Формирование национально-гражданского сознания современного студента: актуальные противоречия
В современном обществе с постоянно меняющимися информационными потоками через формы идентичности групп изучаются позитивные и негативные тенденции и проявления состояния современной жизни, с целью предупреждения развития экстремизма и ксенофобии. Актуальность исследования национально-гражданскогосознания современного студенчества обусловлена необходимостью выявления способов, методов и подходов к анализу уже сформировавшейся идентичности молодого поколения и её совершенствованию, изучение которой позволит с определённой долей коррекции строить прогнозы социального становления личности в целом. Ключевые слова: сознание, социум, национально-гражданскоесознание, студенчество, личность. Становление, формирование и развитие нравственной идентичности гражданина, патриотической гордости за отечество становится особенно общественно значимым в условиях постоянно нарастающего кризиса и острых военных конфликтов, в которых неизменным участником, прямым или косвенным, выступает Россия.
Знаменательно, что проблема становления и развития общероссийского национально-гражданского сознания обсуждалась на президиуме Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям в октябре 2014 года, где было принято решение о поручении Министерству образования и науки совместно с Российской академией образования о создании научно-экспертного центра по вопросам формирования общероссийской национально-гражданской идентичности и освещения роли русского и других народов России в истории российского государства, а также развития межкультурного диалога [2].
Одной из ключевых функций системы образованияявляется обеспечение исторической преемственности настоящего и последующих поколений, проявляющейся в любви и уважении к родине, развитие и укрепление национального духа, привлечение к историческому и культурному наследию всех наций, воспитание патриотизма в целом, включающего в себя такие компоненты как высокая нравственность, национальная толерантность, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Студенческий возраст – это один из сенситивных жизненных этапов формирования и становления личности, он открывает период взросления. Студенты делают нелёгкий нравственный выбор, сопровождающийся серьёзными трудностями в поиске верного варианта развития своей жизни, определяясь с будущей профессией, выбирая супруга / супругу, место жительства, страну. Именно в это время происходит интенсивное и многоплановое формирование национально-гражданскогосознания молодых людей[7].
Под «национально-гражданским сознанием» мы понимаем совокупность жизненно значимых и приоритетных характеристик национальногражданской принадлежности к России, следование предписаниям и социальным ролям российского общества, чувство деятельной любви к Родине, готовность принести пользу обществу и своему народу, желание трудиться на благо отечества, интегрированность в российское общество, следование установленным нормам поведения. Формирование национально-гражданского сознания обучающейся молодёжи происходит в результате отражения в обществе таких объективных явлений, как наличие у каждой нации своей богатой истории и многовековых традиций, экологический, географический и культурный ойкумен, совокупности всех социально-экономических элементов, которые характеризуют интересы страны. Полиэтническая демографическая система, которая связана едиными экономическими и территориальными компонентами, оказывает противоречивое влияние на национально-гражданскую идентичность. Она специфична и характеризуется интенсивностью процессов ассимиляции и интеграции.
С другой стороны, развитие различных средств коммуникации, сближение народов вызывает ответную реакцию, стремление к сохранению своей уникальности и самобытности. Потребность в формировании национально-гражданской идентичности у студенчества объективна и требует постоянных научно-исследовательских изысканий. Под гражданско-национальной идентичностью мы будем понимать ключевой момент в процессе формирования национально-гражданского сознания, способность индивида к самопознанию и самореализации в гражданско значимых и социально оцениваемых сферах деятельности в рамках полиэтнической среды, которая характеризующейся гражданской общностью[5].
Анализ системы образования в области национально-гражданского сознания студентов современного педагогического вуза России показал острую необходимость в расширении, углублении знаний в области социологии, политики, права, морали, понимания, политической и социальнокультурной этики и нравственности с помощью чётко разработанных спецкурсов и специальных матер-классов. Методы обучения должны включать в себя открытый дискурс социальных проблем и самооценки учащихся, подготовки социальных форм педагогической деятельности.
В содержание образования необходимо более чётко и ясно, повсеместно включать такие смысловые категории, как патриотизм, гражданская преданность, Родина, нация, этносы. Эти понятия, трактующиеся на основе культурологического подхода, несут позитивный настрой, а как результат – социальные и демократические преобразования во всей стране [4]. Моральные национально-гражданские ценности современные студенты должны рассматривать со стороны универсальных личностно ориентированных ценностей и с позиции нравственности существования общества в целом, а также в плане профессиональной морали специалиста-педагога, его должностной и моральной ориентации. Национально-гражданская этика должна изучаться молодёжью в контексте профессиональных стратегических решений как личная и профессиональная ответственность за исполнение и последствия собственных действий. Образовательная среда, созданная на основе комплексирования социальных дисциплин, расширяет возможности для профессионального саморазвития студентов и формирования их гражданской позиции в обществе и государстве, помогает осознанию прав и обязанностей педагога, формирует его личную и профессиональную ответственность[1]. Будущим педагогам была предложена анкета, состоящие из 12 вопросов, подобранных при помощи конструктивистского подхода.
Вопросы были полузакрытые, то есть варианты ответов заранее предусмотрены, кроме того, в отношении некоторых вопросов опрашиваемые могли высказываться в свободной форме. Возраст, участвующих в анкетировании следующий: 27 % – 18– 20 лет, 73 % – 21–23 года. В анкетировании приняли участие представители разных национальностей (полиэтнические условия современного гуманитарнопедагогического вуза). Основную массу составили студенты, идентифицирующие себя с русской национальностью. Это связано с тем, что большая часть населения нашей страны – русские. На вопрос «Насколько Вы гордитесь своей национальностью?» 75 % опрашиваемых студентов заявили, что гордятся своей национальностью и страной, в которой проживают. Полученный показатель достаточно высок.
Поэтому на всех этапах системы непрерывного образования то особое внимание, которое уделяется формированию национальной гордости у молодёжи, имеет особое общественно-педагогическое значение. Ещё более важным представляется обладание чувством национальной гордости студентов высших учебных заведений, так как студенты как будущие специалисты выступают главными субъектами обеспечения общественноэкономического прогресса общества. Студенты, обладающие чувством национальной гордости, должны не только знать национальную историю, правильно оценить её роль и место нации в мировой цивилизации, но и овладеть профессиональными трудовыми навыками и квалификацией, чтобы создавать блага для процветания общества.
В процессе образования и воспитания приобщение студентов к национальной истории, ознакомление с сущностью и общественной значимостью национальной независимости должно составлять основу частных наук, а также – более широкой по своим масштабам духовнопросветительской работы. На вопрос «Считаете ли Вы себя гражданином Российской Федерации?» 92 % респондентов ответили положительно, 5 % студентов ответили отрицательно и 3 % опрошенных затруднились ответить. История нации, знание этой истории воздействует на формирование национально-гражданского сознания студенческой молодёжи. Поэтому необходимо знать многовековую историю прошлого России и относится к ней с уважением. В связи с этим студентам был задан вопрос «Относитесь ли Вы с уважением к историческому прошлому Вашего государства?».
Выяснилось, что 92% участвующих в анкетировании дали положительный ответ, 8% – затруднились ответить, и не было ни одного отрицательного ответа. Общеобразовательные приёмы формирования национальногражданской идентичности, наполненные глубоким социальным смыслом, создают условия для адекватного понимания политических и государственных принципов гражданского общества, формируют социальную активность студентов в созидании нравственной культуры и развитии социального мышления, в реализации ролевых обязанностей педагога, формируют самоконтроль контроль и реальную ответственность.
Личностная и профессиональная ответственность студентов характеризует такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, осознанность своих прав и обязанностей по отношению к учащимся, обществу, государству, как общественного субъекта и как педагога-профессионала. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 21.06.2017 г. № 16-743 по теме «Разработка комплексной программы по формированию национально-гражданского сознания студентов современного гуманитарно-педагогического вуза».
Литература:
1. Волков Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления//Социологические исследования. 2010. № 7. С. 17-22.
2. Гирко Л.В. Национальная идентичность и социальный порядок (Научно-аналитический обзор)//РЖ «Социология». 2011. № 3. С. 24-62.
3. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области экологоэкономического образования[Текст]/ Д.С. Гордеева// Азимут научных исследований: экономика и управление. -2016. -№3 (16). -С. 99-102.
4. Гордеева Д.С. Актуальные проблемы развития экономики знаний в современном мире/ С.С. Демцура, Д.С. Гордеева // Современные концепции управления человеческими ресурсами: сб. науч. трудов по материалам I междунар. науч.-практ. конф. (30 ноября 2016 г.) г. Москва: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 20-28. – 462 с. – ISBN: 978-5-00-005862-3
5. Демцура С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики / Демцура С.С. // Наука ЮУрГУ: сборник трудов 67-ой научной конференции. Челябинск: ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2015. С. 612-620.
6. Корнеев, Д.Н., Роль педагогической инноватики в подготовке конкурентоспособного выпускника./Корнеев Д.Н.//Вестник ЮжноУральского университета. Серия: Образование. Педагогические науки № 36 (255)/2011
7. Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю. Фандрайзинг как аддендум эффективной инновационной деятельности профессиональной образовательной организации//Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2015. Вып. 1. С. 152-162.
8. Саламатов А.А. К проблеме содержания школьного экономического образования // А.А. Саламатов, С.С. Косенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2005. № 3. С. 195-200.
Д. С. Гордеева
Другие новости и статьи
Проблемы тех, кому повезло в Сталинградском «котле» »
Запись создана: Воскресенье, 22 Декабрь 2019 в 0:01 и находится в рубриках О патриотизме в России.
метки: студент
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика