15 Декабрь 2018

Инновации или традиции: выбор профессионалов и будущих педагогов

oboznik.ru - Успешный человек нашего времени
#инновация#традиция#педагог#творчество

Автором исследуются понятия: инновации, традиция, национальные традиции. Устанавливается связь инноваций и традиций в образовании, где традиции – компонент национальной культуры, посредством которых осуществляется духовно-нравственное воспитание, инновации – творческие трансформации традиций.

В статье освещается вопрос формирования предпосылок профессионализма в педагогическом образовании как актуальная проблема современного образования с опорой на взаимосвязь инноваций и национальных традиций. Ключевые слова: личность; потенциалы; педагогическое образование; социализация; инновации; традиция; национальные традиции; национальная культура; духовность; нравственность; духовные ценности; духовно-нравственное воспитание; семья; готовность к творчеству; созидание.

В наши дни в условиях социального многообразия российские педагоги и преподаватели на практике разрешают дилемму: наполнять пространство школы, вуза инновационным содержанием и инновационными технологиями с целью закрепления инноваций в образовании (при условии их успешного функционирования и адаптации к практике) либо уделить особое внимание традициям, озаботиться вопросом их сохранения и укрепления в обществе и в образовании. Казалось бы, выбор очевиден: Россия обращена к инновациям, стратегический ориентир модернизации отечественного образования – инновационная деятельность как процесс создания новшеств и инновационные процессы как внедрение новшеств в образовательную практику. Однако школьные учителя, преподаватели педвузов и талантливые студенты – будущие педагоги (из наших личных наблюдений и общения преподавателя с коллегами и воспитанниками) отмечают, что среди инноваций есть инновации–имитации: они не дают качественного результата в решении профессиональных задач, которые связаны с проблемами учеников, замедляют социализацию личности, не способствуют раскрытию личностных потенциалов учащихся и самого работника образования, мешают творчеству, саморазвитию и самосовершенствованию.

В итоге – проблемы со здоровьем, разрушение нравственной системы координат, потеря интереса к учебной деятельности у ученика, разочарование педагога в профессии приводят к личностной деформации и физическому, духовному, нравственному саморазрушению. Как следствие, трагедия одного становится трагедией семьи и всего общества, которое лишается устойчивости и не может противостоять вызовам современного мира, что, на наш взгляд, недопустимо [6; 7; 8; 9]. Россияне – люди талантливые, стремятся творчески познавать окружающий мир, свою историю и культуру, что связано с ростом национального самосознания. Молодёжь открыта ко всему новому, готова к духовному росту и нравственному развитию, к освоению опыта творчества, к самообразованию и самосозиданию, стремится к высшим достижениям в учебной и научно-исследовательской деятельности, в спорте и в искусстве.

Вот почему не материальные блага, а Человек должен быть главной ценностью общества и государства. Вот почему актуализация особенностей отечественного образования, которые проявляются в доступности, фундаментальности, свободном развитии и нравственных ориентирах, – это условие и основа реформирования образования с целью повышения качества функционирования национальной системы образования (НСО) с учётом фундаментального закона, который формулируется нами как единство национальных традиций и инноваций в НСО [7; 8; 9; 13]. Что же такое есть традиция (национальная традиция)? Почему российские педагоги выбирают традиции, преодолевая на практике односторонний взгляд на приоритет инноваций, которые (что не секрет) подчас завышаются и переоцениваются, и какие традиции работают на усиление воспитательной функции образования? Как взаимосвязь национальных традиций и инноваций отражается на вхождении будущих педагогов в профессионально-педагогическую деятельность?

Постараемся ответить на поставленные вопросы. Сегодня в обществе бытует мнение, что традиция есть нечто косное, что тормозит развитие образования. Мы неприемлем данную позицию, поскольку то ценное, что переходит от одного поколения к другому, то, что унаследовано от предшествующих поколений, не может быть безжизненным, а несёт в себе духовный, знаниевый, созидательный, образовательновоспитательный опыт. Прежде всего мы имеем ввиду национальные традиции, которые проявляются в духовных ценностях и нормах поведения, в ритуалах и обычаях [10; 11; 13; 14].

О важности национальных традиций в личностном становлении и в развитии общества, о необходимости сохранения и укрепления национальных традиций в разное размышляли социолог, культуролог и публицист Н. Я. Данилевский [5], философы М. М. Бахтин [1], Н. А. Бердяев [2; 3], Л. Н. Гумилёв [4], И. А. Ильин [15], В. С. Соловьёв [19], Г. Г. Шпет [21], писатели М. М. Пришвин [17] и И. С. Шмелёв [20], филолог и культуролог Д. С. Лихачёв [16]. Выдающийся учёный Б. В. Раушенбах [18] верил, что возвращение России к традициям, к православию поможет возрождению страны, обеспечит выход из социального и духовного кризиса, сохранит культуру. В образовательной средеучебного заведения национальные традиции создают неповторимое этнокультурное пространство, в котором учащиеся и педагоги получают возможность духовно расти, развиваться, трудиться, творить и созидать. Классики отечественной педагогики М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и педагоги-новаторы в 20 веке писали именно об этих традициях [10; 11; 13; 14]. В наше время воспитательную функцию образования усиливают традиции народной педагогики, в которой особое место отводится труду. Нельзя забывать и о патриотическом чувстве русского народа, которое помогает ему выстоять даже в самых непростых ситуациях.

Отражаются традиции и на общении. В своей деятельности педагоги обращаются к народным играм, стремясь сплотить детский коллектив, подружить детей. В жизнь российского народа входят многие праздники, в том числе религиозные, при праздновании которых единство взрослых и детей ощущается как никогда! В общем и профессионально-педагогическом образовании утвердились следующие традиционные мероприятия: День Знаний, День Учителя, Последний звонок и др. Будущие учителя приветствуют Фестиваль первокурсников, Фестиваль команд КВН, участвуют в Ярмарке вакансий для выпускников совместно с работодателями [10; 11; 13; 14]. Важно учитывать традиции в семейном воспитаниии будущих учителей, готовить к работе с семьями воспитанников, тем более, что современная педагогическая наука и интегрированные науки предлагают разнообразный инструментарий воспитательных влияний и воздействий: консультирование семьи, беседы с детьми и родителями, родительские форумы и собрания, конференции и лектории и т. д. В особой поддержке нуждаются семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, где не всегда, к сожалению, есть место положительным примерам и традиционным семейным праздникам, нарушены межпоколенные связи и не сохраняются семейные реликвии. Традиции могут изменить ход развития детско-родительских отношений в проблемной семье: традиции сплачивают семью, нацеливают на духовный рост и нравственное развитие каждого члена семьи, на учебную, профессиональную и творческую реализацию в обществе.

Как следствие, семья сохраняется и укрепляется [11; 12; 13; 14]. С нашей точки зрения, каждый педагог на той или иной ступени своего профессионального и карьерного роста, в стремлении к высшим достижениям должен прийти к пониманию того, что он, как личность и профессионал, – хранитель национальных традиций, что именно национальные традиции выступают той образовательной, воспитательной и созидательной силой, которая закрепляет инновации в образовании, обеспечивает их успешное функционирование и адаптирует к практике.

Посредством взаимосвязи национальных традиций и инноваций усиливается и совершенствуется воспитательный процесс в отечественной школе, особо в компоненте духовно-нравственного воспитания; в профессиональнопедагогическом образовании, спецификой которого является глубокая человековедческая подготовка, усиливается и совершенствуется процесс формирования предпосылок профессионализма будущих педагогов в этнокультурном пространстве вуза, что ускорит социализацию личности, создаст для развития её качеств духовный климат [8;10; 13].

Подводя итоги, представляем основные выводы по рассматриваемому нами вопросу: в условиях окружающего мира традиции – способ передачи духовного опыта от поколения к поколению, компонент национальной культуры, когда выражается самобытность народа; инновации – творческие трансформации традиций; национальные традиции гуманизируют образование и обеспечивают его устойчивость, стимулируют общественное развитие; современные педагоги выбирают как традиции, так и инновации; национальные традиции выводят семейные отношения на качественно новый уровень личностного становления: крепкая семья – сильная Россия; сохранение и укрепление национальных традиций – стратегия в воспитании гражданина и цель российского общества.

Литература:

1. Бахтин М.М. Философская этика 1920 – х годов. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2003.957 с.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994.

4. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. М.: Айрис – пресс, 2003. 318 с.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 576 с.

6. Дементьева Е.Н. Акмеологический вектор трансформации гуманитарного пространства // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Грозный, 1-3 декабря, 2016 г.) Махачкала: ЧГПУ, АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2016. С. 139-146.

7. Дементьева Е.Н. Акмеологические инварианты профессионализма работника образования: взгляд молодых учёных // Научный поиск. 2015. № 3. 3. С. 60-64.

8. Dementieva E.N. “Acmeological instrumentation of disclosure of personal potentials of youth and students”. Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 11th International Academic Conference. May 20-21, 2017, St. Louis, Missouri, USA. Science and Innovation Center Publishing House, Ltd., 2017. pp. 126-131.

9. Дементьева Е. Н. Акмеологические механизмы профессиональной социализации студентов университета – будущих педагогов // Вестник Науки и Творчества. – 2016. №7 (7). С. 95-103.

10. Дементьева Е.Н. Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов в научнообразовательной среде вуза // В мире научных открытий. 2015. №

11. 4. С. 1390-1407. 11. Дементьева Е.Н. Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей и учащихся // Научный поиск. 2015. № 3. 1. С. 45-50.

12. Дементьева Е.Н. Национальные традиции в сохранении и укреплении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации // Инновационные технологии работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: региональный опыт социальных преобразований: сборник трудов конференции. Балашов, 6 – 7 октября 2016 г. Саратов: Изд-во «Саратовский источник» (Саратов), 2016. С. 87-91.

13. Дементьева Е.Н. О взаимосвязи национальных традиций и инноваций в формировании предпосылок профессионализма будущих педагогов в акмесреде университета // Education&Science–2016: Материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования (1 марта, 2016 г.). Часть 1. St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2016. PP. 27-32.

14. Дементьева Е.Н. Роль национальных традиций в образовательной практике // Научный поиск. 2014. № 2. 1. С. 11-12.

15. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 – 1954 годов. В 2 т. Т. 1. М.: МП «Papor», 1992.

16. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1985. 207 с.

17. Пришвин М.М. Рассказы и очерки. М.: Правда, 1986. 464 с.

18. Раушенбах Б. Постскриптум. М.: Аграф, 2011. 256 с.

19. Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.

20. Шмелёв И.С. Избранное. М.: Изд – во «Правда», 1989.

21. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. I / Отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2008. 592 с.

Е. Н. Дементьева

Другие новости и статьи

« Мифология патриотического дискурса в современном информационном пространстве

Понятие об экономике медицинского обеспечения воинской части »

Запись создана: Суббота, 15 Декабрь 2018 в 16:10 и находится в рубриках Современность.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика