О негативном влиянии СМИ на правовую культуру



Под информатизацией общества стоит понимать, процессы, которые направлены на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Следствием же данного явления можно считать появление и развитие средств массовой информации (СМИ). Одной из основных деятельностей СМИ является передача информации.

Она может быть «вертикальной», то есть подразумевать передачу информации от официальных источников к населению, или же «горизонтальной», которая распространяет информацию местного характера [5, с. 118]. СМИ в процессе реализации права на свободу слова, которое предоставлено федеральным законом «О средствах массовой информации», затрагивает различные сферы человеческой жизни: экономическую, политическую, социальную, духовную. Однако граждане часто сталкиваются с яркостью заголовков, лишенных конструктивных обоснований. Нередко подобное случается c темами, связанными с правовой сферой. СМИ, в погоне за пестрыми, привлекающими внимание заголовками, очень часто наполняет свои сюжеты эмоциональными очерками, совершенно игнорируя легальную оценку произошедшего. Вследствие этого у людей возникает неверное понимание происходящего события, что влечет за собой понижение общеправовой культуры.

То есть можно с уверенностью констатировать, что «многие отечественные современные СМИ слабо осознают свою роль в правовой социализации населения, не имеют обоснованной информационной концепции в подаче правового материала и освещении деятельности правоохранительных органов» [4]. Следовательно, возникает закономерная необходимость в осуществлении контроля над СМИ и введении определенной цензуры.

Однако это будет нарушать принцип «свободы слова». Но так как «специфика деятельности СМИ такова, что без права на информацию теряется смысл их существования в современном обществе, свобода информации является основным принципом информационных отношений» [5, с. 120]. Отсюда возникает ряд вопросов. Стоит ли пренебречь в определенной степени конституционными правами? Или же позволить СМИ и дальше дезинформировать граждан? Имеется ли возможность контроля продукта от СМИ? Настолько ли сильно влияет «творческий» подход СМИ на восприятие людьми действий правоохранительных органов?

Вследствие возникших вопросов нами был проведен анализ научной литературы по данному направлению, а также статей некоторых издательств. Сделан вывод о степени влиянии СМИ на правовую культуру граждан РФ, его отрицательных последствиях и формировании неверного представлении о деятельности правоохранительных органов. С теоретической точки зрения, стоит отметить, что методы пагубного воздействия СМИ для неподготовленных читателей, слушателей и телезрителей так же невидимы, как и радиация. Обыденное сознание открыто и доверчиво впитывает все, что говорят и показывают умные и профессиональные журналисты. Люди не подозревают, что ими целенаправленно управляют. Приемы и методы воздействия на общественное сознание через СМИ многочисленны.

При этом, прибегая к различным ухищрениям, журналистам удается обойти существующие нормы права. Это проявляется, к примеру, в умолчании каких-либо важных событий, искажении их масштаба, акцентировании внимания на второстепенных деталях, обращении к отрицательным уровням сознания [2, с. 54]. Выходит, что СМИ подобно опухоли, что поражает сознание здорового человека, постепенно стачивая острый ум и заменяя одни понятия другими – ложными. Однако, избегая негативной крайности, важно отметить, что манипуляции СМИ следует рассматривать с точки зрения социальной и правовой полезности.

Если манипуляция наносит вред, если она разрушает социальные и правовые связи, необходимо ее избегать. В то же время, если манипуляция служит на благо обществу, если она является инструментом грамотного управления обществом, правового воспитания, правового регулирования, правового просвещения, то такие действия СМИ имеют быть место [3, с.15]. С практической стороны возникшей ситуации стоит отметить, что не допускается цензура массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей [1]. Что порождает подобная свобода, которая не только не ограничена, но и не требует профессионального редактирования со стороны лиц, обладающих достаточным количеством познаний в данной сфере?

Ярким примером является дело Соколовского, о котором писала «Российская Газета» [7]. Вынесенные данному лицу обвинения никак не связаны с действиями, описанными в данной статье. А в Следственном комитете России указали, что «причиной ареста стала не ловля покемонов как таковая, а видеоролики, содержащие оскорбления и нецензурную брань» [6], о чем не забыло упомянуть другое издательство. То есть СМИ дезинформировало население, выставив правоохранительные органы некомпетентными, что подрывает уважение к государству в целом. Проведенное исследование показало, что СМИ, обладая широкими свободами в области информирования населения, нередко искажает правовую информацию ввиду отсутствия достаточных познаний в указанной области.

Это, несомненно, влечет за собой понижение общего уровня правовой грамотности граждан. Исходя из этого, следует принять меры по урегулированию данной проблемы, в частности бесконтрольной деятельности средств массовой информации по передаче правовых фактов. Не должно допускаться подрывания авторитета института власти, а также понижение уровня правовой культуры, вызванной непрофессионализмом СМИ в сфере правовых знаний.

Кроме того, в качестве рекомендации предлагается введение механизма, способного урегулировать возникшие отношения между СМИ и гражданами, действиям которых была дана неверная правовая оценка.

Список литературы:

1. Богомолова Е.Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. 2013. № 1. С. 73–75.

2. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы. М.: РИП-Холдинг, 2001. С. 54. (Серия: Практическая журналистика).

3. Орлов К.А. Средства массовой информации как элемент гражданского общества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. № 20 (279). 2012. С. 13–17.

4. Цеева С.К. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. № 2. С. 198–201.

5. Шастина А.Р. Свобода слова в средствах массовой информации в период глобализации // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 2. С. 118–121. 6. [Электронный ресурс]. URL: www.lenta.ru 7. Российская газета [Электронный ресурс]. URL: www.rg.ru

Батыршин Т.Э.


Другие новости и статьи

« Памяти товарища: генерал-лейтенант Тишин Анатолий Васильевич

История становления «русского мира» на Донбассе »


Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU