10 Октябрь 2019

Особенности учебного процесса сталинского государственного педагогического института в 1943-1944 учебном году

oboznik.ru - О причинах крушения СССР и фальсификации истории
#учебныйпроцесс#учеба#образование

Великая Отечественная война – событие, которое является не просто частью истории нашей страны, это частичка прошлого каждого гражданина и соотечественника. С учетом развития патриотической идеологии в государстве, возникает вопрос об установлении достоверности многих событий происходивших в Донбассе в годы войны. В военный период Сталинский Государственный Педагогический институт работал, несмотря на тяжелое положение, и выпускал кадры, которые были необходимы для государства.

Актуальность данной темы заключается в том, что раскрытие новых фактов с использованием архивных документов, касательно периода оккупации г. Сталино (21 октября 1941 г. по 8 сентября 1943 г.) позволяет предотвратить размытие правды и препятствует выдвижению недостоверных теорий относительно данного вопроса. Целью работы является поиск новой информации по Сталинскому Государственному Педагогическому институту и его работы после освобождения г. Сталино.

Хронологические рамки исследуемой проблематики охватывают период с сентября 1943 г. по сентябрь 1945 г. Источниковой базой послужили документы, которые хранятся в Государственном архиве Донецкой Народной Республики. В использованных документах был найден доклад директора Сталинского Государственного Педагогического института Борисенко С.Е., о готовности ВУЗа к началу учебного года. Из доклада следует, что с помощью обкома партии помещение института было подготовлено к учебному году, но к сожалению, инвентаря для оборудования аудиторий критически не хватало.

Кабинеты образовывались с помощью руководителей и членов кафедр. Общежитие отсутствовало, но облисполкомом было вынесено решение об обеспечении углами и квартирами как студентов, так и профессорско- преподавательский состав. Набор студентов проведен неудовлетворительно. Особенно угрожающее положение было на математическом факультете (зачислено 7 человек из 60). Несмотря на принятые мероприятия, заявлений в институт поступило мало: разобрано 46 заявлений на очное отделение и 80 на подготовительные курсы. Кафедрами институт был обеспечен полностью за исключением кафедры марксизма – ленинизма. Материальная база улучшалась за счет подсобного хозяйства [2, 8]. Несмотря на все проведенные мероприятия, Сталинский Государст- венный Педагогический институт был не готов к принятию студентов.

Существовало множество проблем, основная из которых заключалась в том, что была не завершена подготовка помещений для учебного процесса, требовалось обеспечение студентов и преподавателей бумагой и всем необходимым, учебной части необходимо было сделать всё для пополнения фонда библиотеки. Институт начал свою работу в тяжелых условиях [2, 9]. Для решения проблемы с набором студентов, приняли решение продлить вступительную кампанию до 10 октября.

Также были посланы представители приемной комиссии, в отдаленные города. О продлении набора сообщалось по радио и в газетах. Для решения всех актуальных проблем, была назначена специальная комиссия [2, 11]. В соответствии с постановлением СНК СССР №413 от 13 апреля 1944 г. при высших учебных заведениях были учреждены военные кафедры, целью которых являлось: а) воспитывать студенческую молодежь в духе беззаветной любви к Родине и преданности Советской власти. б) подготовить дисциплинированный, физически крепкий и выносливый офицерский и сержантский состав для пополнения запаса Красной Армии. Военная подготовка в институте проводилась с сентября 1944 г. Военная кафедра проделала большую работу по оборудованию военкабинета, физкультзала, а также приобретала военное снаряжение. Преподаватели физической культуры активно занимались со студентами при подготовке к сдаче норм ГТО [3, 14].

Студенты института являлись постоянными участниками физкультурных соревнований, проведенных городскими и областными комитетами. В лыжном областном соревновании, а так же в городской эстафете институт занял первое место [3, 17]. По состоянию на сентябрь 1945 г. можно сказать, что ремонт помещений и корпусов института проводился успешно, хоть и с затруднениями.

Ремонт отопительной системы был сделан на 70%. Остро стояла проблема с восстановлением крыши, по причине отсутствия рабочей силы и материалов [1, 4]. Для пополнения рабочей силы проводились мероприятия по привлечению студентов на восстановительные работы. К примеру, 12 студентов были посланы на обучение в Донецкий индустриальный институт на специальность штукатурщиков. Также на ремонт помещений был задействован профессорско-преподавательский состав [1, 5]. Жилье для студентов предоставлялось, как и в прошлом году, путем распределения по квартирам. Овощами институт был обеспечен на зиму, частично с подсобного хозяйства, частично с колхозов. Уголь был получен в количестве 300 тонн и силами студентов перевезен за 5 дней [1, 7].

В докладе от 8 сентября 1945 г. говориться, что успешно выполнена программа по новому набору студентов. Всего на тот период, в Сталинском Государственном Педагогическом институте, училось 1120 студентов. Несмотря на это, оставалась тяжелая ситуация с учебными кабинетами. На 36 учебных групп приходилось около 14 аудиторий, что являлось критическим, т.к даже не было возможности проводить учебную работу в две смены.

Для решения этой проблемы директор института Борисенко С.Е немедленно выехал в г. Киев, в Наркомпрос УССР, для решения вопроса по восстановлению учебных корпусов [1, 8]. Несмотря на все трудности, активно проводилась научная и учебно- воспитательная работа. Сталинский Государственный Педагогический институт довольно быстро возобновить работу, после возвращения в освобожденный Красной Армией, г. Сталино.

Была проведена колоссальная работа для того, чтобы не только запустить учебный процесс, но и оставить неизменным профессорско-преподавательский состав. Таким образом, рассмотрев данный вопрос можно сказать, что Сталинский Государственный Педагогический институт достойно прошел все трудности военного периода. Работники института справились со всеми возложенными на них задачами, в то сложное время. Многие преподаватели оставались верными этому ВУЗу и после возвращения его в г. Сталино, они приступили к работе на прежних постах. Благодаря помощи студентов, решит многие проблемы восстановления, получилось намного быстрее.

Проводя параллели можно заметить, что в наше время и в годы Великой Отечественной войны, студенты и преподаватели остаются верными Донецкому национальному университету, а он смело отстаивает право называться лучшим Высшим учебным заведение, Донецкой Народной Республики.

Список литературы 1. ДГА ДНР. Ф. 6229. Оп. 1. Д. 5. Л. 107. 2. Там же. Д. 4. Л. 478. 3. Там же. Д. 24. Л. 492.

Дукин А.А., Удалова Т.М

Другие новости и статьи

« Легионы умирают за сестерции

Организация, задачи медицинской службы воинской части. Снабжение медицинским имуществом воинской части »

Запись создана: Четверг, 10 Октябрь 2019 в 0:31 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика