Проблемы рассмотрения уголовных дел судом присяжных в военных судах



Проблемы рассмотрения уголовных дел судом присяжных в военных судах

oboznik.ru - История возникновения и развития системы военных судов в России
#суд#военныйсуд#судприсяжных

Статья посвящена анализу исторического опыта развития института суда присяжных заседателей в военных судах России, а также проблемным вопросам, которые возникали и будут возникать при рассмотрении в военных судах уголовных дел с участием присяжных.

Автором делаются предложения по преодолению трудностей при осуществлении судопроизводства по указанной категории дел. Ключевые слова: присяжные заседатели; военные суды; Февральская революция; военнослужащие. Восстановление с 1993 года и развитие в современной России института суда присяжных в уголовном судопроизводстве являются наглядным проявлением укрепления судебной власти, доказательством того, что принципы законности, состязательности и независимости суда получают все большее закрепление в нашей жизни.

Как нынешний, так и предыдущий опыт деятельности суда присяжных в России (с 1864 по 1917 гг.) показывает, что он неотрывно связан с эволюционными изменениями, происходившими в государственном и общественном устройстве страны. Результатом судебной реформы 1864 года явилось не только введение суда присяжных, но и возникновение в государстве новой судебной системы, адвокатуры, реорганизация прокуратуры и органов юстиции, а также организация новых форм судебного процесса. Однако по мере обострения внутриполитической жизни страны уже к концу 70–80-х годов XIX века принимается более десятка законов, значительно меняющих юрисдикцию суда присяжных и его социальный состав.

Так, после 1889 г. присяжным заседателям остались подсудны только уголовные дела в отношении обычной преступности и из их компетенции были изъяты дела политического и религиозного характера. К компетенции присяжных заседателей было отнесено лишь вынесение вердикта о виновности подсудимого на основании установленных в суде доказательств без каких-либо мотивировок, а рассмотрение и разрешение всех процессуальных вопросов могло осуществляться только профессиональными судьями. Начавшаяся Первая мировая война привела к созданию чрезвычайных и военно-полевых судов и еще большему ограничению юрисдикции судов присяжных. Лишь после Февральской революции 1917 года и прихода к власти Временного правительства компетенция присяжных была существенно расширена, отменялись сословные, религиозные и иные ограничения, предлагалось в число заседателей включать женщин. К компетенции суда присяжных было отнесено рассмотрение дел о государственных преступлениях.

Постановлениями Временного правительства от 6 и 28 мая 1917 года в России впервые был введен военный суд присяжных. Он действовал в воинских частях, находящихся как на фронте, так и в тылу, а при определенных обстоятельствах его юрисдикция могла распространяться и на гражданское население. При этом присяжные вводились как в состав постоянно действующих военно-окружных судов, так и в состав создаваемых только на военное время военно-морских судов. В состав каждого суда помимо председательствующего (являющегося одним из постоянных судей местного военного суда) включались двое выборных судей из числа матросов или солдат и шесть присяжных заседателей.

При этом половина присяжных избирались из числа офицеров, а половина из солдат и матросов. Для избрания заседателей составлялось два отдельных общих списка: в первый вносились генералы, штаб-офицеры, обер-офицеры и чиновники, находящиеся на службе в войсковых частях, а во второй вносились все солдаты и матросы, состоящие в списках выборщиков. Не подлежали внесению в эти списки лица, опороченные судом или следствием, ограниченные в правах и преимуществах по службе, неграмотные, оказавшиеся несостоятельными должниками, а также находящиеся на военной службе менее одного года в мирное время и менее трех месяцев в военное. В мирное время общие списки составлялись на 6 месяцев, а в военное – на особые сроки, в зависимости от сложившейся обстановки.

Общие списки утверждались военным судом в распорядительном заседании корпусного комитета. Перед судебным заседанием публично проводилась жеребьевка – из общих списков избиралось по 10 солдат или матросов и 10 офицеров (в районе военных действий – по 8). Судебные заседания с участием военных присяжных проходили публично за исключением дел, где затрагивались религиозные чувства и нравственность. В начале судебного заседания присяжные приводились к присяге и им объяснялись их права и обязанности. Если имелись законные основания, они могли быть освобождены от участия в процессе. Затем прокурор, подсудимый (его адвокат), получив списки, могли немотивированно отвести по 2 присяжных, причем только по одному офицеру и одному солдату, а в военно-морском суде только по одному присяжному.

После отводов в военно-окружных судах должно было остаться не менее 12, а в районе боевых действий – не менее 10 присяжных. Из их числа по жребию избиралось 10 (в районе боевых действий 8) комплектных и 2 запасных присяжных заседателя. При этом количество солдат (матросов) и офицеров должно было быть равным. Как и в гражданских судах, судопроизводство с военными присяжными заседателями велось в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства. Дело разбиралось устно, судебное следствие осуществлялось на основе состязательности сторон. Далее удалившись в совещательную комнату, присяжные решали вопрос о виновности или невиновности подсудимого. Решения принимались большинством голосов, а при их равенстве принималось то, которое было в пользу подсудимого.

В военно-морских судах, в отличие от сухопутных, присяжные давали ответы на поставленные вопросы не устно, а путем тайной подачи голосов. В отличие от гражданских судов, в военных вместе с присяжными в совещательную комнату удалялся председательствующий по делу для определения подсудимому наказания. При оправдательном вердикте подсудимого сразу же освобождали изпод стражи и объявляли свободным. Если же его признавали виновным, то проводились прения относительно последствий его виновности. Председательствующий по делу, который имел право совещательного голоса, разъяснял присяжным, какое наказание полагается по закону за совершенное подсудимым преступление и в каких пределах его можно увеличить или смягчить. Приговоры военных судов с участием присяжных заседателей являлись окончательными и могли быть обжалованы только в кассационном порядке. В исключительных случаях военный суд мог направить на имя военного министра или командующего армией ходатайства о помиловании или смягчении наказания подсудимому. Начавшие действовать повсеместно с июня 2017 года военные суды присяжных стали испытывать трудности по их комплектованию, поскольку в условиях военного времени многие из присяжных заседателей не могли явиться в суд и их количество было меньше требуемого.

Поэтому постановлением Временного правительства от 5 августа 1917 года число военных присяжных заседателей было увеличено: из общего списка избиралось 30 присяжных (15 офицеров и 15 солдат), а в районе боевых действий – 24 присяжных (12 офицеров и 12 солдат). Недолгий период существования военных судов присяжных прервался сразу же после Октябрьской революции, когда декретом Совнаркома о суде № 1 от 22 ноября 1917 года все ранее действовавшие в России суды были упразднены. История деятельности первых военных судов присяжных вызывает неоднозначные оценки. С одной стороны, это показатель того, что демократические преобразования, происходящие в обществе, затронули и военную службу, ослабили судебную репрессию, способствовали защите прав и интересов военнослужащих. С другой стороны, неспособность властей в условиях продолжающейся войны остановить морально-политическое разложение армии, падение воинской дисциплины и правопорядка, рост дезертирства привели к тому, что деятельность военных судов присяжных только способствовала этим негативным процессам. Зачастую военные суды подвергались разгромам, а присяжные заседатели, вынесшие неугодный приговор, вынуждены были спасаться бегством из-за угроз расправы над ними со стороны вышедших из-под контроля командования масс солдат и матросов.

Попытки Временного правительства укрепить военную дисциплину с помощью ускоренных революционных судов, состав которых был выборным: 3 офицера и 3 солдата из списка присяжных или из состава войсковых комитетов, а также восстановление смертной казни исправить сложившееся на фронтах положение уже не смогли. В советский период российской государственности суд присяжных рассматривался как чуждый новой власти судебно-правовой механизм, и его возрождение стало возможным лишь после принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации и Федерального Конституционного закона от 23 октября 1996 года «О судебной системе Российской Федерации». Возможность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей военными судами была предусмотрена принятым 23 июня 1999 года Федеральным Конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» и ныне действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, установившим возможность рассмотрения таких дел на территории России с 1 января 2003 года (за исключением Чеченской республики, где такой порядок был введен позже).

В настоящее время участие присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции в военных судах предусмотрено в Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и в окружных (флотских) военных судах. С 1 января 2018 года их участие станет возможным и при рассмотрении уголовных дел гарнизонными военными судами. При этом уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает каких-либо изъятий, и порядок рассмотрения таких дел является единым для всех судов общей юрисдикции. Вместе с тем даже уже наработанная практика рассмотрения такой категории дел в военных судах свидетельствует о наличии определенных проблем, возникающих при рассмотрении дел с участием присяжных. В первую очередь, это сложности, возникающие с организацией судебных процессов.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (с последующими изменениями) предусмотрено, что списки кандидатов в присяжные составляются исполнительнораспорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом исключению из этих списков, помимо прочих условий, подлежат лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления, военнослужащие, работники правоохранительных органов и священнослужители. Тем самым значительная часть кандидатов в присяжные заседатели работает в негосударственных коммерческих организациях и предприятиях и любой отрыв их от работы вызывает неудовольствие владельцев и руководителей данных предприятий, а у самих кандидатов в присяжные возникают не только трудности на работе, но и зачастую финансовые потери. Данное обстоятельство обуславливает то, что явка кандидатов в присяжные заседатели остается на очень низком уровне.

Сказывается при этом и недостаток информации к фигуре присяжного заседателя. Иногда кандидат даже не понимает, для чего он приглашается в военный суд. Ныне существующий способ отбора кандидатов в присяжные не гарантирует защиту от попадания в предварительные списки присяжных лиц, ранее судимых, душевнобольных, страдающих алкоголизмом или наркоманией либо имеющих иные физические или психические недостатки, в силу чего они не могут исполнять обязанности присяжных заседателей. Данные о личности кандидатов в присяжные не проверяются, а какой-либо ответственности за предоставление ими суду недостоверных сведений о себе законом не предусмотрено. Немаловажным является и то, что юрисдикцией военных судов как правило охватывается несколько субъектов Российской Федерации и к участию в судебном заседании привлекаются присяжные заседатели из региона, где было совершено преступление.

В это же время значительная часть рассматриваемых с их участием уголовных дел составляет несколько десятков томов и может содержать десятки эпизодов обвинения, а процессы по ним могут длиться месяцами. Сложно представить, что присяжные заседатели согласятся выехать по месту дислокации военного суда и длительное время проживать вдали от дома, исполняя свои обязанности.

В условиях длительности рассмотрения уголовного дела, когда участники процесса привыкают друг к другу, бывает трудно оградить присяжных заседателей от общения с другими участниками процесса вне судебного заседания. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что рассмотрение отдельных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими, требует знания как специфики военной службы, так и установленного порядка взаимоотношений между военнослужащими. В то же время среди кандидатов в присяжные заседатели много лиц, которые военную службу не проходили, в силу чего они не имеют представления о ней, что затрудняет принятие ими объективных решений при рассмотрении уголовного дела.

С учетом изложенного представляется необходимым законодательно изменить порядок отбора присяжных заседателей, предусмотрев в некоторых случаях возможность дополнительного набора, а для военных судов снять ограничения на участие в качестве присяжных заседателей военнослужащих. Следует отметить и то обстоятельство, что в значительной части гарнизонных военных судов, так и в некоторых окружных военных судах, отсутствуют помещения, приспособленные для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей, а создание необходимых условий требует строительства новых зданий.

В условиях нынешней слабой социальной защищенности и текучести кадров аппаратов судов могут возникнуть проблемы и с подготовкой специалистов, обеспечивающих рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей. Разрешение этих проблем невозможно без выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Отдельного анализа требуют вопросы рассмотрения такой категории уголовных дел военными судами, дислоцирующимися за пределами Российской Федерации.

Сафонов Э.Е.



Другие новости и статьи

« Отдельные аспекты исторического формирования правового регулирования благотворительной деятельности Петром I

Достижения Советской власти глазами одного из её непримиримых противников »

Запись создана: Пятница, 3 Май 2019 в 0:11 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы