает любви. Патриот принимает многовековое творчество своего народа как отправной пункт своего собственного творчества. Толковый словарь Ожегова определяет патриотизм как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Большой энциклопедический словарь также связывает патриотизм с любовью к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Отчизнолюбие, любовь к Родине, любовь к Отечеству ставит в один ряд с патриотизмом словарь синонимов. Патриарх Алексей II в интервью газете «Труд» сказал: «Патриотизм – это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны» [5]. И. А. Ильин указывает, что духовное сокровище Родины живет в душе человека. Тому, кто не чувствует этого, надо обратиться к своему собственному духу, чтобы узнать «духовное лоно своего народа». Этот процесс И.А. Ильин называет актом патриотического самопознания. «Тогда он, подобно сказочному герою, припавшему к земле ухом, услышит свою Родину; услышит, как она в его собственной душе вздыхает и стонет, поет, плачет и ликует; как она определяет и направляет, и оплодотворяет его собственную личную жизнь. Он вдруг постигнет, что его личная жизнь и жизнь его Родины суть в последней глубине нечто единое и что он не может не принять судьбу своей Родины, ибо она также неотрывна от него, как он от нее и в инстинкте, и в духе» [5; 185]. Тема патриотизма для советских людей по-новому зазвучала в годы Великой Отечественной войны.

После долгих лет пропаганды идей пролетарского интернационализма, стирающего грани национальных особенностей, началось обращение к национальным чувствам, национальной гордости, особенностям национального характера. В публицистике военной поры Михаила Шолохова, Александра Твардовского, Константина Симонова, Алексея Толстого активно использовались понятия «русский народ», «русская земля», «русский язык», рассказывалось о подвигах Минина и Пожарского, Александра Невского, Дмитрия Донского, великих русских полководцев Суворова, Кутузова, которые пробуждали архетип национального сознания и мотивировали желание умереть за родную землю, за родной край.

В тяжелые военные годы выходят труды по русской истории, культуре, искусству, древнему русскому зодчеству. Не случайно именно в канун Юбилея Победы в Великой Отечественной Инине русский народ вновь оказался на передовом рубеже современных геополитических столкновений. Россия как никогда нуждается в самостоятельном национальном по духу и патриотическом по своему пафосу творчестве: в углублённом, свободном, непредвзятом созерцании, в созидании, исходящем из любви к Родине. Первостепенной объявлена Президентом задача ориентации системы образования и воспитания, средств массовой информации, идеологического аппарата государства на формирование у российских граждан знаний о героических страницах великой истории, о самоотверженной борьбе народа за сохранение государственной независимости, о подвигах патриотов-соотечественников. По словам Ивана Ильина, «ни один народ в мире не имел и не имеет ни такой территории, ни такого национального состава, ни такой истории, как Россия.

Русский человек всегда добродушно уживался с другими народами и ненавидел лишь вторгающихся поработителей; он ценил свободу духа, – и если бы другие народы его не тревожили, не мешали ему жить, то он не брался бы за оружие» [5; 64]. Студенты выпускного 5 курса факультета печати и журналистики в канун Великой Победы взяли на себя обязательства в рамках преддипломной практики подготовить к выпуску специальный номер журнала «Кубань», посвященный 70-летию Победы. Публицистический дискурс журнала «Кубань» выстраивается как на уровне дизайна (дизайн обложки), так и на уровне содержания. В первую очередь тематический характер носят рубрики: «Они сражались за Родину», «Дети войны о войне», «Кубань в одежде подвига», «Голоса живых».

В рубрике «Они сражались за Родину» собраны художественные произведения писателей-фронтовиков Кубани: Аркадия Первенцева, Павла Иншакова, Бориса Тихомолова, Бориса Каспарова, Ивана Дроздова, Григория Василенко, Петра Игнатова. Сергея Маркосьянца. В рубрике «Дети войны о войне» собраны стихи кубанских поэтов, родившихся в годы войны или сразу после войны: подборка Юрия Кузнецова названа «За сказку русского лица…», Сергея Хохлова – «Люблю я, Господи, Россию…», Николая Зиновьева – «Был День Победы взрывом счастья…», Владимира Архипова – «Жива отцовская отвага…». Свидетельства живых ветеранов Великой Отечественной, которых разыскали мои сокурсники, размещены в рубрике «Голоса живых». В рубрике «Живи и помни» опубликованы статьи студентов, размышляющих о войне: «Час мужества» Екатерины Федоренко, «С сердцем – на флагштоке» Анны Влезько, «Русские сильны памятью!» Анастасии Прощенко, «Моя Победа» Натальи Ковалевой, «Война не задаёт вопросов» Анны Вечирко.

Концептуально определяющими общую тональность и идейную направленность номера являются материалы О.Т. Паламарчука «Победа как Судьба», аналитическое интервью с А.В. Жинкиным «Нам нельзя потерять победу!..», статьи В.А. Канашкина под общим названием «Набат Победы и позывные дня сего». Практическая значимость данного издательского проекта заключается в возможности использования его материалов в курсе «Кубановедения», преподаваемом в школах и гимназиях города и края, а значит, в конечном счете, медийное продвижение данного проекта должно работать на рекламу КСЭИ в целом. Ценность художественных повествований, созданных писателямифронтовиками Кубани, таких, как «Секретный фронт» Аркадия Первенцева, «Записки партизана» Петра Игнатова, посвященные погибшим в партизанском отряде сыновьям, братьям Игнатовым, «Малая Земля» Георгия Соколова, «Небо в огне» Бориса Тихомолова и др., – в том, что сегодня они являются документом военной эпохи и способствуют установлению утраченной временем духовнонравственной связи поколений, сохранению непреходящих ценностей: воли к жизни, добра, любви, мужества, целеустремленности, веры.

Студентами факультета собрано много архивных данных и поднят огромный пласт литературы, который создает прецедент уникальной антологии, требующей дальнейшего научного исследования. Таким образом, можно сделать вывод: будучи одним из стержневых содержательно-смысловых компонентов современного публицистического дискурса, патриотизм как акт патриотического самопознания является категорией аксиологического плана. Присутствуя в публикациях СМИ, выполняет функции коммуникативного, познава тельного свойства. Перспективы дальнейшего исследования проблемы патриотизма как идееобразующего компонента публицицистического дискурса мы связываем с возможностью установления в самом содержании данной категории интегрирующих связей различных эпох и поколений.

Литература:

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с.

2. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 2. Кн. I. М.: Русская книга, 1993.

3. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 2. Кн. II. М.: Русская книга, 1993.

4. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь: Книга раздумий // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 3. М., 1994.

5. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 1. М., 1996. в 10 томах.

6. Ильин И.А. Духовный смысл войны // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 9-10. М., 1999.

7. Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал. 2005. 8. Электронный ресурс: http://www.pantoleon.ni/answer/opatriotizine.

А.И. ВЛЕЗЬКО, студентка факультета печати и журналистики КСЭИ

н.р. Н.И. ЩЕРБАКОВА, к. филол. н., профессор КСЭИ


Другие новости и статьи

« Роль журналиста в создании образа героя «нашего времени» в средствах массовой информации

Категории добра и зла, программируемые СМИ (на примере новостных выпусков российских телеканалов) »


Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU