Категории добра и зла, программируемые СМИ (на примере новостных выпусков российских телеканалов)

Аннотация. В статье рассмотрена проблема влияния СМИ на развитие морали в обществе. Проведён анализ телевизионных новостей популярных российских телеканалов. Мораль в СМИ, категории добра и зла.
Ключевые слова: язык СМИ, телеканалы, новости, «добро» и «зло», влияние СМИ.
Annotation. In this article the author deals with the problem of mass media influence on the development of moral in the society. There is an analysis of TV news of popular Russian TV-channels. Morality in the media, categories of good and evil.
Key words: the language of media, television, news, "good" and "evil", the influence of the media. «У людей нет потребности утомлять себя созданием картины мира.
Они заимствуют ее из средств массовой информации» Стриженко А.А.
Узнавая о том, что происходит в мире и стране, человек невольно обрисовывает определённую картину мира, а равно-таки и отношение к этому миру. Ознакомившись с новостью, он может с ней согласиться, воспротивиться ей или же «смириться» с полученной информацией. Эта реакция на СМИ и есть индикатор тех моральных предпочтений, которые заложены и в человеке. Но кем и чем именно заложены те или иные моральные концепты?
Главную роль в формировании норм морали возлагают, прежде всего, на само общество, а в частности на такой социальный институт как семья. Но откуда семья берёт те моральные ориентиры, которые они вкладывают в подрастающее поколение? Первое – это традиции, которые перешли к ним от предков; второе – индивидуальный опыт социализации родителей, воспитание жизнью; третье – СМИ. В современном информационном мире именно журналистские материалы в большей степени программируют определённое восприятие и реакцию человека на то или иное событие, тем самым закладывая определённые ценности. Первыми и основными ценностями, которые формируют СМИ, являются нравственные категории добра и зла.
В зеркале журналистики под категорией добра понимается то событие, которое располагает к себе, вызывает одобрение, желание следовать сформированному образу; под отрицательной категорией понимается тот социальный сюжет, который отторгает, вызывает неприязнь и выступает для аудитории в качестве негативного примера. Обе категории морального знания заключают в себе функцию регулирования и оценки поведения человека. Моральные концепты понимания добра и зла, программируемые СМИ, формируются в многоуровневой языковой системе журналистских материалов.
Под многоуровневостью языка СМИ понимаются: уровни восприятия текста (видимый текст, его контекст, подтекст, предтекст); семантика (смысловой портрет сказанного, определяемый путём контент-анализа и его аналитического осмысления; особой частью смыслового портрета выступают вводимые журналистами термины и понятия с заложенной в них определённой оценкой); смысловые акценты; умалчивание; возникающий ассоциативный ряд – коннотации. Все вышеупомянутые пункты являются содержательной стороной языка СМИ. Однако не меньшую значимость в системе языка журналистики играет его форма – особая знаковая природа языка.
К ней относятся: фото- и видеоряд, аудио сопровождение информации; интонационная окраска слов; жестикуляция и мимика журналиста. Учитывая все перечисленные особенности системы языка СМИ аудитория сможет раскрыть для себя цель того или иного журналистского материала, тем самым уберечься от необъективной информации и «зомбированной» точки зрения, навязанной СМИ. Для того, чтобы продемонстрировать многоуровневость языка СМИ и его влияния на моральные категории добра и зла, мы проанализировали телевизионные новостные выпуски, транслируемые на одних из популярных телеканалов Российской Федерации:
«Первый канал», «Россия-1» и «НТВ». Выбор пал именно на телевизионные СМИ в связи с предпочтениями аудитории телевидения как основного источника актуальной информации обо всём, что происходит в мире (90% россиян получают информацию из телевизионных каналов) [2]. Временные рамки анализируемых выпусков относятся к марту 2014 года.
Выбор данного периода обусловлен желанием обозначить тенденции понимания морального добра и зла, которые повлияли на ценностные ориентиры аудитории и его сегодняшнее восприятие информации.
Первая рассматриваемая нами новость – решение стран об активизации вооружённых сил. В первой же новости мартовского воскресного выпуска 2014 года происходит абсолютно разная оценка двух идентичных по своей сути событий: готовность вооружённых сил России и Украины к активным действиям. Семантика факта российской активизации войск заключается в следующих фразах: советом федерации «единогласно было дано добро», «нормализация», «урегулирование», «угроза жителям Крыма», «армейский рычаг» и т. п. Об активизировании войск Украины говорится прямым текстом: «Уже ночью стало известно, что на заседании Совбеза власти Киева решили привести вооружённые силы страны в полную боевую готовность» [3].
При донесении этих фактов телеведущая Ирада Зейналова повышает тон, делая его одобрительным, сообщая о разрешении использования войск РФ президентом, и понижение интонации как знак осторожности и значимости, говоря о решении активизации войск Украины. Таким образом, данный образ-символ решения активизации вооружённых сил обеих стран разделился на стороны «добра» и «зла». Хотя с моральной точки зрения, как бы ни преподносился данный факт, он будет являться воплощением нравственного «зла». Однако телеведущая смогла обыграть негативную природу факта и убедить в этом не вдумывающегося в каждое слово зрителя. Этот же образ-символ так же трактуется и на телеканале «НТВ». С российской «стороны» используются всё те же слова «нормализация», «насилие над русскоязычным населением», «помощь».
Сюжет сопровождается комментариями Валентины Матвиенко и Геннадия Зюганова в аналогичном семантическом ключе. Телеканал «Россия 1» данный образ-символ раскрывает аналогично предыдущим коллегам с одной лишь только разницей: Владимир Киселёв произносит новость о приведении украинских войск в полную боевую готовность с иронией, носящей оттенок издёвки.
«Вообще странное заявление», − комментирует данную информацию телеведущий. Ссылаясь на то, что он бы не хотел никого обидеть, ведущий заявляет: «Сильная сторона украинской армии в том, что её нет». Об этом он судит из того, что «говорят» о состоянии морского флота Украины, а именно подводной лодки.
В данной короткой новости нарушается два правила журналиста: быть объективным и беспристрастным. Однако своей подачей новостей он формирует несерьёзное понимание серьёзного факта – угрозы военного конфликта. С точки зрения морали российский акт «добра» становится ещё более великим в сравнении с ничтожным безумным «злом». Вторая не менее важная информация, прозвучавшая на каждом из рассматриваемых телеканалов, – митинги в поддержку крымчан. Позже к данным митингам присоединились акции в поддержку русскоязычных областей Украины. Данный факт трактуется популярными российскими общественными телеканалами как положительный. Это определяется рядом семантических признаков.
Так, смысловые оттенки одного и того же события приобретают значения с разнообразным эмоциональным оттенком. Синонимами понятия данных митингов выступали: «митинг в поддержку соотечественников» (5 марта, «Новости» «Первого канала»), «народный сход» (4 марта «Сегодня» «НТВ»), тем самым показывая не только правовую, но и духовную подоплёку собрания граждан. Акцент в подаче новости расставлен на следующие выражения: «против националистических настроений», «призыв не допустить нацизма в Украине», «за сохранение дружеских отношений России и Украины», «призывы об оказании не только гуманитарной, но и финансовой помощи Крыму и соседним с ним областям». Также от лица опрашиваемых часто звучала фраза «восстановить справедливость» касаемо поддержки решения крымчан о присоединении к РФ.
В репортаже «НТВ» (от 7 марта 2014 г.) с митинга на Васильевском спуске в Москве толпа, услышав о решении проведения референдума в Крыму, в один голос скандирует: «Молодцы». Акцент делается на словах Владимира Константинова – спикера украинского парламента, председателя верховного совета Крыма: «Мы всегда ощущали вашу поддержку! Мы знали, что Россия нас никогда не бросит», «Война впереди, мы не должны бросить наших соотечественников, мы не должны бросить украинский народ на растерзание этим бандам».
В связи с этим и другими новостными сюжетами о митингах граждан России в поддержку крымчан и жителей юго-востока Украины вызывают ассоциации с «добром», т.е. с положительным поступком проявления гражданской воли и долга, но главное – сострадания. Следующей немаловажной темой новостей на наш взгляд является национализм и действия «Правого сектора» в Украине. Даная подборка новостей вышла в эфире «Вести недели» с Владимиром Киселёвым (от 16.03.2015). «Национализм разрушителен», – даёт оценку телеведущий всему, что совершает «Правое дело».
«Люди хаоса», «охота на несогласных», «русофобские призывы», «боевики правого сектора», «национальная гвардия», «зачистка протестных настроений юго-востока», «майданутые». Все эти выражения в адрес «Правого сектора» позволяет себе ведущий «Вестей» Дмитрий Киселёв и корреспондент Александр Барицкий. Более объективное и беспристрастное описание «Правого сектора», на наш взгляд, заключается в термине «радикалы». Безусловно, этот термин размыт и требует дополнительных определяющих слов, но он не несёт в себе какого-либо эмоционального оттенка. Введён журналистами также термин «молодчики».
По своему лексическому значению он несёт положительный оттенок, однако контекст и подтекст данного слова сугубо отрицательный. В целом же, во время новостного сюжета возникают коннотации фашистской идеологией Германии. Для россиян эта ассоциация носит сугубо отрицательный характер, как и фашисты времён Великой Отечественной войны. При этом следует кадр, где человек в камуфляже – украинский военный – со сцены отправляет в зал жест приветствия, характерный фашистам в годы Великой Отечественной. Также в видеоряд входят кадры с Майдана, взлом банка членами правого сектора, а также их грубое обращение с некоторыми представителями власти. Одними из немногих истинно социальных новостей, не связанных с политикой, являются подробности Паралимпиады-2015, борьбы с коррупцией и человеческими болезнями.
Российские паралимпийские спортсмены, победившие в общекомандном олимпийском зачёте, выступают в сюжетах как символ воли и мужества. О триумфе российской паралимпийской сборной вещает «Первый канал» (от 17.03.2014). В сюжете Владимир Путин – президент РФ – говорит о победах паралимпийцев: «Спасибо вам большое за тот дух, который вы вселили в миллионы людей, готовых так же, как и вы, не только заниматься физкультурой и спортом, но и добиваться в жизни самых высоких рубежей. Вы нам их показали!».
При этом видеоряд сопровождается кадрами из спортивных соревнований, в которых спортсмены проходят дистанцию или уже ликуют на финише. Новость о бывшем Новосибирском губернаторе-коррупционере была далеко не первой в выпуске новостей на «Первом канале» (от 19.03.2014): она была седьмой новостью. До этого все 6 новостей были посвящены теме Украины и Крыма, в их числе новость о том, как без пробок можно будет попасть в Крым. Речь идёт о Василии Юрченко, который был уволен в связи с утратой доверия президента. Семантически слово «коррупция» в сюжете ставится в один ряд с таким выражением как «и другие злоупотребления», что звучит довольно объективно, без эмоционального смыслового оттенка. Однако это не та тема, в которой «коррупция» должно терять эмоциональную окраску.
Видеоряд, связанный с данной новостью, представлен лишь одним 5-ти секундным появлением самого коррупционного политика. Остальные кадры – это административные здания. Также в данной новости умалчиваются подробности беззаконного деяния бывшего губернатора. Сюжет носит характер уведомления – новости, кратко сообщающей о том, что такое событие имеет место быть. Почти единственный сюжет за март месяц прошлого года о том, что на планете совершаются добрые дела, освещал события, связанные со сбором средств на лечение тяжелобольных детей. («Новости» «Первого канала» от 21.03.2014).
Зрители «Первого канала» собрали необходимую сумму девочке Даше Соловьёвой для лечения опухоли головного мозга. Ощущение единения перед бедой носит семантический ряд: «собрали всем миром», «побеждаем болезни вместе». Новость сопровождается лирической музыкой, которая усиливает восприятие этой новости, как «доброй». В самой новости звучит это слово, ведь для того чтобы помочь девочке, было необходимо отправить «добро» на короткий номер 5541 (стоимость СМС – 75 руб.). Данная акция осуществляется непрерывно каждый день.
Помимо Даши Соловьёвой в сюжете показаны и другие дети, которые тоже получили помощь или ждут её. Сюжет о собранных средствах для лечения Даши Соловьёвой – один из тех новостных блоков, которые говорят о моральных ценностях без примеси политики или экономики. Подводя итоги исследования, добром выступает: освободительная миссия Росси в отношении Крыма, митинги в поддержку крымчан как символ единения народов, умения поддержать, не оставить в трудной ситуации; победа над чужими болезнями сообща, победа российских спортсменов на паралимпиаде. Зло: ввод украинских войск, национализм (фашизм), коррупция. Те понимания добра и зла, сформированные в прошлом 2014 году (в частности, в марте), повлияли на наше восприятие подобной информации сегодня. Это не трюизм. Так, например, киевские СМИ сформировали своё представление добра и зла ровно в этот же период.
Данные факты ещё раз говорят о том, как СМИ кардинально могут повлиять на реальность восприятия нравственных представлений добра и зла. Однако наиболее важен факт того, что мораль в новостных выпусках марта 2014 предстаёт, за редким исключением, в политическом контексте. Акценты новостных блоков рассмотренных телеканалов заключаются в формировании, в первую очередь, политической морали, воспитывая свою аудиторию так, что политика становится неотъемлемой составляющей жизни граждан РФ и других стран в том числе. Так, телевизионные СМИ в лице популярных российских телеканалов выполняют скорее идеологическую, чем воспитательную функцию. Это ведёт к дезориентации общества в России.
Литература:
1. Александрова О.В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Под ред. Володиной М.Н. М.: Изд-во МГУ, 2003. С.89-99.
2. Благовещенский А. Телевизор оказался популярнее интернета в России. // Российская газета, 18.06.2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru. – Дата доступа: 31.01.2014.
3. ТВ-новости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tv-novosti.ru. – Дата доступа: 15.04.2015.
4. Стриженко А.А. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. // Барнаул, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/76.htm. – Дата доступа: 05.04.2015.
5. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. 2000. С 14.
М.А. ДРАГОМЕРЕЦКАЯ, студентка факультета печати и журналистики КСЭИ
н.р. О.А. КАСЬЯНОВА, к. филол. н., доцент КСЭИ
Другие новости и статьи
« Роль новых технологий в экономике XXI века
Запись создана: Вторник, 6 Ноябрь 2018 в 17:40 и находится в рубриках Современность.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика