Екатерина II. Её влияние на ход истории
«Любить мой народ и быть матерью его – обязанность моя». Императрица Екатерина II
Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Правление Екатерины II – один из интереснейших этапов российской истории – в последнее десятилетие особо оказался в фокусе внимания общества.
Объяснение этому можно найти в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения. Екатерина II (1729-1796) – российская императрица. Екатерина II была истинной преемницей величия Петра I и продолжила преобразование России. «Петр удивил Европу своими победами, а Екатерина приучила ее к нашим победам» – писал Карамзин.
Период царствования Екатерины II – один из замечательнейших в нашей истории. Он оказал огромное влияние на последующие события и культурное развитие страны. Взойдя на престол, Екатерина прилагала все усилия, чтобы ее подданные были свободны и счастливы. Чтобы у всех было материальное благополучие. Не зря эти годы называют «Золотым веком», а ее саму – Екатериной Великой. Я бы сказала, что Екатерина II дала ответ на вопрос, как стать русским, в чем состоит понятие «русский человек», и своей жизнью, своим подвигом доказала, что понятие «русский» – более глубокое и широкое, чем просто этническая принадлежность. Государыня как-то выразила словами: «Я немка по рождению и русская душой». Может, этим самым она и раскрыла тайну русскости – что это понятие и состояние, прежде всего, духовное?
Именно в этом смысле я и называю Екатерину II настоящим чудом русской истории – когда немецкая принцесса стала русской Царицей. Так что же сделала Екатерина для своего народа, что уже более двухсот лет мы знаем её под прозвищем Великая? И почему ранее женщины- правители не удостаивались чести носить такое громкое имя? Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией, в то время как Россия одержала ряд побед над ней в ходе Семилетней войны, и вернул ей захваченные русскими земли.
Одновременно он намерился в союзе с Пруссией выступить против Дании (союзницы России), с целью вернуть отнятый ею у Гольштейна Шлезвиг, причём сам намеревался выступить в поход во главе гвардии. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась Екатерина – умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа. После того, как отношения с мужем окончательно испортились и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и погиб при невыясненных обстоятельствах.
После отречения мужа Екатерина Алексеевна вступила на престол как царствующая императрица с именем Екатерины II, издав манифест, в котором основанием для смещения Петра указывались попытка изменить государственную религию и мир с Пруссией. Для обоснования собственных прав на престол (а не наследника Павла) Екатерина ссылалась на «желание всех наших верноподданных явное и нелицемерное». 22 сентября (3 октября) 1762 года она была коронована в Москве. Так закончилась эта революция, самая веселая и деликатная из всех известных, не стоившая ни одной капли крови, настоящая дамская революция. В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца.
Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, нахо- дясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось сторгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному».
Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом: 1. Нужно просвещать нацию, которой должно управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. 34 года ее правления были периодом исторического оптимизма, просвещения и культуры, военных побед, колонизации благодатного Причерноморья, обретения хотя бы дворянством европейских прав. ПетрI исходил из того, что все, от князя до мужика, обязаны служить царю, пока могут передвигать ноги, за отлынивание полагается кнут, а за малейшее сомнение, туда ли ведет страну власть – смертная казнь. По восшествии на престол она провела ряд реформ – судебную, административную, губернскую. Через три недели после начала царствования Екатерина выпустила «Манифест о лихоимстве», в котором объявила войну коррупции.
Однако, как писал дореволюционный историк Василий Бильбасов, «Екатерина скоро убедилась сама, что «мздоимство в государственных делах» не искореняется указами и манифестами, что для этого нужна коренная реформа всего государственного строя – задача, оказавшаяся не по плечу ни тому времени, ни даже более позднейшему». Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохра- нилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Она так и не смогла изменить «ярем барщины старинно», что и привело к восстанию Е. Пугачева.
Следующим важнейшим шагом Императрицы было усовершенствова- ние указа «О даровании вольности и свободы всему российскому дворян- ству» от 18 февраля 1762 г., изданного ещё во время правления Петра III . Этот указ уже невозможно было отменить, да Екатерина и не собиралась отнимать у дворян дарованные им права: служить по собственной воле, не подвергаться телесным наказаниям, обращаться в Сенат за судебной защитой и пр. Со временем Екатерина еще более углубила и детализировала соответствующие принципы в своей «Жалованной грамоте дворянству» от 1785г. Следуя этому курсу далее, она обратила внимание и на интересы нарождающегося третьего сословия, издав «Жалованную грамоту городам», улучшавшую правовое положение городского населения империи.
Население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.) человек, Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов. Значительно увеличился экспорт российских товаров в другие европейские страны, в том числе через созданные черноморские порты. Всего к концу XVIII в. в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий (в 1767 г. их было 663). Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение).
В первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной; провела секуляризацию церковных земель (1764), значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине, что соответствовало ее представ- лениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1767 она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян.
Екатерина основала около 550 четырехлетних губернских и двухлетних уездных училищ, в которых одновременно занимались примерно 70 тысяч детей, в основном, мелких чиновников, купцов и мещан. Впервые была создана пусть не всеохватывающая, но стройная система среднего образования. С Екатерины же началось в России женское образование: в 1764 году в Петербурге был учрежден Смольный институт.
Если Петр "заводил науки" с чисто утилитарной целью, нуждаясь в квалифицированных инженерах, моряках и артиллеристах, то Екатерина ставила задачу "воспитать новую породу людей". В последние годы жизни Екатерина продолжала разрабатывать планы серьезных преобразований. На 1797 была намечена радикальная реформа центрального управления, введение законодательства о порядке наследования престола, создание высшей судебной инстанции, основанной на выборном представительстве от трех сословий. Однако завершить свою программу реформ Екатерина не успела. Время Екатерины II – это расцвет фаворитизма, характерного для европейской жизни второй половины 18 в.
Всю свою жизнь Екатерина искала мужчину, который был бы ее достоин, разделял бы ее увлечения, взгляды и т. д. Но найти такого человека ей, по-видимому, так и не удалось. Русский народ «поднимался с колен», а Екатерине II аплодировали стоя. Впервые Россией правила женщина, которую боялся весь мир.
Несомненно одно: она высоко подняла национальное достоинство и народную гордость россиян, приучила Россию к победам и мировому лидерству. При Екатерине русские привыкли чувствовать себя первыми людьми Европы. Таким образом, деяниями своими, обустройством государства Российского, его просвещением и выведением на новый мировой уровень, Екатерина II действительно достойна звания Великой.
Список литературы
1. Анисимов Е.В.Россия в XVIII – первой половине XIX века / Е.В.Анисимов, А.Б.Каменский. – М.: Мирос, 1994. – 336 с.
2. Бадак А.Н. Всемирная история / А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек. – Минск: Литература, 1996. – Т.15. – 511с.
3. Бестужева-Лада С.И. История России в лицах. Книга третья / С.И.Бестужева-Лада. – Екатеринбург: Издательские решения, 2016.
4. Валишевский К.Ф. Вокруг трона: Екатерина II, императрица Всероссийская / К.Ф. Валишевский. – М.: Терра, 2004. – 312с.
5. ПлатоновС. Ф.Полный курс лекций по русской истории /С.Ф.Платонов. – Петрозаводск: АО Фолиум, 1996. – 838с.
6. Сахаров А. Н.История России с начала XVIII до конца XIX века / А.Н.Сахаров. – М.: АСТ, 1996. – 543с.
7. Записки императрицы Екатерины Второй. – М.: Орбита, 1989. – 750с.
8. Имя России // Екатерина II Великая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nameofrussia.ru/person.html. – Имя России. – (Дата обращения 17.09.2017)
Стёпина В.Ю., Журба В.В.
Другие новости и статьи
Запись создана: Суббота, 14 Март 2020 в 4:25 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов, Современность.
метки: Екатерина II
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика