Инновации или традиции: выбор профессионалов и будущих педагогов



Инновации или традиции: выбор профессионалов и будущих педагогов

oboznik.ru - Успешный человек нашего времени
#инновация#традиция#педагог#творчество

Автором исследуются понятия: инновации, традиция, национальные традиции. Устанавливается связь инноваций и традиций в образовании, где традиции – компонент национальной культуры, посредством которых осуществляется духовно-нравственное воспитание, инновации – творческие трансформации традиций.

В статье освещается вопрос формирования предпосылок профессионализма в педагогическом образовании как актуальная проблема современного образования с опорой на взаимосвязь инноваций и национальных традиций. Ключевые слова: личность; потенциалы; педагогическое образование; социализация; инновации; традиция; национальные традиции; национальная культура; духовность; нравственность; духовные ценности; духовно-нравственное воспитание; семья; готовность к творчеству; созидание.

В наши дни в условиях социального многообразия российские педагоги и преподаватели на практике разрешают дилемму: наполнять пространство школы, вуза инновационным содержанием и инновационными технологиями с целью закрепления инноваций в образовании (при условии их успешного функционирования и адаптации к практике) либо уделить особое внимание традициям, озаботиться вопросом их сохранения и укрепления в обществе и в образовании. Казалось бы, выбор очевиден: Россия обращена к инновациям, стратегический ориентир модернизации отечественного образования – инновационная деятельность как процесс создания новшеств и инновационные процессы как внедрение новшеств в образовательную практику. Однако школьные учителя, преподаватели педвузов и талантливые студенты – будущие педагоги (из наших личных наблюдений и общения преподавателя с коллегами и воспитанниками) отмечают, что среди инноваций есть инновации–имитации: они не дают качественного результата в решении профессиональных задач, которые связаны с проблемами учеников, замедляют социализацию личности, не способствуют раскрытию личностных потенциалов учащихся и самого работника образования, мешают творчеству, саморазвитию и самосовершенствованию.

В итоге – проблемы со здоровьем, разрушение нравственной системы координат, потеря интереса к учебной деятельности у ученика, разочарование педагога в профессии приводят к личностной деформации и физическому, духовному, нравственному саморазрушению. Как следствие, трагедия одного становится трагедией семьи и всего общества, которое лишается устойчивости и не может противостоять вызовам современного мира, что, на наш взгляд, недопустимо [6; 7; 8; 9]. Россияне – люди талантливые, стремятся творчески познавать окружающий мир, свою историю и культуру, что связано с ростом национального самосознания. Молодёжь открыта ко всему новому, готова к духовному росту и нравственному развитию, к освоению опыта творчества, к самообразованию и самосозиданию, стремится к высшим достижениям в учебной и научно-исследовательской деятельности, в спорте и в искусстве.

Вот почему не материальные блага, а Человек должен быть главной ценностью общества и государства. Вот почему актуализация особенностей отечественного образования, которые проявляются в доступности, фундаментальности, свободном развитии и нравственных ориентирах, – это условие и основа реформирования образования с целью повышения качества функционирования национальной системы образования (НСО) с учётом фундаментального закона, который формулируется нами как единство национальных традиций и инноваций в НСО [7; 8; 9; 13]. Что же такое есть традиция (национальная традиция)? Почему российские педагоги выбирают традиции, преодолевая на практике односторонний взгляд на приоритет инноваций, которые (что не секрет) подчас завышаются и переоцениваются, и какие традиции работают на усиление воспитательной функции образования? Как взаимосвязь национальных традиций и инноваций отражается на вхождении будущих педагогов в профессионально-педагогическую деятельность?

Постараемся ответить на поставленные вопросы. Сегодня в обществе бытует мнение, что традиция есть нечто косное, что тормозит развитие образования. Мы неприемлем данную позицию, поскольку то ценное, что переходит от одного поколения к другому, то, что унаследовано от предшествующих поколений, не может быть безжизненным, а несёт в себе духовный, знаниевый, созидательный, образовательновоспитательный опыт. Прежде всего мы имеем ввиду национальные традиции, которые проявляются в духовных ценностях и нормах поведения, в ритуалах и обычаях [10; 11; 13; 14].

О важности национальных традиций в личностном становлении и в развитии общества, о необходимости сохранения и укрепления национальных традиций в разное размышляли социолог, культуролог и публицист Н. Я. Данилевский [5], философы М. М. Бахтин [1], Н. А. Бердяев [2; 3], Л. Н. Гумилёв [4], И. А. Ильин [15], В. С. Соловьёв [19], Г. Г. Шпет [21], писатели М. М. Пришвин [17] и И. С. Шмелёв [20], филолог и культуролог Д. С. Лихачёв [16]. Выдающийся учёный Б. В. Раушенбах [18] верил, что возвращение России к традициям, к православию поможет возрождению страны, обеспечит выход из социального и духовного кризиса, сохранит культуру. В образовательной средеучебного заведения национальные традиции создают неповторимое этнокультурное пространство, в котором учащиеся и педагоги получают возможность духовно расти, развиваться, трудиться, творить и созидать. Классики отечественной педагогики М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и педагоги-новаторы в 20 веке писали именно об этих традициях [10; 11; 13; 14]. В наше время воспитательную функцию образования усиливают традиции народной педагогики, в которой особое место отводится труду. Нельзя забывать и о патриотическом чувстве русского народа, которое помогает ему выстоять даже в самых непростых ситуациях.

Отражаются традиции и на общении. В своей деятельности педагоги обращаются к народным играм, стремясь сплотить детский коллектив, подружить детей. В жизнь российского народа входят многие праздники, в том числе религиозные, при праздновании которых единство взрослых и детей ощущается как никогда! В общем и профессионально-педагогическом образовании утвердились следующие традиционные мероприятия: День Знаний, День Учителя, Последний звонок и др. Будущие учителя приветствуют Фестиваль первокурсников, Фестиваль команд КВН, участвуют в Ярмарке вакансий для выпускников совместно с работодателями [10; 11; 13; 14]. Важно учитывать традиции в семейном воспитаниии будущих учителей, готовить к работе с семьями воспитанников, тем более, что современная педагогическая наука и интегрированные науки предлагают разнообразный инструментарий воспитательных влияний и воздействий: консультирование семьи, беседы с детьми и родителями, родительские форумы и собрания, конференции и лектории и т. д. В особой поддержке нуждаются семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, где не всегда, к сожалению, есть место положительным примерам и традиционным семейным праздникам, нарушены межпоколенные связи и не сохраняются семейные реликвии. Традиции могут изменить ход развития детско-родительских отношений в проблемной семье: традиции сплачивают семью, нацеливают на духовный рост и нравственное развитие каждого члена семьи, на учебную, профессиональную и творческую реализацию в обществе.

Как следствие, семья сохраняется и укрепляется [11; 12; 13; 14]. С нашей точки зрения, каждый педагог на той или иной ступени своего профессионального и карьерного роста, в стремлении к высшим достижениям должен прийти к пониманию того, что он, как личность и профессионал, – хранитель национальных традиций, что именно национальные традиции выступают той образовательной, воспитательной и созидательной силой, которая закрепляет инновации в образовании, обеспечивает их успешное функционирование и адаптирует к практике.

Посредством взаимосвязи национальных традиций и инноваций усиливается и совершенствуется воспитательный процесс в отечественной школе, особо в компоненте духовно-нравственного воспитания; в профессиональнопедагогическом образовании, спецификой которого является глубокая человековедческая подготовка, усиливается и совершенствуется процесс формирования предпосылок профессионализма будущих педагогов в этнокультурном пространстве вуза, что ускорит социализацию личности, создаст для развития её качеств духовный климат [8;10; 13].

Подводя итоги, представляем основные выводы по рассматриваемому нами вопросу: в условиях окружающего мира традиции – способ передачи духовного опыта от поколения к поколению, компонент национальной культуры, когда выражается самобытность народа; инновации – творческие трансформации традиций; национальные традиции гуманизируют образование и обеспечивают его устойчивость, стимулируют общественное развитие; современные педагоги выбирают как традиции, так и инновации; национальные традиции выводят семейные отношения на качественно новый уровень личностного становления: крепкая семья – сильная Россия; сохранение и укрепление национальных традиций – стратегия в воспитании гражданина и цель российского общества.

Литература:

1. Бахтин М.М. Философская этика 1920 – х годов. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2003.957 с.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994.

4. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. М.: Айрис – пресс, 2003. 318 с.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 576 с.

6. Дементьева Е.Н. Акмеологический вектор трансформации гуманитарного пространства // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Грозный, 1-3 декабря, 2016 г.) Махачкала: ЧГПУ, АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2016. С. 139-146.

7. Дементьева Е.Н. Акмеологические инварианты профессионализма работника образования: взгляд молодых учёных // Научный поиск. 2015. № 3. 3. С. 60-64.

8. Dementieva E.N. “Acmeological instrumentation of disclosure of personal potentials of youth and students”. Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 11th International Academic Conference. May 20-21, 2017, St. Louis, Missouri, USA. Science and Innovation Center Publishing House, Ltd., 2017. pp. 126-131.

9. Дементьева Е. Н. Акмеологические механизмы профессиональной социализации студентов университета – будущих педагогов // Вестник Науки и Творчества. – 2016. №7 (7). С. 95-103.

10. Дементьева Е.Н. Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов в научнообразовательной среде вуза // В мире научных открытий. 2015. №

11. 4. С. 1390-1407. 11. Дементьева Е.Н. Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей и учащихся // Научный поиск. 2015. № 3. 1. С. 45-50.

12. Дементьева Е.Н. Национальные традиции в сохранении и укреплении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации // Инновационные технологии работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: региональный опыт социальных преобразований: сборник трудов конференции. Балашов, 6 – 7 октября 2016 г. Саратов: Изд-во «Саратовский источник» (Саратов), 2016. С. 87-91.

13. Дементьева Е.Н. О взаимосвязи национальных традиций и инноваций в формировании предпосылок профессионализма будущих педагогов в акмесреде университета // Education&Science–2016: Материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования (1 марта, 2016 г.). Часть 1. St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2016. PP. 27-32.

14. Дементьева Е.Н. Роль национальных традиций в образовательной практике // Научный поиск. 2014. № 2. 1. С. 11-12.

15. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 – 1954 годов. В 2 т. Т. 1. М.: МП «Papor», 1992.

16. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1985. 207 с.

17. Пришвин М.М. Рассказы и очерки. М.: Правда, 1986. 464 с.

18. Раушенбах Б. Постскриптум. М.: Аграф, 2011. 256 с.

19. Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.

20. Шмелёв И.С. Избранное. М.: Изд – во «Правда», 1989.

21. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. I / Отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2008. 592 с.

Е. Н. Дементьева



Другие новости и статьи

« Мифология патриотического дискурса в современном информационном пространстве

Понятие об экономике медицинского обеспечения воинской части »

Запись создана: Суббота, 15 Декабрь 2018 в 16:10 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы