Роль и место СМИ в патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи



Аннотация. Описывается роль СМИ в духовно-нравственном воспитании молодежи, а также состояние структурной нестабильности государства, что характерно для всех его элементов: политики,

экономики и культуры. Важность поиска путей выхода из сложившихся в нашем обществе стереотипов, которые привели к падению роли и значения патриотизма как одной из фундаментальных ценностей нашего народа. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание молодежи, СМИ, патриотизм.

Российское общество сегодня находится в процессе разработки своих ценностно-мировоззренческих констант на основе позитивного осмысления своего самобытного, этнокультурного опыта в условиях динамично развивающегося межкультурного диалога. Это, безусловно, сказывается на характере массмедийного языка, языка, чувствительного, как известно, к контексту современной жизни. Новые обстоятельства жизни, формирующие «манеру понимать вещи» (В.Г. Белинский) и характер общественной мысли, качественно меняют не только условия функционирования в обществе масс-медиа, но и востребованную ими риторику. В течении всей истории Российское государство не раз сталкивалось с внешними угрозами, которые были отражены.

В этом значительную роль сыграло сплочение граждан их патриотическое и духовно-нравственное воспитание, которому уделяли всегда большое место и внимание, как в царской, и так и в советской России. Особое внимание всегда уделялось молодежи, так как именно за ней стояло будущее страны. Молодое поколение воспитывали в духе уважения к культуре и истории своей отчизны, дружбы и братства народов, при полном осознании приоритетов общественных интересов над личными. «Основополагающими добродетелями в российском обществе традиционно считались: преданность Отечеству, верность гражданскому и военному долгу, самоотверженность, мужество, храбрость, стойкость, взаимовыручка. Эти ценностные качества составляли основу воинской доблести, которая особенно ярко проявилась во время битв и сражений в защиту свободы и независимости нашей Родины» [1]. Любое общество нуждается в пропаганде своих ценностей. Средства массовой информации в наше время выступают как специфическая форма отражения мира, задающая определенные особенности восприятия, мышления и общения.

Абсолютно ясно, что способ отражения действительности не всегда совпадает с самой действительностью, не всегда информация о явлении бывает его адекватным отражением. В формировании такой системы социальных связей важная роль принадлежит средствам массовой информации. Они призваны вооружать людей моральными критериями: что такое добро, что такое зло; за что тебя могут наказать, в чем скорее всего найдешь поддержку у любого человека, а в чем нет. Единая система нравственных ценностей скрепляет общество, делает возможным устойчивое взаимодействие с любым человеком, с которым сведет тебя судьба.

Исключительная роль средств массовой информации в способах познания мира привела к явлению, которое не подлежит однозначно положительной или негативной оценке Учитывая тот фактор, что изменение сознания, духовного состояния, поведения граждан происходит на протяжении всей жизни, то средства массовой информации в таком случае могут выполнять не только информативную, агитационную функции, но роль проводника определенных идей в массы. Влияние средств массовой информации на образ мышления своей аудитории является безусловным.

Это, прежде всего, проявляется в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые формируют периодические издания, телевидение, радио. Читатель, зритель, слушатель перенимает проявляющиеся в текстах, рекламе, фотографиях, видеосюжетах образцы поведения и старается соответствовать предложенному стилю жизни, а нередко способствует формированию личности. Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Исходя из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций и особенно СМИ по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Политическая активность молодежи – залог стабильности политического развития России. Понятие патриотизма включает в себя любовь не только к стране, но и к своей малой родине – отчему дому, родителям, школе, народу, морали, традициям, обычаям, очарованию природы. А ведь патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи.

Недооценка СМИ патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Современные пробелы воспитания патриотизма у молодежи все чаще рассматриваются в различных контекстах. Это связано с проблемой – духовного кризиса. В сознании общественности глубокому разрушению подверглись ценности: Отечество, долг, верность героическим традициям прошлого, самоотверженность, честь.

В умы молодежи через средства массовой информации часто транслируются далеко не самые лучшие образцы массовой культуры, космополитизм, что ставит общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, а именно развитие эгоизма, который порой перетекает даже в нацизм. С технической стороны наше государство развивается с очень большой скоростью, совершенствуются технические и технологические разработки, вместе с тем и информационные технологии, но с другой стороны, научно-технический процесс не всегда благотворно отражает нравственное развитие общества.

Необходимо дестабилизировать социальные процессы, которые привели к потере прежних ценностей, идеалов, которые зачастую отсутствуют у большей части граждан Российской Федерации. Вследствие, из-за этих факторов, у подрастающего поколения появляются такие качества как: равнодушие к своей Отчизне, бездуховность, агрессия по отношению к другим нациям, которые проживают в других регионах нашей страны и т. д. Если раньше в воспитании молодежи большую роль играла церковь, то в современности воздействующую воспитательную функцию занимают средства массовой информации. Именно они невербально формируют в сознании молодежи представления об окружающем мире. Патриотизм необходимо рассматривать не только как важнейшую духовную и социальную ценность общества, но и как составную часть национальной идеологии.

Патриотическое воспитание молодежи является актуальной проблемой современности, значимость которой определяется прежде всего потребностью общества в разработке системы патриотического воспитания подрастающего поколения, исходя из современной социально-экономической и политической обстановки в России с присущими ей девальвацией традиционных ценностей, утратой частью молодежи чувства национального достоинства и гордости за свое Отечество. Первоначальное СМИ создавались как «элемент правительственной политики – по Указу Петра Первого и предназначалась для пропаганды и разъяснения новаторских реформ государя. Феодальное общество России еще почти не нуждалось в регулярном и оператив

ном обмене информацией через средства массовой информации» [2]. Пресса была создана как некая деловая переписка. И первые СМИ были маловлиятельными, но постепенно они стали востребованными общественностью. Сейчас средства массовой информации должны играть важнейшую роль в духовно-нравственном поведении молодежи. На территории Российской Федерации живет огромное количество наций, все это связано с тем, что Россия всегда объединяла разные народы, которые жили на её земле.

Поэтому историческим предназначением СМИ, как частью национальной культуры на современном этапе развития общества стоит духовное возрождение Отчизны. В этом направленность СМИ объективно поддерживается программными установками церкви [4]. В следствии с этим И.К. Беляев подчеркнул: «Мудрая Церковь всегда опирается на национальное сознание. На менталитет народа… Отечественное телевидение может строится только на приоритетах в национальном самопознании, исходя из собственной истории и собственной культуры» [5]. Получается, что телевидение, существует для общества и должно руководствоваться высшими культурными и духовными интересами. Таким образом, выходит, что телевидение должно и может сплачивать общество, а не разрушать его.

Для этого в средствах массовой информации должна чаще звучать информация о богатейшем наследие русской культуры. Осознание роли духовной основы в формировании идеала личности, должны учитываться национальные и региональные традиции народов, проживающих на территории Российской Федерации. Это и есть путь к возрождению нравственности и духовности, возложенное на СМИ. Современные подходы в воспитании подрастающего поколения посредством СМИ должны быть основаны на воспитании гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества.

Литература: 1. В.И. Останков, В.И. Лутовинов. Центральный Военно-Морской Портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://q99.it/zovS19p – Дата доступа: 02.04.2015. 2. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации: Учебное пособие. – Ульяновск, 2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/09.htm#з_02 – Дата доступа: 02.04.2015. 3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» С.2. 4. Церковь и светские средства массовой информации // Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви – М.: Даниловский благовестник, 2000. 5. Беляев И.К., Особенности национального телевидения. М., 2000. С.6-7

А.В. НЕМКИНА, С.Х. НАТОК


Другие новости и статьи

« Охрану моста через Керченский пролив поручат сформированной бригаде Росгвардии

Мифология патриотического дискурса в современном информационном пространстве »


Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU